Разработка урока по теме «Систематизация и обобщение знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».












План-конспект урока
по химии в 8 классе
МКОУ Малокрасноярская оош
на тему
«Систематизация и обобщение знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи».








Разработал: Полукеева С.В.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»








Москва 2017





Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов».
Дата проведения 20.11.2016 года.
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний об элементах.
Технология урока: план урока составлен в соответствии и требованиями ФГОС ООО.
Цель урока: выявление уровня знаний учащихся по теме «Атомы химических элементов»: о строении атомов элементов, о металлах и неметаллах, о видах химической связи.
Задачи:
 Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы строение атомов химических элементов, первоначальные химические понятия, типы химических связей.
Скорректировать и закрепить навыки составления схем образования молекул с ковалентной полярной и неполярной, ионной связями.
Развить до более высокого уровня умения работать с информацией, самостоятельно выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;
Продолжить работу над формированием «химического словаря», умением апеллировать химическими терминами.
Совершенствование умения работать в коллективе и самостоятельно.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты:
- повышение мотивации школьников к изучению химии;
Метапредметные результаты:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; 2) использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей; 3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 5) использование различных источников для получения химической информации. Предметные результаты: 1. В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность
· описывать и различать простые и сложные вещества, · классифицировать изученные объекты и явления; · структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; · моделировать строение атомов элементов первого третьего периодов, строение простейших молекул.
Основные термины, понятия: атом, молекула, протон, нейтрон, изотопы, электронная оболочка, электронный слой (энергетический уровень), завершенный, незавершенный энергетический уровень, электронное облако (орбиталь), s-орбиталь, p-орбиталь, металлические, неметаллические свойства, ионная связь, ковалентная химическая связь, ковалентная полярная химическая связь, ковалентная неполярная химическая связь, электронная пара, непарный электрон, электронная формула, структурная формула, электроотрицательность (ЭО), металлическая связь.
Оборудование: классная доска, ПСХЭ Д.И.Менделеева, карточки с заданиями.
План урока:
№ п/п
Этап урока
Продолжительность этапа

I
Организационный этап.
1 мин

II
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4 мин

III
Актуализация знаний.
5 мин

IV
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
20 мин

V
Применение знаний и умений в новой ситуации
6 мин

VI
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5 мин

VII
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
4 мин


Ход урока:


п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1.
Организационный этап.
Приветствует детей.
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Подводит учащихся к определению темы и задач урока с помощью стиха (Пр.№1): вставить химические понятия вместо пропусков, к выделенной части стиха дать объяснение.
Исходя из содержания стиха, предлагает определить тему, цель и задачи урока.


Отдельные учащиеся комментируют почему вставляют те или иные слова, объясняют, что значит выделенная часть стиха («в парах» - ковалентные электроны, «ищут пару» - валентные электроны, «из атома такого»-ковалентная неполярная связь, «из атома другого,
Но похожего такого»-ковалентная полярная связь, «кто ушёл совсем к атому иному» - ионная связь.
Определяют тему, цель и задачи урока.

3.
Актуализация знаний.
Организует 1. фронтальную беседу по вопросам:
Каков состав атома?
Из чего состоят ядра атомов?
Что такое массовое число?
Какая связь существует между порядковым номером элемента составом его ядра и относительной массой?
Современная формулировка определения химического определения.
Какая связь называется ионной?
Какая связь называется ковалентной?
Какие виды ковалентной связи вам известны?
Какая связь называется ковалентной полярной связью?
Какая связь называется ковалентной неполярной связью?
2. индивидуальную работу с тестом (Пр.№2)


Отвечают на вопросы.
Выполняют тест (Пр.№2)
Осуществляют самопроверку (ответы на слайде)

4.
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Организует решение заданий в парах. (Работа проводиться по принципу «вертушки»: на столах карточки с заданиями, на каждом столе задания по подтемам темы «Атомы химических элементов»).
(Пр.№3)
Решают задания, осуществляя проверку (правильные ответы за каждым следующим столом).

5.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Осуществляет подведение итогов выполнения тестовых заданий, организует выполнение задания повышенной сложности. (Пр.№4)
Исправляют ошибки в заданиях, делают выводы. Выполняют первое задания фронтально, один учащийся комментирует, другие исправляют ошибки, дополняют.
Выполняют несколько заданий самостоятельно.

