Урок химии для 10 класса по теме «Предельные углеводороды. Обобщение»

ТЕМА: Предельные углеводороды. Обобщение.

Миннигалеева Анастасия Николаевна, учитель биологии, химии высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


№ УЭ.
Учебный материал с указанием заданий.
Руководство по усвоению.

УЭ-0.
Интегрирующая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных углеводородах; отработать навыки составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК; а также умения решать расчетные задачи.
Внимательно прочитайте цель урока.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.

УЭ-1.
Разминка.
Цель: повторить общие знания о предельных углеводородах.
1. Какие органические вещества относятся к углеводородам?
2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?
3. Назовите общую формулу предельных углеводородов.
4. Напишите формулу алканов, имеющих в своем составе 16, 21, 23 атомов углерода.
5. Напишите формулу алканов, имеющих в своем составе 14, 20,26 атомов водорода.
6. Какой вид гибридизации характерен для предельных углеводородов?
7. Назовите валентный угол и длину С-С связи в молекулах алканов.
Подготовьте ответы на вопросы письменно.

Работайте индивидуально в тетради.


За каждый правильный ответ – 1 балл.



Ответы проверьте у учителя.

УЭ-2.
Проведи линию.
Цель: повторить структурные формулы и номенклатуру алканов.
1) СН3-СН-СН3

СН3

2) СН3 – СН - СН - СН3


СН3 СН3

3) СН3 – СН2 – СН – СН2 –СН3

С2Н5

4) СН3

СН3 С СН3

СН3


А) 2-метилпропан, Б) 2,2 – диметилпропан,
В) 2,3 – диметилбутан, Г) 3 - этилпентан
Работайте индивидуально, в тетрадях.

Соотнесите каждую формулу вещества и название.

За каждую правильную пару – 2 балла.



Ответы возьмите у учителя.

УЭ-3.
Пятиборье.
Цель: повторить свойства алканов, умение составлять уравнения.
Выполните цепочку превращений.

С3Н7СООNa C3H8 C3H7Cl C6H14
C6H12 CO2

Работайте в парах в тетради.
За каждое правиль ное уравнение – 2 балла,
Ответы возьмите у учителя.

УЭ-4.
Решение задач.
Цель: отработка умения решать расчетные задачи на выведение формул веществ.
Решите задачи. При правильном решении из соответствующих слогов вы получите слово.



1
2
3

Дано
w(C)=83,3%
w(H)=16,7%

·(H2)=36
w(C)=82,8%
w(H)=17,2 %

·(воз)=2
w(C)=81,8%
w(H)=18,2 %

·(N2)=1,52
D(N2)=28

Ответ:
С3Н8
С5Н12
С4Н10

ТАК
МО
ОТ

ЛИЧ
ДЕР
ЛОД

ЦЫ
НО
ЖАТЬ


Работайте в парах.
1 задачу – 1 ученик, 2 – 2-ой ученик, 3-ю – кто быстрее решит свою задачу.

Каждая задача – 3 балла.
Составьте полученное слово.
Ответы возьмите у учителя.





УЭ-5.
Попасть в десятку.
Цель: совершенствование знаний физических свойств углеводородов.
Определите вещество по его свойствам.
1. Бесцветная жидкость со специфическим запахом, горючая. Из всех жидкостей в своем гомологическом ряду она имеет самую меленькую молекулярную массу. Такую молекулярную формулу имеют еще 3 изомера.
2. Вещество бесцветно, газообразное, горючее. Из всех газообразных веществ оно имеет самую большую молекулярную массу. Такую формулу имеют еще 2 изомера.
3. Это газ без цвета и запаха, почти в 2 раза легче воздуха. Он образуется в результате разложения без доступа воздуха остатков животных и растений. Этот газ называют рудничным.
Работайте в парах в тетради.


Каждое задание – 1 балл.







Ответы возьмите у учителя.


УЭ-6.
Цель: подведение итогов урока.
1. Прочитайте интегрирующую цель урока.
2. Достигли ли вы цели урока?
3. Оцените свою работу:
Если вы набрали за урок 37 - 33 балла – ваша оценка «5». Молодцы!
Если вы набрали 32- 26 баллов – ваша оценка «4». Тоже неплохо.
Если вы набрали 25- 19 баллов – ваша оценка «3». Повторите материал учебника стр. 21 - 43.
Если вы набрали менее 19 баллов –то ваша оценка «2». К сожалению вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях.


УЭ-7.
Творческое д/з: составьте кроссворд на тему урока.








15