Исследовательская работа Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Министерство образования Республики Коми
Управление образования г.Сосногорска
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска

Секция «Культурное наследие Коми края»

Исследовательская работа по теме

«Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными»



















Сосногорск - 2015 г.
Введение
Фольклор – народное творчество, зародившееся глубоко в древности, возникшее в процессе формирования человеческой речи. Кроме самих произведений фольклор интересен тем, что он дает почву для изучения культуры, взглядов и психологии народа. Фольклор любой страны берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят пословицы и поговорки. Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества.
Пословица представляет собой особую содержательную форму, но главное в ней не информация, а художественный образ. Пословиц с образами, заимствованными из животного мира, много. С чем это связанно? Конечно, с тем, что рядом с людьми тысячелетия жили домашние и дикие животные. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Человек наблюдал за их повадками, сравнивал с поступками людей, делал какие-то обобщения. Мы захотели узнать, как два народа – русские и коми – раскрыли свой мир в пословицах, сравнить две культуры, мировоззрения двух близких народов и узнать их особенности. Так возникла тема исследовательской работы: «Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах».
Цель: сравнить, как используются образы животных в русских и коми пословицах для того, чтобы проанализировать мировоззрение двух народов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: определить количество пословиц с животными в двух языках, проанализировать, какие животные употребляются чаще других и почему; выяснить, в каком значении используются эти образы и как раскрывают они мировоззрение народов.
Предметом исследования стали два словаря. Сборник В.Даля в 2-х т. «Пословицы русского народа», в который включены 31 тысяча пословиц и поговорок, сгруппированных в 180 тем. И сборник «Коми пословицы и поговорки» (составитель Плесовский Ф.В.), включающий 766 пословиц коми народа по 39 темам. Объектом исследования являются пословицы в двух языках, в которых есть названия животных и птиц.
Актуальность работы заключается в том, что изучение фольклора делает человека богаче и образованнее, многое даёт для понимания духовного мира человека.
Глава 1. Из истории двух народов.
По определению В.И.Даля, «пословицы представляют собой сравнительные или иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость народа». Они в лаконичном и в художественно законченном виде передают многовековой социально-исторический народный опыт и опираются на конкретные предметы и явления. Пословицы переходили из одного столетия в другое, сохраняя опыт, накопленный веками, поэтому вызывают доверие.
Коми - древний народ, живущий в современной Республике Коми. Впервые предки коми обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. На территорию современной Республики Коми предки коми проникают в I тыс. до н. э. В IV-VIII вв. н.э. на Северо-Востоке Европейской части России известна культура коми пермяков, которые говорили на финно-пермских языках. В результате взаимодействия разных народов сложилась вымская культура (IX - XIV вв.), соотносимая с Пермью Вычегодской, население которой имело устойчивые торговые и культурные связи с Прибалтикой, Поволжьем. В более позднее время ее существования (XV - XVI вв.) происходит мощное воздействие культуры восточных славян. Под влиянием славяно-русской культуры этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. В XVI - XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII - XIX вв. - Печору и Ижму. С этого времени вплоть до начала ХХ в. происходило непрерывное взаимопроникновение двух культур.
Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках VI века. С тех пор сведения о них не редки. В древнерусской письменности в Летописях упоминания о славянах также относится к этому времени.
В результате многолетних археологических исследований создана база для изучения мифологических представлений разных народов. В своей работе мы обратим внимание традиции коми племен, так как о них известно меньше. В исследованиях коми традиций выделяют, что особенностью культа наших предков заключается в смешении в одном художественном образе признаков различных зверей, птиц, человека, земноводных, рыб и т.д., поэтому, эти изображения получили название сложного образа. (3,с.46) Рассматривая сложные образы, можно судить о том, какое место занимали звери, птицы или человек в религиозно-мифологических представлениях древних коми. Традиция воспроизведения зооморфных сюжетов из религиозно-мифологических представлений в народном искусстве оказалась чрезвычайно устойчивой. Это может объясняться рядом причин, и прежде всего экономическими причинами.
Вплоть до XX в. одним из основных занятий коми и удмуртов были охота и рыболовство. Специфические условия быта способствовали сохранению в среде охотников магических обрядов, преданий и мифов, связанных с древними божествами. Другой причиной, способствовавшей их консервации, явилось географическое положение пермских народов - удалённость от «центра», окружение труднопроходимыми таёжными лесами, суровость климата, что приводило к сохранению самобытной духовной культуры.
Религиозное почитание зверей, птиц и деревьев, вера в перевоплощение в зоо- и зооантропоморфные существа – все это, безусловно, восходит к древним представлениям о всеобщей родственной связи человека с природой.
Человек одухотворял природу, сливаясь с ней. По представлениям древних, человек мог быть и зверем, и птицей, земноводным или насекомым и даже деревом. Отсюда многочисленные представления о сверхъестественных превращениях человека в зверей и птиц или наоборот, что обнаруживается повсеместно в народных сказках, легендах, песнях.
Устно-поэтическое народное творчество (мифы, предания, легенды, сказки, пословицы) в сопоставлении их с реликтовыми явлениями в быту, верованиях и обрядах народов-носителей этого фольклора дают многое для выяснения духовного облика древнего человека.

