Методическая разработка урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» 7 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №70» города Дзержинска Нижегородской области.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Деепричастие»
7 класс

Разработала Зуйкова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
2016 год
Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний о деепричастии"
ТИП УРОКА: обобщение знаний
ЦЕЛИ УРОКА: закрепление и обобщение знаний о деепричастии и деепричастном обороте
Задачи:
- Обучающие:
1. анализировать и характеризовать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;
2. формировать орфографическую компетентность учащихся;
3. формировать умения постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
- Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей;
2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений;
3. развитие умения давать самооценку своей деятельности.
- Воспитательные:
1. формировать интерес к творчеству художника В.М.Васнецова;
2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка
Оборудование: учебник, компьютер, репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка», раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки деепричастия, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
(сопровождается проецированием картины В.М.Васнецова «Аленушка» )
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Деепричастие». Мы вспомним все, что узнали об этой части речи на уроках. Поможет нам в этом замечательная картина В.М.Васнецова «Аленушка». Внимание ! В течение урока вы должны «собирать» деепричастия, которые помогут потом описать эту картину.
2.Актуализация знаний
Учитель От какой части речи образуются деепричастия? ( От глагола)
Что мы знаем о пунктуации в предложениях с деепричастным оборотом? Задание Давайте прочитаем текст и заменим подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Что станет с текстом?
3. Выявление места и причины затруднения
Текст. (у каждого на парте)
(1)Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
(2)Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.(3) Переживания сжимают сер_це, туманят ее безрадостный взгляд (4).Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. (5)Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом.(6) Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. (7) Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
(8)Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
Задание: Графически объяснить знаки препинания. Почему в 1 и 2,4, 7 предложениях пунктуация не изменилась после замены глагола на деепричастие? Как изменилась пунктуация после замены глагола на деепричастие в 6,8 предложениях? Объяснить написание буквы Д в слове сер_це (предложение 3). Как понять выражения : «Переживания туманят взгляд, небо навевает мысли» (предложение 5)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Самопроверка по эталону (текст на экране), выявляем проблемные места.
Учитель: Прочитать получившийся текст с деепричастиями. Как изменился текст? (Благодаря деепричастиям текст стал «живее», образнее)
Определяется цель урока: отработать навык постановки запятых при деепричастном обороте, составлять грамматически правильно предложения с деепричастным оборотом.
5. Реализация построенного проекта
А)Выборочно-распределительный диктант
Чем отличаются деепричастия в 1 и2 предложениях? (Видом)
Раздать детям таблички
Задание Заполните таблицу
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.
Деепричастие совершенного вида Деепричастие несовершенного вида
Б)Работа по развитию речи
Какое правило надо соблюдать, чтобы без ошибок составить предложение с деепричастным оборотом? (затрудняются ответить.)
Исправьте грамматичесие ошибки и объясните их причины.
Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Думая о прошлом в ее воспоминании оживают счастливые дни. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
А) Задание Распространите предложения деепричастными оборотами
Природа грустит. (ДУМАЯ О СУДЬБЕ ОДИНОКОЙ ДЕВУШКИ)
Лес окружает Аленушку (ОГРАЖДАЯ ЕЕ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОГО МИРА)
Темная вода успокаивает. (РАСТВОРЯЯ ПЕЧАЛИ И ЗАБОТЫ)
Б) Запишем в строчку рабочий материал к картине. Объяснить написание слов.
(Не)замечая, (не)проницаемая стена, (не)утолимая печаль, (не)радясь, (не)преодолимая преграда.
7.Включение в систему знаний.
Задание . Опираясь на собранный материал, написать сочинение-миниатюру по картине.
8. Рефлексия. Заслушивание 1-2 сочинений. Выставление отметок за урок.
9.Домашнее задание. Упр.194
Использованная литература.
Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Федеральный государственный образовательный стандарт .