Поощрение и наказание — разумный баланс

Тематическое занятие-практикум для родителей
«Поощрение и наказание: разумный баланс»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.
Методы активизации родителей:
примеры;
вопросы к слушателям;
ситуации для анализа.
Мотивационный этап
Рада нашей встрече и хочу выразить надежду, что наша встреча поможет взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит наш опыт.
Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или пряника, то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.
В контексте нашей темы хочется задать Вам вопрос.
 
Мозговой штурм:
Вопрос: «У каждого из Вас в жизни были моменты когда Вас поощряли? Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?
Ответы участников.
Ведущий: А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?
Ответы участников.
Вопросы к родителям:
Какие виды поощрения используете Вы?
Как на них реагирует Ваш ребенок?
В отношении своего ребенка, что Вы используете больше: поощрения или наказания?
Можно ли воспитывать без наказаний?
Как реагирует Ваш ребенок на наказание?
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
Какие наказания Вы не применяете?
 
Основной этап.
Мини-информация ведущего.
Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.
Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.
Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.
За что надо хвалить ребенка (см.приложение).
Учет индивидуальности при поощрении (см.приложение).
Слова похвалы: Ты супезвезда! (прилагается).
Возможные поощрения:
подольше не ложиться спать;
разрешить посмотреть телевизор;
поиграть в компьютер;
сладостями угостить;
поиграть в совместные игры и т.д.
Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.
Упражнение на дом: проанализируйте: сколько раз в день Вы похвалили ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман фартука по 1 спичке за 1 поощрение).
Ведущий. П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков.
Упражнение. Работа в микрогруппах: предлагается высказать разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.
Представители микрогрупп высказывают аргументы.
Аргументы против наказаний:
- недопустимы физические наказания:
родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.
 
Аргументы «за».
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:
замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.
 
Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.
Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
Наказание не должно вредить здоровью.
За один поступок – одно наказание.
Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.
Говорить «НЕТ» и запрещать:
если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
нужно говорить, почему вам это не нравиться;
«нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.
Не замечать:
Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.
обьясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.
Изолировать:
Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.
- оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;
- обязательно обьясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;
- найдите для этого не самое приятное место;
- нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;
- обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.
Упражнение: работа в микрогруппах по предложенным ситуациям (см.ситуации для анализа).
 
Заключительный этап.
Ведущий: Уважаемые родители! Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.
 
Рефлексия:
- Что полезного в ходе семинара было для Вас?
- Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?
 
 
Спасибо за работу!

15