Глава 2. Образ животных в русских и коми пословицах
Пословица представляет собой особую содержательную форму, но главное в ней не информация, а художественный образ. Нас заинтересовал образ животных. Из сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа» выписали и проанализированы русские пословицы с животными и птицами. Их оказалось 1546. Пословиц с домашними животными – 850, с дикими – 321 пословица, с птицами 375. В сборник «Коми пословицы и поговорки» Плесовского Ф.В включены– 766 пословиц. Из них с животными 80. С дикими животными – 45, с домашними – 30, с рыбами – 5.
В таблице №1 можно увидеть, что в коми языке процент от количества пословиц с животными больше в два раза. Можно сделать вывод, что для коми народа животные издавна имели большое значение.
Таблица №1. Количество пословиц с животными
в коми и русском фольклоре

Всего пословиц
Животные
%

Коми
766
80
10,2%

Русские
31000
1546
5%


Мы выписали пословицы и подсчитали, сколько и каких животных встретилось в русском и коми языках. В русском языке встретились 47 животных, в коми – 22. Объясняется это огромной территорией России, с разными климатическими зонами и большим видом животных.
Была составлена таблица по количеству пословиц с каждым из животных.

Таблица №2 Список пословиц и их количество
с животными в коми фольклоре

Всего пословиц
80

1
Белка
2
2,5%

2
Волк
2
2.5%

3
Заяц
9
11.25%

4
Кошка
4
5%

5
Куница, бобры, соболи
2
2.5%

6
Лисица
5
6.25%

7
Лось(олень)
3
3.75%

8
Лошадь(конь)
8
10%

9
Медведь
9
11.25%

10
Домашние птицы
3
3.75%

11
Дикие птицы
13
16,3%

12
Рыбы
5
6,2%


Таблица 3. Список пословиц с животными и кол-вом
в русском фольклоре

Всего пословиц
1546

1
Лошадь
210
38.4%

2
Собака
169
30.9%

3
Кошка
106
6.8%

4
Корова, бык
124
8%

5
Коза
53
3.4%

6
Свинья
103
6.6%

7
Овца, баран
68
4.3%

8
Осел
20
1.2%

9
Волк
135
8.7%

10
Лиса
41
2.6%

11
Медведь
53
3.4%

12
Лев
3
0.1%


Из таблицы №4 видно, что русский и коми народы по - разному выделяли животных. Если для русского народа на первом месте было сельское хозяйство, животноводство и пословиц у них с домашними животными 850 (73%), то для коми на первом месте дикие животные(57%)

Таблица №4 Распределение по видам животных
в русских и коми пословицах
Дикие животные
Домашние животные

