программа элективного курсаЭкологическое мировоззрение (9 класс) предпрофильная подготовка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Покрово- Марфинский филиал

Утверждаю:
Директор школы ________ И.В. Злобина

Приказ №_____ от «___» _________ 2012_ г.
Согласовано:
зам.директора по УВР

________М.А.Шебунова


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
ШМО учителей биологии
Протокол №_____
от «___» ___________ 2012 г





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

для 9-го класса
на 2011-2012 учебный год








срок реализации: 1год

составитель: Черемисина И.В.








П-Марфино 2012 Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса.
Программа рассчитана на 17 часов, из них 12 теоретические занятия, 5 практических занятий (лабораторные работы, исследовательские работы, написание проекта). программа направлена на формирование у детей цельного интегрированного взгляда на мир, представления о Земле как едином, целостном организме, в котором все тесно взаимосвязано.
Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся. Составной частью
экологической культуры является экологическое мировоззрение. Оно
представляет систему обобщенных взглядов на отношения людей к
окружающей среде.
Новизна программы сосредоточена на усовершенствовании уже существующих образовательных курсов.
Цель
расширить знания учащихся по опросам экологии: современное состояние окружающей среды, роль человека в формировании её.
расширить знания учащихся о влиянии экологических факторов на здоровье человека.
формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся - экологический мониторинг
формирование экологической культуры учащихся через участие в природоохранной деятельности
учить детей умению анализировать свои поступки и свой образ жизни со следствиями неизбежного воздействия на окружающую среду.
Занятия данной программы носят воспитательную и развивающую направленность. Формированию экологического мировоззрения способствует содержание тем данного курса. Значительную помощь в решении этой сложной педагогической задачи может оказать изучение глобальных экологических проблем, которые влияют на всех без исключения людей, проявляются в любой точке земного шара. То состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается оттого, что мы хотели бы иметь. Древняя китайская мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Проблемы, рассматриваемые данным курсом, учат детей анализировать привычный образ жизни, свои поступки по отношению к окружающей среде и постараться изменить или даже вообще отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.
Содержание данной программы представлено в виде шести блоков: «Введение в изучаемый курс», « Знаки беды», «Экология и человек», «В мире заповедной природы», экологический мониторинг « За чистоту родного края», « Я Человек, я -посредине мира».
Главное назначение излагаемой в каждом блоке информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету. Изучая, заставить задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду.
Практические занятия экологического мониторинга акцентируют внимание учащихся на важности овладения умением анализировать и давать оценку своим поступкам, сложившейся экологической ситуации в том или ином регионе страны или планеты в целом. Они позволяют, с одной стороны, иллюстрировать теоретические положения примерами, показывать, как на практике используются различные способы анализа состояния окружающей среды, и, с другой стороны, приобщают ученика к самостоятельному решению экологических задач. Практикумы способствуют формированию прикладного экологического мышления, конкретизации экологических знаний.
Большинство занятий носят проблемный характер и построены по единому плану: знакомство с проблемой, поиск решения, обсуждение полученных результатов, комментарий учителя
Экологическое содержание данного курса должно способствовать формированию убежденности каждого ученика в объективной необходимости и потребности соизмерять свою повседневную деятельность со следствиями неизбежного воздействия на природную среду, то есть должно способствовать формированию экологического мировоззрения.
Задачи:
Обучающие
– расширение экологических знаний;
– знакомство с методами исследования;
_ овладение приемами разработки учебного проекта;
– овладение техникой эксперимента, методами проведения мониторинга ;
- повышение интеллектуального уровня учащихся, культуры речи, общения.

Развивающие
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
– развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать изучаемый материал и научную литературу;
– поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской и опытнической деятельности;
– развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы;
– создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.

Воспитательные
– практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению растений;
– формирование навыков бережного отношения к природе;
– развитие чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в общении друг с другом.










Учебно – тематический план.


п/п
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе




теоретические
практические

1.

1

2


3
Введение в изучаемый курс

« Я и природа» анкетирование

Знакомство с экологией как наукой

"Крупицы опыта»
3




1


1


1

2.

4


5

6

7


Знаки беды

« Китайская мудрость и экологическая проблема»

« Свалка по имени Земля»

« Вода - источник жизни»

« Экологический бумеранг»
4


1


1

1

1









3.

8



9


10


11





Экология и человек

"Культурно исторические истоки экологического
кризиса»

Экологические болезни


Экологический маркетинг «Товарный знак»

Как спасти жизнь на планете
Земля»
4


1





1

1











4.


12


13


« В мире заповедной природы»

«Жалобная книга на род человеческий»

« Памятники природы
Тамбовской области»

2



1


1




5.






