«Использование технологии разноуровневого обучения в школе для глухих и слабослышащих для предотвращения перегрузки учащихся»


ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I-II вида»
Тема: «Использование технологии разноуровневого обучения в школе для глухих и слабослышащих для предотвращения перегрузки учащихся»
Учитель истории
I квалификационной категории
Хоснуллина Г.Р.
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С») но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.
В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа «А»- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться.
Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в: - делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям) - разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний - оценивании деятельности учащихся
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы (группа «А»)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»).
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа « С»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Разделение на уровни происходит к концу 6 класса. Так как, это первый год изучения географии и происходит знакомство с детьми. В течение первого года обучения учитель определяет уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основании наблюдения и срезовых работ составляются диагностические карты, в которых дети делятся на три группы: высоко мотивированные ученики, среднемотивированные ученики и слабые учащиеся. Такие группы вполне подвижны и динамичны. У каждого ребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из одной подгруппы в другую.
В этих картах обозначены основные темы курса и основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у детей в процессе обучения. Таким образом, можно отслеживать усвоенность различных тем курса каждым ребенком.
Наиболее ярко выражен разноуровневый подход при выполнении домашней работы, на этапе закрепления изученного материала, и во время контроля за усвоенностью учебной программы.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся);
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;
Индивидуальные дифференцированные задания;
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения;
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам;
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Однако, разноуровневый подход можно реализовывать и при объяснении нового материала. Наиболее сильным ученикам даются задания по подготовке материала к следующему уроку, и тогда урок строится на основе сообщений детей. Учитель в данном случае выполняет функцию консультанта. Он поправляет, корректирует и уточняет рассказ детей. Разъясняет наиболее сложные аспекты изучаемой темы.
Приложение № 1: Общий текст с разноуровневыми заданиями
В январе 1570 года состоялись самые страшные казни.
Опричники якобы обнаружили тайные письма ________________ к польско-литовскому королю с просьбой принять их в подданство. Грозный собрал все опричное войско и двинулся в поход. Горожане во главе с архиепископом встретили царя хлебом и солью и утверждали, что никакой вины за ними нет, но это не помогло. В течение пяти недель каждый день опричники казнили сотни человек. Связанных людей сбрасывали с великого моста в полыньи, а потом добивали дубинами и спускали под лед.Опричные всадники разъезжали по дворам богатейших купцов и по древним монастырям и пытками заставляли купцов и монахов отдать все их имущество. Торговые склады с товарами для продажи в Европу были сожжены, а те, кто пытался сопротивляться, - убиты. Второй по значению город России за месяц лишился половины своих жителей. Опричные отряды разъезжали по пригородам, грабя и убивая.
На помощь новгородцам пришел польский король.
Задания на оценку «3»
О каком городе идёт речь?
Вставить пропущенное слово
Составить план озаглавить текст
Задания на оценку «4»
1. Объяснить значение выделенных слов
Составить план озаглавить текст
В чем были обвинены новгородцы?
Задания на оценку «5»
Найти ошибку, допущенную в тексте
Задать три вопроса к тексту
Кто возглавил поход на Новгород?
Приложение № 2 . Разноуровневые задания
Задание 1. («5»)
Два раза уже юный Иван Грозный ходил в этот город, но не мог взять её. Походы были неудачны; но во второй поход была построена верстах в сорока от нее крепость Свияжск, откуда русский сторожевой отряд всегда мог наблюдать за татарами. Окрестные племена – черемисы, чуваши стали переходить в русское подданство. 
-381001841523 августа русские войска обложили город плотным кольцом. Ожесточенные бои разыгрались в тылу русской армии, где татарские отряды пытались нанести урон осаждавшим отрядам.
Вскоре был взорван один из подкопов, в который были заложены 11 бочек пороха. Взрыв повредил ключ, из которого жители брали воду, и город остался без воды. Людей мучила жажда, стали распространяться болезни, но город и с поврежденными артиллерией и пожарами стенами, без воды, с выведенной из строя артиллерией еще держался. 
Вопросы и задания:
1. О каком событии идет речь?
2. В каком году произошло это событие?
Задание 2. («5»)
3492510795000
1. Эти земли Россия потеряла в ходе какой войны?
