Урок русского языка учителя начальных классов Васильевой Марии Рулановны по теме Обобщение знаний об имени существительном


Неделя 4 День 2 дата Русский язык
Наименование занятия Обобщение знаний об имени существительном.
Ссылка Презентация, дидактический материал, карточки для работы в паре, в группе.
Общие цели 1.Образовательные:
Обобщить и закрепить изученное об имени существительном (постоянные и непостоянные признаки);
2.Развивающие:
Развивать навыки сотрудничества учеников в паре, планирования совместной деятельности; развивать умение донести свою позицию и понять других, контролировать свою деятельность по ходу и через выполнения задании; развивать речь письменную и устную, внимание, мышление, память;
3.Воспитательная:
Воспитывать умение оценивать свои и чужие действия; чувство сопереживания и коллективизм; работать в паре
Результат обучения Уметь определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного
Основные идеи эффективно выбранные стратегии критического мышления помогут активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математике.
Этапы Виды заданий Деятельность учителя и учащихся
Орг момент Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают смайлики «личико»)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
Работать будем в паре (делимся на пары при помощи кружков разного цвета).
Оценивать будете сами себя в карте самоконтроля, в которой указаны критерии.
У каждого на парте карта самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.
Карта самоконтроля
 Я не сделал ни одной ошибки
 Мне надо повторить…
 Я не знаю…
 Я не сделал ни одной ошибки
 Мне надо повторить…
 Я не знаю…
 Я не сделал ни одной ошибки
 Мне надо повторить…
 Я не знаю…
Учитель: Ребята, мы сегодня совершим путешествие в страну …, а какую вы узнаете, выполнив следующее задание.
1 этап - повторение Разгадывание «Тарабарская грамота» Сообщение темы и цели урока
Учитель: Вам необходимо расшифровать «тарабарскую грамоту». Присмотритесь к ней и найдите способ её прочесть
WGСUFУS&ЩQДЕZСJОТNВНИYTLЕJЛWGЬ S&НUFОS&Е
- Не получилось? Тогда подскажу: в этой записи буквы русского алфавита перемешаны с иностранными.
Дети: существительное
Учитель: Значит, мы побываем в стране ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Ребята, скажите, пожалуйста, данное понятие вам знакомо?
Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
Цели урока: (опорные слова записаны на доске)
Учитель и дети: Обобщить знания о …
Развивать умение…
Воспитывать умение…
Разминка «Опровергните мои утверждения»
- Сейчас мы проведем маленькую разминку, чтобы вы смогли настроиться на работу, сосредоточить свое внимание для успешной работы на уроке.
Красный – ДА
Желтый – НЕТ
1.У имени существительного 5 склонений?
2.6 падежей?
3.Имя существительное бывает собственное и несобственное?
4.Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное?
5. Имя существительное имеет 4 рода?
Работа в группе составление кластера А что может рассказать о себе имя существительное?
часть речи
обозначает предмет
Существ отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
изменяется по числам
одуш и неодуш
собст и нариц
имеет 3 рода
- вы хорошо помогли имени существительному. А теперь внимание я вам предлагаю новые задания.
2 этап - закрепление Работа в паре А как называется первая остановка?
Чтобы узнать название вам необходимо выполнить следующее задание:
Найди 4 слов и обведи их в овал.ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛАСЦРОЗАТЦЪЬРЫБКАРРПР - на какие группы можно разделить данные слова?
- значит как называется первая остановка?
- Чем отличаются одушевленные имена существительные от неодушевленных?
Работа в паре Собери в лукошко (распределить по родам)
Дерево, трава, море, дедушка, мышь, конь.
- как вы распеделили слова по лукошкам? Докажите?
Работа в группе
Жили в домике (рисунок) существительные разные, но селились они по разным комнатам.
В первой комнате : сущ. – ж.р. и м.р. с окончанием а, я;
Во второй: сущ. – м.р. и с.р. о, е ;
В третьей : сущ. - ж.р. (с мягким знаком на конце ь ).
- какие три группы существительных жили в одном домике?
Значит следующая наша остановка называется Остановка Склонений.
 Игра «Собери три букета»
Расставьте  цветы  в три вазы.
В 1 вазу – сущ.1 скл., во 2 вазу – сущ.2 скл., в 3 вазу – сущ.3 скл..
Ромашка, василёк, колокольчик, сирень, незабудка, гвоздика, одуванчик, герань, черёмуха, клевер, лютик.
- защита своей работы
Работа оп рядам Проведем соревнования. Снеговику в красном будет помогать 1 ряд, в желтом – 2 ряд.Вы получаете листок, на котором записаны существительные . в единственном числе – напротив пишите это существительное во множественном числе и передаете соседу. Какой ряд быстрее закончит.Письмо –Звезда –Стол –Ведро –
- Как отличить имена существительные ед числа от мн числа?
Работа в группе Подъезжаем к последней остановке
Работа со стихотворением «Приключение зеленого листа»
Вам нужно прочитать стихотворение, подчеркнуть слово ЛИСТ.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёныйИ пустился вместе с ветромПутешествовать по свету.Закружилась голова у зелёного листа.Ветер нёс его и нёс,Бросил только на мосту.В тот же миг весёлый пёсШмыг к – зелёному листу!Лапой – хвать зелёный лист…Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным… Закружил над старым клёном,Но шалун уже усталИ ко мне в тетрадь упал.Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.
- сравните данное слово, что вы заметили?
- определим падеж данного слова?
Индивидуальная работа На этом наше путешествие подошло к концу, а чтобы вернуться домой нужно выполнить последнее задание, решить тест.
Тест по теме имя существительное  
Имя существительное обозначает _________
Имя существительное отвечает на вопросы_____________
Имя существительное, которое отвечает на вопрос КТО? называется__________________
Имя существительное МАМА ___________ склонения
Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы  кому? чему? _________
Васильев Сергей выполняет электронный тест
    
Рефлексия Вот и подошел к концу наш урок.
-Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). Доказать.
-Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
-Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
Выставление оценок + комментирование.