14




15
Экологический мониторинг "За чистоту родного края»




« Охрана и преобразование родного края» Экологическое состояние школы


«Парк моего детства»
Растительные сообщества в окрестностях села П – Марфино
2




























1




1

6.

16- 17
« Я человек, я посредине
мира» защита экологического проекта « Я строю дом»
2

2


ИТОГО

17
12
5


Содержание программы:

«Я и природа.» анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированное личностного отношения к природе.

«Знакомство с экологией - как наукой». Предыстория экологии. Экология комплексная наука. Структура современной экологии. Предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии. Экологический словарь.

«Крупицы опыта» Этические законы и принципы экологии.


«Китайская мудрость и - экологическая проблема» Зависимость между образом жизни людей и состоянием окружающей среды Глобальные экологические преступления современности

« Свалка по имени Земля» Проблема мусора . мусороперерабатывающие . заводы. Бытовые отходы. Ядерные отходы.


«Вода источник жизни» Вода - основное вещество клетки, всех живых
организмов. Запасы пресной воды. Водные загрязнения. Понятие « водный дефицит », «водный голод». Охрана водных ресурсов.

«Экологический бумеранг , или поиск трех аргументов»
Экологические проблемы - глобальные проблемы современности, Возникновение экологических затруднений как следствие плохого знания законов. принципов и правил природопользования, игнорирование экологических ограничений в развитии общества .

«Культурно - исторические истоки экологического кризиса». Отражение природы в религии и мифологии. Отношение к природе в различные исторические эпохи. Христианское отношение к природе. Противостояние «человек- природа». Уменьшение зависимости человечества как биологического вида от окружающей среды.


« Экологические болезни» Экологические факторы , ухудшающие общее здоровье человека. Новые болезни, связанные с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Зависимость самочувствия человека от качества окружающей среды.

«Товарный знак» Экологически чистая продукция. Экологические технологии. Возвращение отходов в материальный круговорот « производство - потребление» Экомаркетинг. Специальные экологические товарные знаки. « Голубой ангел».


« Как спасти жизнь на планете Земле». Перспективы и научные подходы к использованию природных ресурсов и получения энергии- Принципы защиты окружающей среды. Комитет экономического контроля.

« Жалобная книга на род человеческий» Проблема сокращения разнообразия видов. Антропогенные факторы , представляющие наибольшую угрозу существованию животных и растений. Сохранение видового разнообразия. Красные книги различных уровней. Что такое «Черная книга». « Зеленая книга». Редкие растения и животные. Лекарственные растения Тамбовского края.


« Памятники природы Тамбовской области» Боброво - выхухолевые
заказника, заказник лекарственных растений. Воронинский заповедник.
Семиствольный дуб «семь братьев». « Дерево любви». Матырская дубрава.
Урочище « осиновые кусты». Ахлябиновская роща. Знаменский и Воронцовский парки . Минеральные воды и т.д.
Научно познавательное, эстетическое и оздоровительное значение данных
объектов природы,


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ « ЗА ЧИСТОТУ РОДНОГО КРАЯ»

«Проблемы охраны к преобразования природы родного крайя».
Урок - экспертиза. Экологическая ситуация в Тамбовской области, в Знаменском районе, селе П,- Марфино. Источники загрязнения и уровень загрязненности. Исследование статей областной и местной печати.
Биомониторинг. «Экологическое состояние школы» Практическая работа.: Расположение школы в селе Экологическая комфортность школьных помещений (интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся). Санитарно -гигиенические нормы. Цветовая гамма и ориентация кабинетов относительно сторон горизонта. Температурный режим и влажность воздуха в помещении школы. Освещенность, вентиляционный режим. Эстетичность кабинетов.


«Растительные сообщества в окрестностях села П - Марфино»
Экскурсия. Естественные и искусственные растительные сообщества в
пределах села. Качественное состояние и видовой состав растительных сообществ . Назначение и эстетичность данных Практическая работа сообществ « Парк моего детства»: Морфометрические параметры
школьного парка. Количественный и видовой анализ зеленых насаждений.
Животный состав парка. Качественный анализ (возраст, состояние).
Сохранение и улучшение школьного парка

« Я человек , я посредине мира» Разработка группового проекта « Я строю дом» Проблема экологизации жилья Идея автономного дома; знакомство с устройством действующих домов данного типа. Защита проекта, результаты которого ученики оформляют в виде рефератов, электронных презентаций, буклетов, публикаций. Разработка экологического манифеста.
Экологический прогноз. Выпуск листовок, плакатов. Анкетирование» .
.
Методы работы:
лекция
беседа
проблемный урок
семинар
анкетирование
практическая работа
исследовательская работа
экскурсия
' проектная деятельность