Русские
Коми
Русские
Коми

27%
57%
73%
37.6%


К какому выводу нас эти данные приводят?
Рядом с людьми тысячелетия жили домашние и дикие животные. Из различных источников мы узнали, что русский народ занимался сельским хозяйством и животноводством. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Наверное, нет. Поэтому в языке народа остается то, что всегда рядом с ним находится. Для русского народа это домашние животные.
Для Коми народа до начала XX в. основным занятием были охота и рыболовство которые оставили глубокий след в фольклоре, в том числе и в пословицах. Такие пословицы очень мудрые и раскрывают нам мировоззрение коми. Например, «Ош дiнц кц мунан небыд вольпась лцсьцд, йцра дiнц кц мунан гу да горт лцсьцд» «Если идешь на медведя готовь мягкую постель, если идешь на лося готовь гроб и могилу». Имелось в виду то, что раненый лось, по рассказам охотников, был гораздо опаснее раненого медведя. Наблюдательность охотников раскрывается в следующих пословицах: «Чирц муртц и кукань увтас» «Вылинявшую белку и теленок облает»; «Кыйсьысь ыдлцнсямы ноп сертиыс тцдчц» «Уменье охотника видно по его котомке», «Ошкыдлцн оружиеыс сь црас» «Оружие медведя всегда при себе».
Рыболовный промысел также далмного оригинальных выражений, таких как: «Мыкшег вылад сiйцс он ылцд» «На лодыжке ельца его не проведешь»; «Донтцм черилцн юква ыскизьцр» «У дешевой рыбы уха жидкая»; «Чериыд ассьыс сёянсц сёйц» «Рыба свою пищу ест».
Археологические раскопки, проводимые на территории Республики Коми доказываю, что в хозяйстве коми играли важную роль земледелие и скотоводство.
Это же подтверждается наличием большого количества афоризмов, посвященных и тому, и другому занятию. Пословицы учат: «Кцдз-гцр пася дукцсцн, а вундыд црцм кежысь» «Сей, паши в шубе, а жни в одной рубашке»; «Кцдзкцтьпцимц, да пцрац» «Сей хоть в золу, но вовремя»; «Тулыснад верман сёрмынынь црчегиг костi» «Весной можешь опоздать даже за то время, пока будешь ломать вицу (чтобы погонять лошадь)»; « косанад он пытшкы, лоас мегырцн ытшкыны» «Если летом косой не накосишь, то придется дугой косить»; «Гожся луныд йцлцн-выйц нисковтц» «Летний день молоком-маслом катится (т. е. обеспечивает то и другое)».
В следующей главе мы рассмотрим, какие животные преобладают в пословицах.
Глава 3. Медведь, волк, заяц и другие..
В коми фольклоре большое количество пословиц и поговорок о любви к своему суровому краю, к своей родине. Родная природа, наблюдения над повадками зверей и птиц стали основой для создания таких выражений как: «Ицзмуын и ас рака вылц рад» «На чужбине и своей вороне рад»; «Кцть кутшцм шань, векжц абу гортын» «Как ни хорошо, а все же не дома»; «Чужан позйыдбыдцнлы дона» «Родное гнездо каждому дорого»; «Ас муыд рцднцй мам» «Своя родина мать родная»; «Ас вцр-ваыд быдпу нюмъёвтц» «На своей родине каждое дерево улыбается».
В следующей таблице представлены данные по количеству пословиц в двух языках с теми животными, которые чаще всего употребляются.
Таблица №5 Количество пословиц с часто употребляемыми животными
Дикие животные
Домашние животные

Русские пословицы
Коми пословицы
Русские пословицы
Коми пословицы

Медведь
Лошадь (конь)

3.4%
11.3%
13.5%
10%

Волк
Собака

8.7%
2.5%
11%
11%

Заяц



1,8%
1
·1.3 %




В традиционном мировоззрении коми значительное место занимали дикие животные, роль которых была удивительно разнообразной. Наиболее ярким образом в ряду почитаемых животных, «царем всех зверей» был медведь. Издавна земля Коми была территорией распространения культа медведя.