6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Анализирует результаты работы, организует выявление типов заданий вызывающих затруднение у учащихся.
Организовывает повторное обобщение учебного материала с целью коррекции знаний и ликвидации пробелов.
Исправляют допущенные ошибки, задают вопросы, делают выводы.

7.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Организует рефлексию учащихся по вопросам своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.
Прием «Закончи предложение» (Пр.№5)
Оценки за работу на уроке.
Работают с карточками, высказывают свое мнение и отношение к уроку, заполняя оценочный лист (Пр№5)

8.
Д/З.

Объявляет домашнее задание.
Стр.50 №4, стр.60№4, стр.66№2, стр.77№2.

Записываю Д/З.




Приложение №1. Где то там, давным-давно, не то в Спарте, не то в Риме
Совершенно "неделимым" Называли учёные ------(атом). Но сейчас твердит наука: (Атом)----- - не простая штука И устроен он хитро. В центре - плотное ---------(ядро),
А в ------(ядре) есть --------- (протон) Он очень положительный, С массою внушительной. А таких, как он, отряд Создаёт в ядре заряд. Лучший друг его -------( нейтрон),
Без заряда, с массой он.
Пляшут крошки--------(электроны) В электронных облаках.
Те, что в парах вальс танцуют,
Одиночки ж в пляс пошли -
Себе парочку нашли:
Кто из атома такого,
Кто из атома другого,
Но похожего такого.
Кто ушёл совсем к атому иному.

Приложение №2.
Тест №1.
Какая информация относится к молекуле:
А) состоит из атомов
Б) сохраняется в химических реакциях
В) является носителем химических свойств вещества
Г) не сохраняется в химических реакциях
2. Что такое атомы?
А) мельчайшие частицы – носители химических свойств вещества
Б) мельчайшие, химически делимые частицы
В) частицы, которые составляют молекулы
Г) мельчайшие физически неделимые частицы
3. Какая из приведенных ниже схем соответствует молекуле воды:



А Б В Г
4. Сколько знергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29?
А) 1
Б) 3
В) 4
Г) 5
5. В молекулах каких веществ, формулы которых приведены ниже, все связи ковалентные неполярные:
А) Н2
Б) Н2О
В) Н2О2
Г) О2
Ответы на тест №1.
1
2
3
4
5

АГ
АВ
В
В
АГ


Приложение №3.
Задание №1. Строение атома.
Укажите порядковый номер элемента, имеющего массовое число, равное 40, и 20 нейтронов в ядре, назовите элемент:
А) 41 Б) 61 В) 20 Г) 21
2. Основной вклад в массу атома вносят:
А) протоны и электроны Б) нейтроны и электроны
В) протоны и нейтроны Г) ядро и электроны
3. Масса нейтрона примерно соответствует:
А) 0 Б) 1,66 В) 1 г Г) 1 а.е.м.
4. Какие из указанных ниже ядер атомов содержат 2 нейтрона:
А) литий Б) дейтерий В) тритий Г) протий
Задание №2. Строение электронных оболочек.
В атоме натрия электроны располагаются в следующем порядке:
А) 2 8 3 Б) 2 8 1 В) 2 8 7 Г) 2 8 4
2. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 21:
А) 1 Б) 3 В) 4 Г) 5
3. В одном периоде расположены элементы:
А) с одинаковым числом валентных электронов
Б) с одинаковым числом электронных орбиталей
В) с одинаковым радиусом атомов
Г) заряд ядра атомов, которых последовательно возрастает на единицу
4. Элемент имеет один неспаренный электрон на внешнем энергетическом уровне, ярко выраженные неметаллические свойства, расположен во втором периоде, в VII группе. Этот элемент:
А) углерод Б) азот В) кислород Г) фтор
Задание №3. Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность.
1. В молекулах каких веществ, формулы которых приведены ниже, все связи ковалентные неполярные:
А) Н2 Б) Н2О В) Н2О2 Г) О2
2. В каких молекулах, формулы которых приведены ниже, химическая связь образована двумя общими электронными парами:
А) Н2 Б) N2 В) Cl2 Г) О2
3. В ряду элементов C – N – O – F электроотрицательность
А) наибольшая для фтора
Б) наименьшая для углерода
В) понижается
Г) растёт
4. В молекуле воды связь:
А) ионная
Б) ковалентная полярная
В) ковалентная неполярная
Г) металлическая
Задание №4. Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность.
Укажите символ элемента, атом которого может образовывать ионную и металлическую связи:
А) N Б) Al В) F Г) O
2. В каком ряду элементов электроотрицательность возрастает слева направо:
А) H, C, N, O Б) P, Si, Al, Mq В) Li, Be, B, C Г) F, Cl, Br, I
3. Между атомами элементов с порядковыми номерами 11 и 17 образуется химическая связь:
А) металлическая Б) ионная
В) ковалентная неполярная Г) ковалентная полярная
4. В каком ряду во всех веществах ковалентные полярные связи:
А) HCl, CH4, NH3 Б) HI, N2, O2
· В) H2O, HF, PH3 Г) Al, NaCl, CaCO3