2. Назовите годы этой войны.
3. Назовите причины этой войны.
Задание 3. («4»)
3492541275001. Как называется эта церковь?
2.В честь какого события была построена эта церковь?Задание 4. («3»)
3492513335000
1. Чем известен этот человек?
Задание 5. («3»)
55880207010Какой город изображен на картине?
Задание 6. («4»)
1. Что за событие изображено на картине?
2. В каком году оно произошло?
Приложение № 3
Тест:
Блок А:
1)Иван IV венчался на царство ва) 1547г.
б) 1549г.
в)1550г.
г)1552г.
2) После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил
а) 1505-1533г.
б) 1533-1584г.
в) 1462-1505г.
г)1584-1598г.
3) В 1549 году

а) создано стрелецкое войско
б) было отменено местничество
в) был созван первый Земский собор
г) ликвидированы кормления
4) Какое событие произошло раньше других
а) Стоглавый собор
б) взятие Казани
в) начало опричнины
г) введение заповедных лет
5) Что произошло позже других событий
а) принятие Судебника Ивана IV
б) присоединение Астрахани
в) начало походов Ермака
г) окончание Ливонскойвойны6) В период правления Ивана IV по форме правления Россия стала
а) сословно-представительной монархией
б) неограниченной монархией
в) конституционной монархией
г) парламентской монархией
7) В результате опричнины
а) был подъем хозяйства страны
б) в стране наступили разруха и запустение
в) было ограничено крепостное право
г) оживилась торговля, т.к. Россия получила выход к Балтийскому морю
8) Первыми книгопечатниками на Руси были
а) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславецб) Феофан Грек и Дионисий
в) А.Адашев и А. Курбский
г) Макарий и Ф.КолычевБлок Б:
9) Какие реформы были проведены Избранной радой?
а) создание стрелецкого войска
б) учреждение опричнины
в) ограничение местничества
г) введение заповедных лет
д) принятие нового Судебника
е) введение патриаршества
10) Какие последствия имела ликвидация Казанского и Астраханского ханства) Крымское ханство добровольно вошло в состав России
б) началась война с Турцией
в) вся Волга оказалась во владениях России
г) укрепилась безопасность Русского государства
д) усилилось крепостное право
е) увеличилось число нерусских народов в составе России
11) Установи правильное соответствие между деятелями и деятельностью
ДЕЯТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) митрополит Макарийа) денежная реформа
2) Елена Глинская б) строительство Свияжской крепости
3) Иван Выродковв) обряд венчания на царство
4) Ермак Тимофеевич г) походы в Сибирь
12) Соотнеси деятелей и деятельность
ДЕЯТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) Филипп Колычева) руководил осадой г. Пскова
2) Андрей Курбский б) открыто выступил против опричнины
3) Сильвестр в) бежал в Литву
4) Стефан Баторийг) духовник Ивана IV
13) Каковы были результаты Ливонской войны (выбери правильные ответы)
а) Россия получила выход к Балтийскому морю
б) Россия потеряла все земли, завоеванные в Прибалтике
в) были огромные людские потери
г) хозяйству страны был нанесен значительный ущерб
д) Россия потеряла город Псков
Блок С:
14. Прочитайте текст, выполните задания.
Сибирский хан Кучум, сменивший хана Едигира, отказался от вассальной зависимости Москве, убив русского посла. Купцы Строгановы, владевшие по грамоте царя всеми восточными землями от Урала, пригласили казацкую дружину во главе с атаманом, для защиты своих территорий. Московский царь дал разрешение на борьбу с ханом Кучумом, и казаки нанесли ему сокрушительный удар, через год столица Сибирского ханства Кашлык была занята казаками. После того как в 1598 году хан Кучум был разбит окончательно, Западная Сибирь вошла в состав Российского государства.
- Как звали атамана казаков?
- В каком году происходили описанные события?
Ответы к тесту:
1 А 8 А
2 Б 9. АВД
3 В 10. В, Г, Е
4 А 11. 1-в, 2-в, 3-б, 4-г
5 В 12. 1-б, 2-в, 3- г, 4-а
6. А 13. Б
7 Б 14. Ермак,1581 год
Критерии оценивания: Блок А – «3»
Блок В – «4»
Блок С – «5»