Медведи
В основе поклонения медведю лежали тотемические представления и промысловый культ. Народ коми признавали медведя существом, подобным человеку. С медведем связан комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры». Обрядовые действа приурочены к зимнему солнцестоянию, весеннему равноденствию, посвящены добытому на охоте медведю. Предполагалось, что медведь будет ходатайствовать за весь род и давать жизненную силу в течение года или до следующей добычи. При раскопках в большом количестве найдены кресала с изображением медведей, стоящих на задних лапах. Медведя рисовали на кулонах и приносили в жертву богам в благодарность за удачную охоту. Народ почитал медведя как сверхъестественное существо. Охотники носили клыки и кости медведя как талисман на охоту. До сих пор коми считают медведя хозяином леса, священным животным, и практически не убивают его. Медведь за то, что он предвидит погоду, умеет вовремя скрыться в берлогу, где готовит себе логовище, считается символом предусмотрительности и почитается проходящим, если идет, и поднявшимся, когда стоит на задних лапах.
Из всех зверей медведь наиболее часто фигурирует в пословицах и поговорках коми, например: «Кык ош цти гуц оз тцрны» «Два медведя в одной берлоге не уживаются»; «Ошкисны, ошкисны да ош кцпцрис» «Хвалили, хвалили и в медведя превратился» (перехвалили) и др. В коми фольклоре пословицы с медведем составляют 11.3%
Медведь - почитаемый зверь и у славян. Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Народ почитал медведя как сверхъестественное существо. Охотники носили клыки и кости медведя как талисман на охоту, считая медведя хозяином леса, священным животным, практически не убивали его. Хотя на вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу.
Русских пословиц с медведем оказалось 53, что составляет 3,4% от всех пословиц с животными. Значений несколько:
- вздорный характер: Два медведя в одной берлоге не живут,
- великодушие, доброта: Медведь пляшет, а цыган деньги берёт.
- сила: Хорошо медведя в окно дразнить
Большой разницы в пословицах по отношению к этому животному нет. Видимо, почитание медведя сложилось у двух народов издавна, и некоторые пословицы созвучны.
Конь.
Наибольшее место в русских пословицах занимают домашние животные. Ведь именно они на протяжении тысячелетий живут рядом с человеком. И на первом месте – конь.
Конь - одно из самых почитаемых у славян животных – символ жизненной силы, красоты, грациозности, мощи и завораживающего гармоничного движения. Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия. Из сборников выписано 210 пословиц русских(13.5%) и 8 коми (10%), в которых нашли отражение качества коня:
- выносливость: Кто в кони пошел - тому и воду везти.
- неумеренный аппетит лошадей: Не в коня корм. - проверяются качества человека его отношением к коню: Казак голоден, а конь его сыт; Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга; Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
Судя по пословицам, у коми народа отношение к лошади было плохое, он в ней замечал норовистый характер и разорение для хозяев: Лошадь с придурью всегда взнуздывают; Плохой лошади хомут холку трет; С норовистым конем без вожжей не совладать; Собака друг, а лошадь ворог.
Волк, собака
В русском фольклоре среди диких животных лидирует волк ( 8,7%, у коми – 2,5%). Сначала нам показалось это странно. А потом выяснили, что славяне приравнивали волка собаке. Пословиц с этими животными примерно одинаковое количество (с волками – 8,7%, с собаками – 11%). Поэтому можно говорить об этих животных вместе.
Волк - хищный зверь, давний сосед славянского племени, предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр. В русской символике – символ злости, прожорливости, алчности. Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. Волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. В пословицах отражены не все качества:
- прожорливость: Сколько волка не корми, его все в лес тянет.
- разумность: Сытый волк смирнее ненасытного человека.
Собака стала одним из первых, а возможно, и самым первым животным, которое люди сделали домашним. Произошло это 17 тысяч лет назад. С тех пор люди увидели и передали свои наблюдения о том, что собак отличает
- преданность и верность: На чужбине и собака тоскует; И собака старое добро помни; И собака на того не лает, чей хлеб ест. - ум: Собака умней бабы, на хозяина не ругается,
- самооценка: Большая собака никогда не лает на маленькую шавку.
Но мудрость народа гораздо прозорливее, потому что не умалчивает и о недостатках. В образе собак заключается
-пренебрежение: От жиру и собака бесится; Из злой собаки хоть шерсти клок; Голодный волк сильнее сытой собаки
- насмешка: Сколько собака ни хватает, а сыта не бывает; Лезет в волки, а хвост собачий.
- угроза: За собакой палка не пропадет, Была бы собака, а камень найдется.
В коми пословицах волк встретился дважды, зато собака – также часто, как и в русских пословицах: Злого человека, хоть сметаной намажь, собака не слижет.
Старая собака на древесный мох не залает. Следовательно, отношение к собаке у двух народов было одинаковым.

Заяц
Заяц в мифологии олицетворяет возрождение, возвращение юности, интуицию и свет во тьме. Очень часто ассоциируется с жертвенным огнем и жизнью, прошедшей через смерть. Кроме этого, символ излишней самоуверенности, неорганизованности, метания от одного предмета к другому. Основное качество зайца в русских в пословицах (найдено 29 пословиц – 1.8%) – трусость: Вор что заяц: и тени своей боится. Но в сравнении с лисой или волком, мудрый человеческий взгляд отмечал его шустрость: Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
В коми пословицах заяц встретился 9 раз, что составляет 11.3%. Видимо он был для охотников излюбленной дичью. Охотники, наблюдая за его повадками, отмечали, что это трусливое животное легкая добыча лисы, собаки и человека:
Заяц ловок, но лиса его ловит. Заяц прыгнет, а лиса догонит.
Также с этим животным и русский народ, и коми сравнивали трусливых людей: Вор, что заяц, и тени своей боится (Р), Трусливого человека и заяц напугает, и щенок искусает (К).
Значит, взгляды, традиции, привычки для двух народов были схожими.