Задание №1. Строение атома. ОТВЕТЫ
1
2
3
4

В
В
Б
А,Г


Задание №2. Строение электронных оболочек. ОТВЕТЫ
1
2
3
4

Б
В
Б
Б


Задание №3. Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность. ОТВЕТЫ
1
2
3
4

Б
Г
Г
Б


Задание №4. Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность. ОТВЕТЫ
1
2
3
4

Б
В
Б
А



Приложение №4.
Даны вещества: натрий, сера, магний, водород, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной химической связью, с ковалентной полярной химической связью .

Приложение №5.
1. На уроке я узнал:
2. во время урока мне понравилось:
3. во время урока мне не понравилось:
4. ещё я бы хотел узнать:
5. на уроке я работал:
6. оцениваю урок:
7. оцениваю свою работу на уроке на:

Формы контроля и оценки результатов урока: устный опрос, тест, репродуктивные задания, задания повышенного типа.
Информация о домашнем задании.
Стр.50 №4, стр.60№4, стр.66№2, стр.77№2. Повторение §7-13.

Список использованной литературы:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.  Настольная книга  учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2016.
Горговенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. Москва ВАКО 2007
Качалова Г.С; Ким А.М; Куулар Л.Л. Химия – 8; учебно – методический комплекс по курсу химии для 8 класса СУИ Новосибирск, 2002


Самоанализ урока

Внешние связи урока.
Урок «Систематизация и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов» 15 урок по теме. На данном уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания, полученные при изучении темы строение атомов химических элементов, первоначальные химические понятия, типы химических связей, корректируют их. Урок направлен на подготовку учащихся к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов».

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
В классе, где проводился урок 8 человек. Учащиеся класса с высоким уровнем обученности и обучаемости -3 учащихся, учащиеся класса со средним уровнем обученности и обучаемости - 3 учащихся, 2 учащихся с низким уровнем обученности и обучаемости. В связи с этим моментом на урок определила следующие цели:
Познавательный аспект ТЦУ
- Обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность (давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность) - Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма (моделировать строение атомов элементов первого третьего периодов, строение простейших молекул) - Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом (описывать и различать простые и сложные вещества, классифицировать изученные объекты и явления; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников)

