Возможности преподаваемого предмета при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС

Галина Владимировна Малышева,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия «Квант».
Возможности преподаваемого предмета при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС
Любая система может успешно функционировать только в том случае, если будет отвечать вызовам своего времени. Одним из наиболее актуальных вызовов системе образования является снижение двигательной активности детей, проводящих много времени за мониторами компьютеров. В данных условиях все большее значение приобретает внедрение и реализация здоровьесберегающих технологий в образовании.
Как известно, пятый класс занимает особое положение в основной школе. Это связано как с адаптационным периодом к новой ступени образования, так и с особенностями возраста. Для того, чтобы ребятам было легче приспособиться к новым для них условиям, на уроках сохраняются некоторые режимные компоненты из начальной школы, одним из которых является физкультминутка. Однако, возникают проблемы. Во-первых, проведение физкультминутки отнимает время от основной части урока. Во-вторых, несмотря на то, что после физкультминутки утомление снижается, детям тяжело вновь вернуться к учебному процессу.
Цель настоящей работы – показать, каким образом в здоровьесберегающих технологиях в условиях реализации ФГОС могут быть использованы возможности изучаемого предмета для решения названных проблем. В данном случае предмет – литература.
Задачи:
1. Отразить возможности изучаемого предмета в динамической паузе;
2. Выявить положительные моменты при проведении динамической паузы в данной форме.
Уроки литературы, как, в принципе, и уроки по всем остальным предметам школьной программы, дают богатый материал для творчества учителя и учеников. В настоящей работе будет рассмотрено изучаемое в курсе пятого класса стихотворение И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»:
Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб - И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. 
Вот снова след размеренный и редкий, И вдруг - прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон - и ветки, Обитые рогами на бегу... 
О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной, Он красоту от смерти уносил!
Во время урока любое произведение, любой герой может быть использован для обыгрывания динамической паузы. Оставляя за скобками анализ самого стихотворения (художественные средства и т.д.), обратимся непосредственно к организации самой динамической паузы с привлечением учебного материала.
Учитель: «Скажите, пожалуйста, о ком это стихотворение?».
Ученики: «Олень!».
Учитель: «Правильно! На какие части можно поделить день оленя?».
Ученики: «Утро! День! Ночь!».
Учитель: «Совершенно верно! На сколько групп нам следует сегодня поделиться?».
Ученики: «На три!».
Учитель: «Молодцы! Теперь разбиваемся на 3 группы, таким образом, чтобы сидящие на первом ряду собирались возле первой парты, сидящие на втором ряду у второй-третьей парты своего ряда, сидящие на третьем ряду около четвертой-пятой парты».
Ученики распределяются на группы.
Учитель: «Как вы думаете, что должна будет представить первая, вторая и третья группы?».
Ученики: «Утро, день и вечер оленя!».
Учитель: «Да, все верно. Сейчас в течение двух минут обсуждаем, каким образом показать наиболее характерные движения оленя в каждом периоде дня. Не забываем выбрать выступающего».
Ученики в группах готовят выступления, по истечении времени подготовки от первой группы выходит выступающий и начинает показывать классу свое видение утра оленя, все повторяют его движения, далее таким же образом поступают вторая и третья группы. Выступлением третьей группы заканчивается динамическая пауза.
Таким образом, проведение динамической паузы в данной форме имеет следующие положительные моменты:
Благодаря вовлечению учебного материала в динамическую паузу, появляется возможность увеличить продолжительность динамической паузы до 5-6 минут, что способствует большему здоровьесбережению;
Дети представляют героев произведений настоящими, как будто сошедшими со страниц книг – литература оживает!
В данной форме физкультминутки ребятам необходимо быстро объединяться в группы, выбирать выступающих, что способствует развитию коммуникативных навыков;
Происходит правильное распределение активности в динамической паузе, так как данная физкультминутка предусматривает 3 фазы в режиме дня героя: а) 1 –ая фаза: дети потягиваются, настраиваясь на следующую фазу; б) 2-ая фаза: активная – ребята выполняют интенсивные движения; в) 3-я фаза: обучающиеся показывают, как обыгрываемый персонаж потихоньку успокаивается.
После завершения динамической паузы ребята возвращаются к учебному процессу одновременно отдохнувшими, более сосредоточенными и спокойными.