Заключение

Пословицы и поговорки - это краткие народные изречения, в которых отражается народная мудрость, жизненный опыт, передающийся в течение тысячелетий из поколения к поколению. В них отображается многовековой исторический опыт в изучении окружающего мира. Пословицы и поговорки учат нас народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Недаром говорится, что пословица ко всему пригодится, т.е. с помощью неё можно раскрыть любую тему. Но главная функция пословицы – раскрытие мировоззрения народа, создавшего её. Именно в пословицах по-настоящему можно увидеть, насколько многогранен ум народа, поскольку все пословицы приходят из народа. По пословицам можно понять, как развивалась страна, получить представление о ее быте или мировоззрении. Мы сравнили две культуры: русскую и коми – и выяснили, что во многих пословицах народы использовали образы животных.
Во-первых, животные на протяжении многих тысяч лет являются спутниками человека и помощниками в труде, кормильцами, иногда единственным источником пропитания.
Во-вторых, в пословицах народ стремился передать опыт и наблюдения за миром, за народными традициями, обычаями, определёнными правилами поведения: Цыплят по осени считают(Р);; Курица по зернышку клюет да сыта бывает(Р);, На чужбине и своей вороне рад(К).
В-третьих, наблюдая за животными, люди сравнивают и сопоставляют собственные привычки, недостатки, достоинства с их качествами: Когда наездник падает духом, его конь не может скакать(Р); Держи собаку на цепи, а язык на семи(Р); Работящему человеку бобры-соболи сами в дом идут(К); Лось велик, но и он спотыкается(К);. Конь о четырех ногах, да спотыкается(Р). Передать опыт легче с помощью всем известных понятий и представлений. О хитрости человека говорят, сравнивая с лисой, о прожорливости – с волком, об упрямстве – с ослом.
И наконец, через язык, через пословицы народ высказал свое отношение ко всем животным: Силен медведь, да в болоте лежит;
Эти выводы относятся как к русским, так и к коми пословицам. Что же их различает?
Во-первых, разные приоритеты: в русских пословицах преобладают домашние животные, в коми – дикие, что свидетельствует о разных путях развития двух народов. Русское население занималось сельским хозяйством, у коми же на первом месте долгое время были охота и рыболовство. Однако в XV - XVI веках, когда происходило слияние народов и мощное воздействие культуры восточных славян, на территории Коми люди стали приобщаться к разведению скота, к полевым работам. С этого времени в народном искусстве, в традициях, обрядах, верованиях стали происходить заимствования. Этот процесс был очень сложным. Нам он интересен тем, что произошло смешение культур. И этот процесс обогатил оба языка.
Во вторых у двух народов животные вызывают разные ассоциации, имеют разное значение, например, волк. В русском фольклоре это прародитель собаки, а в коми – символ зла, поэтому пословиц с ним мало.
Работа с пословицами – это интересное и поучительное занятие, благодаря им мы узнали, что каждый народ выражает свои взгляды через своё творчество.















Список используемой литературы
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.
Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.
Даль В.И. Сборник пословиц русского народа в 2-х томах. СПб.: Нева ; М. : Олма-Пресс. – 2001г.
Лепехин И.И. Путешествия академика Ивана Лепехина. Часть IV // В дебрях Севера. Русские писатели XVIII-XIX веков о земле Коми. Сыктывкар, 1983.
Плесовский Ф.В. КОМИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ (КОМИ ШУСЬЦГЪЯС ДА КЫВИЦЗЪЯС)1972. Вып.13.
Рогачев М.Б. Религия и церковь // Республика Коми: Энциклопедия. Сыктывкар, 1999. Т.1.
Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди: Страницы древней истории народа коми. Сыктывкар, 1990, 390стр.
Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края. Сыктывкар, 1976.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



Автор работы
Чучкалова Карина,
ученица 11 класса
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска
169500 г.Сосногорск, ул.Первомайская д.1а
тел.
Руководитель
Дмитриенко Вера Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска
169500 г.Сосногорск, ул.Первомайская д.1а
89121041141
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15