Развивающий аспект ТЦУ
Развивающий аспект ТЦУ триединой образовательной цели на данном уроке складывается из нескольких блоков:
В рамках  регулятивных УУД : учащиеся осуществляют действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование своей деятельности, прогнозирование своей деятельности, контроль и коррекцию своих знаний, оценку и взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
В рамках познавательных УУД: учащиеся осуществляют общеучебные действия, как то: знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.
В рамках коммуникативных УУД – действия, обеспечивающие социальную компетентность: работа в коллективе, сотрудничество в парах, совершенствование навыков в общении.
В рамках   личностных УУД – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия, повышающие мотивацию школьников к изучению химии, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Воспитательный аспект ТЦУ.
В рамках воспитательного аспекта ТЦУ на данном уроке предусматривается:
- воспитание толерантности, коммуникативности учащихся,
- формирование ценностного отношения к окружающему миру,
- содействие осознанному принятию важности полученных на уроке знаний,
- способствование развитию готовности к сотрудничеству с учителем, с обноклассниками.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
Урок «Систематизация и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов» состоит из 8 этапов.
Этапы урока:
-Организационный, направленный на обеспечение психологической и организационной готовности учеников к работе и включающий приветствие учеников, проверка психологической и организационной готовности к уроку (1 мин.);
- Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На данном этапе, работая с текстом стиха, определяют тему урока, задачи урока. Продолжительность данного этапа 4 минуты.
- Этап актуализации знаний проводится в форме фронтальной беседы и выполнение индивидуального теста. Что позволяет восстановить в памяти учащихся знания по теме, осуществить первичную коррекцию знаний. Результат теста показывает, на что обратить внимание во время работы на следующих этапах.
Этап обобщения и систематизации знаний, подготовки учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) - самый продолжительный по времени этап 20 минут. Он включает в себя решение заданий в парах. Работа проводиться по принципу «вертушки»: на столах карточки с заданиями, на каждом столе задания по подтемам темы «Атомы химических элементов»: «Строение атома», «Строение электронных оболочек», «Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность». Задания даны в форме теста. На каждое задание отводиться по 5 минут. После выполнения теста за каждым следующим столом учащиеся проверяют правильность его выполнения.
Такая работа позволит сэкономить время на физминутке – переход от одного стола к другому позволяет учащимся осуществить разминку.
Этап применение знаний и умений в новой ситуации длиться 6 минут. Учащимся предложено несколько веществ (металлов и неметаллов), имея которые они должны придумать и составить схемы образования соединения с ионной химической связью, с ковалентной полярной химической связью. Первую схему составляют фронтально, ещё несколько – самостоятельно, причём на листах А4, фломастером. После чего представляют схемы у доски. Учащиеся проверяют выполнение задания, комментируют ошибки.
Этап контроля, усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция длится 5 минут. Этот этапа выявил пробелы в знаниях учащихся, был направлен на ликвидацию пробелов и коррекцию знаний. Проводился в форме фронтальной беседы с учащимися.
Эпат рефлексии (подведение итогов занятия), анализа и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу длиться 3 минуты.
Этап предусматривает создание условий для осмысления полученных знаний, оценивание общеучебных и предметных умений. На этом этапе проведится фронтальная беседа с учащимися о достижении цели урока, качественное оценивание своей работы. Учащиеся заполняют каточки «Закончи предложение».
Этап о домашнем задании обеспечил понимание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.
II. Содержание урока
В ходе урока на каждом этапе делаю акцент на терминологию, правильное произношение химических терминов, уместное их использование, умение аппелировать химическими понятиями по теме такими как: атом, молекула, протон, нейтрон, изотопы, электронная оболочка, электронный слой (энергетический уровень), завершенный, незавершенный энергетический уровень, электронное облако (орбиталь), s-орбиталь, p-орбиталь, металлические, неметаллические свойства, ионная связь, ковалентная химическая связь, ковалентная полярная химическая связь, ковалентная неполярная химическая связь, электронная пара, непарный электрон, электронная формула, структурная формула, электроотрицательность (ЭО), металлическая связь.
Особое внимание уделяю на тактичное поведение учащихся во время фронтальной работы: уместные комментарии ответов одноклассников, умение высказывать аргументировано свою позицию по спорному вопросу, создаю ситуации сотрудничества с одноклассниками (работа в парах).
Создавая ситуацию комфортности, чередую проверку теоретических знаний с практическим их применением: на третьем этапе опрос по теории темы, затем практическое задание – тест. На четвёртом этапе анализ ошибок, затем выполнение заданий.
По итогам выполнения всех заданий учащиеся показывают сформированность основных знаний и умений по теме. Есть некоторые пробелы, их нужно ликвидировать, повторив изученную тему и выполнив домашнее задание.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
    Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности (самостоятельная, парная, фронтальная работа) на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, считаю, что время на уроке  использовалось рационально.
Для проверки знаний учащихся применила устный контроль: при устном контроле знаний имеется возможность проверить весь материал по изученной теме.
Устный контроль знаний помогает мне лучше понять на сколько у учащихся сформированы знания по теме, какие есть пробелы, кроме того в процессе контроля устанавливаются личные контакты. Кроме того устный контроль позволяет учащимся найти в ответах одноклассников ответы на существующие вопросы. Именно в процессе устного опроса (третий этап урока) проверяю знания основных понятий по теме. Контролируя знания, учитываю умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически. Обязательно , для усиления внимания к ответу учащегося применяю прием рецензирования - поручаю учащимся следить за ответом одноклассника, вносить исправления. В ходе урока применила индивидуальный и фронтальный устный опрос.
На четвертом этапе урока применила письменный контроль: четыре карточки с заданиями, в каждой из которых по 4 вопроса. На выполнение заданий каждой карточки время пять минут, включая самопроверку за следующим столом. Письменный контроль позволил мне получить общую картину знаний всех учащихся по теме.




Заголовок 115