По окончанию реализации программы « Экологическое мировоззрение» учащиеся

должны знать:
Основные этические законы и принципы экологии;
Как реагируют живые организмы на изменённую окружающую среду;
Принципы рационального природопользования;
Экологические проблемы своей страны, региона , местности:
Правила поведения в природной и социальной среде;
Общественные движения и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от загрязнения;
должны уметь:
объяснять исторический характер возникновения экологических проблем,
причины их обострения на современном этапе развития человечества;
выявлять связи социальных, экологических и этических понятий;
характеризовать взаимосвязь человека с окружающей средой
раскрывать сущность глобальных экологических проблем, характеризовать причины, их породившие
прогнозировать возможные отрицательные последствия для всего человечества в случае их неразрешенности, прогнозировать пути выхода из кризиса:
анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного влияния, выбирать пути решения;
оценивать влияние природы на духовную сферу человека;
пропагандировать общечеловеческие ценности.



















Список литературы, используемый при разработке курса « Экологическое мировоззрение»

1. Анастасова Л. П.. Гольнева Д. П.Лчороткова Л,С. Человек и окружающая среда -Москва. 1997

2, Алексеев Л. 300 вопросов и ответов по экологии.

3. Баландии Р.К., Бондарев Л. Г Природа и цивилизация, Ярославль 1998, 4 Браун В. Настольная книга любителя природы. Ленинград 1987.

5. Лось В. А. Человек и природа . Москва 1995.

б.Самкова В.А, Прутченко А.С. Экологический бумеранг. Москва 1996.

7. Юфит С.С. Яды вокруг нас. Москва 2001.

8. Пашкант К.В. Михеев А.В. Охрана природы. Москва 1987

9. Доклад, о состоянии окружающей среды Тамбовской области

Каталог « Государственные памятники природы Тамбовской области,
9.Электронная библиотека Кирилла и Мифодия.
10.http://ecotour.utmn.ru
11.www.stranamasterov.ru
12.www/vlivkor.com
13.http://festival.1september.ru
14.http://www.researcher.ru/
















Биомониторинг «Экологическое состояние школы»

Карточка №1 Биомониторинг школы
1. Определить качественный и количественный состав растений в
кабинетах и рекреации
2. Отметить самый экологически чистый кабинет
3. Разработать методические рекомендации по озеленению кабинетов с
учетом биологических особенностей растений – очистителей воздуха
4. Рейтинг кабинетов. Определить 1 -е, 2 -е, 3-е места за лучшее озеленение
кабинета и лучшее состояние зеленых насаждений
Карточка №2 Биомониторинг пришкольного участка
1. Определить количественный и качественный состав растений участка
2. Составить план пришкольного участка.
3. Определить экологическое состояние окружающей среды по биоиндикаторам - лишайникам
4. Разработать методические рекомендации по улучшению пришкольного участка: подсадка, подкормка, обработка от насекомых и т.д.
Карточка №3 Мониторинг естественного освещения.
1. Проверить естественное освещение кабинетов и рекреаций. По каждому кабинету указать ; в каком направлении расположены окна, их размеры и чистоту, наличие штор , их цвет и размеры.
2. Рассчитать световой коэффициент: отношение застекленной части окон к площади пола (норма 1:4, допускается 1:5).
3. Рассчитать коэффициент заглубленности: отношение высоты окна от
пола к расстоянию от окна до противоположной стороны ( норма 1: 2)
4. Сделать вывод по каждому кабинету, разработать методические
рекомендации.
Карточка № 4 Мониторинг искусственного освещения.
1. Указать вид светильников, их рабочее состояние по каждому кабинету и рекреациям.
2. Наличие и состояние арматуры.
3. Проверить состояние розеток, выключателей, распределительных
коробок в кабинетах и рекреациях.
4. Разработать рекомендации по нормализации искусственного
освещения.
Карточка № 5 Мониторинг водоснабжения и канализации
1. Проверить состояние воды: вид, запах, качество, состояние и наличие
кранов, фонтанчиков.
2. Наличие, состояние и вид канализации (местная, центральная)
3. Санитарное состояние комнат гигиены
4. Разработать рекомендации по улучшению водоснабжения школы
Карточка № 6 Монитор естественной и искусственной вентиляции
1. Проверить наличие искусственной вентиляции( форточек, их использование для проветривания)
2. Наличие вентиляционных решеток, каналов, наличие тяги в каналах, для контроля использовать пламя свечи)
3. Разработать рекомендации


Информационная карта


Автор программы – Черемисина Ираида Васильевна

Должность - учитель биологии первой категории

Место работы: Покрово – Марфинский филиал МБОУ « Знаменская средняя общеобразовательная школа» Знаменского района, Тамбовской области.

Тип программы – интеллектуально-познавательная

Продолжительность обучения – 1 год.

Возраст обучающихся – 15-16лет.

Форма обучения – интеллектуальный клуб.

Срок реализации – 1 год.



























15