Рабочая программа Школьный музей в кадетском корпусе

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Авторская программа дополнительного образования «музейно-поиского-краеведческого» кружка относится к образовательной области «История Отечества» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейно-поисковой деятельности, формирования социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, города, области.
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих мемориальный музей ГБОУ «Нижегородской кадетской школы-интерната имени генерала армии В.Ф.Маргелова» (далее по тексту Учреждение).
Организация научно-исследовательской работы.
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция авторской программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе обучающихся к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому обучающемуся;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного блока на страничке сайта Учреждения.
Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами ВОВ.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей Учреждения.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей обучающихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает обучающимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
лекции;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев города и области;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории г. Балахны, Нижегородского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находит концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий

Срок реализации программы – 2 года.
























II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

1
Вводные занятия.

2
История Нижегородской кадетской школы-интерната имени генерала армии В.Ф. Маргелова

3
Биография Генерала Армии Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова

4
Кадетские корпуса в России в 18-19 веках

5
Российские кадетские корпуса за рубежом

6
История Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса

7
История ВДВ

8
История моей семьи в истории города.

9
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

10
История Нижегородского края

11
Практические занятия на базе музеев города, архива ЦАНО 3№ г. Балахны.

12
Экспозиция мемориального музея ГОУ НКШИ



II ГОД ОБУЧЕНИЯ

1
Вводные занятия.

2
Экспозиционно-выставочная работа музея

3
Работа с источниками. Фондовая работа музея

4
Порядок сбора, учета и хранения музейных предметов. Инвентарная книга.

5
Работа в архиве музея

6
Обеспечение сохранности предметов в экспозиции и фондах.

7
Замысел, структура, методы построения экспозиции

8
Виды экспозиций.

9
Стационарная выставка.

10
Экскурсионная деятельность

11
Ведения экскурсии;











III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ урока
Название темы
Количество часов




Всего
Теория
Практика

1
1
Вводные занятия.
1
1
1

2
2 - 11
История Нижегородской кадетской школы-интерната имени генерала армии В.Ф. Маргелова
10
5
5

3
12 - 16
Биография В.Ф. Маргелова
5
1
4

4
17 – 18
Кадетские корпуса в России в 18-19 веках
2
1
1

5
19
Российские кадетские корпуса за рубежом
1
1
-

6
20 - 27
История Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса
8
4
4

7
28 - 37
История ВДВ
10
2
8

8
38 - 42
История моей семьи в истории города.
5
2
3

9
43- 49
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
7
-
7

10
50 - 59
История Нижегородского края
10
5
5

11
60 - 65
Практические занятия на базе музеев города, архива ЦАНО 3№ г. Балахны.
10
-
5

12
66 - 72
Экспозиция мемориального музея ГОУ НКШИ
7
3
4



Всего часов:
72
25
























II ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ урока
Название темы
Количество часов




Всего
Теория
Практика

1
1
Вводные занятия.
1
1
1

2
2 - 6
Экспозиционно-выставочная работа музея
5
1
4

3
7 - 16
Работа с источниками. Фондовая работа музея
10
3
7

4
17 – 20
Порядок сбора, учета и хранения музейных предметов. Инвентарная книга.
4
2
2

5
21- 30
Работа в архиве музея
10
5
5

6
31 - 40
Обеспечение сохранности предметов в экспозиции и фондах.
10
5
5

7
41 - 50
Замысел, структура, методы построения экспозиции
10
2
8

8
51 - 55
Виды экспозиций.
5
2
3

9
56 - 60
Стационарная выставка.
5
-
5

10
61 - 68
Экскурсионная деятельность
8
4
4

11
69 - 72
Ведения экскурсии;
4
1
3



Всего часов:
72
27
42




























IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.
Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000.
Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.












13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 115