Урок литературы Отражение общей духовной культуры в пословицах и поговорках русского и хакасского народов (5 класс)

Урок литературы в 5 классе (учебник Т.Ф. Курдюмовой).
(Изучение фольклора – 16 часов, изучение малых жанров фольклора – 5 часов, изучение пословиц и поговорок – 2 часа. Первый урок- изучение нового материала).
Урок № 10 (2).
Тема: Отражение общей духовной культуры в пословицах и поговорках русского и хакасского народов.
Цель: учащиеся должны уметь сопоставлять пословицы и поговорки разных народов и обобщать полученную информацию.
Задачи:
Воспитательная. Формирование толерантных качеств. Расширение кругозора.
Развивающая. Развитие речи (обогащение словарного запаса, овладение выразительными средствами языка). Развитие мышления (умение выделять основную мысль, умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать сходство и различие, развитие воображения).
Познавательная. Формирование умения самостоятельно добывать знания. Формирование умений систематизировать материал.
Тип урока: урок формирования новых умений и навыков.
Форма работы: групповая.
Вид урока: практическое занятие.
Методы: беседа, практический (наблюдение), проблемно-поисковый, индуктивный (от частного к общему).
Оборудование: высказывания писателей о языке, пословицы и поговорки; иллюстрации с изображением природы Хакасии, г. Абакана.

«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много» Л. Толстой.
«Кто придумал их так сладко» А.С. Пушкин.

От пословицы не уйдешь.
Пословица не даром молвится.
Пословица ввек не сломится.
Глупая речь - не пословица.
Красна речь пословицей.

Грамоте учиться – всегда пригодится. Знание – дело наживное.

Умную речь хорошо и слушать. Веревка крепка повивкой, а человек – знанием.

Ум за морем не купишь, коли его дома нет.

Ум бороды не ждет.





Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Беседа по пройденному материалу:
С какими малыми жанрами фольклора мы познакомились на прошлом уроке?(пословицы и поговорки).
Что называют пословицей? (Краткое, ритмически организованное и синтаксически завершенное изречение. Яркое изречение, заменяющее длинное суждение.) (От добра добра не ищут. Волков бояться – в лес не ходить.)
Что называют поговоркой? (Образное выражение, точно и кратко описывающее какую-либо ситуацию или свойство человека, но, в отличие от пословицы, не имеют синтаксической завершенности.) (Семь пятниц на неделе. После дождичка в четверг)
Приведите примеры.
На какие тематические группы можно разделить пословицы? (О трудолюбии и лени, о знании и невежестве, о трусости и храбрости, о дружбе и предательстве, о языке, о родине, о семье и т.д.)
Дома вы должны были написать небольшое сочинение по пословице: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Давайте послушаем, что у вас получилось (Два – три ученика читают свои работы, обсуждаем, как каждый понял смысл этой пословицы).
Формирование новых умений.
Итак, мы с вами узнали, что такое пословицы и поговорки, на какие тематические группы можно их разделить. Научились размышлять о том, что говорится в пословице.
Вы знаете, что пословицы сочинял не только русский народ, но и все люди разных национальностей. Сегодня на уроке нам предстоит доказать, что в пословицах и поговорках народов разных национальностей есть общее, то, что объединяет всех людей на земле.
Каждая группа получает два листа с пословицами русскими и хакасскими, подобранные по тематическим группам. Каждой группе предстоит работа с определенной тематической группой пословиц. Ваша задача – найти синонимичные пословицы - к русским подобрать хакасские, одинаковые по смыслу. Итак, приступаем к работе.









Русские пословицы.
Родина, народ
Родимая сторона мать, а чужая – мачеха

Дома стены помогают.

Без корня и полынь не растет.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Чужая сторона – дремучий бор. Чужбина – калина, родина - малина

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Дружба, единство
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
Как аукнется, так и откликнется

Одна пчела меду не натаскает.

Один в поле не воин

Труд, трудолюбие, лень
Кто не работает, тот не ест

Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь; Чтоб рыбку съесть, надо в воду лезть.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Труд человека кормит, а лень портит.

Спишь, спишь и отдохнуть некогда

Жизненный опыт наблюдения, наставления
Глаза боятся, а руки делают.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Природа, хозяйственная жизнь
Делить шкуру неубитого медведя.





Хакасские пословицы.
Родина, народ
Отчий край, что райский сад, а чужбина – сущий ад.

Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай.

На своей земле и бык силен.

Свою землю и табун знает.

Дружба, единство
Одинокое дерево ветра боится.

Одно полено не горит, один человек жизнь не устроит.

Друга в черный день оставить - навсегда себя ославить.

Дружная жизнь длинна, недружная – коротка.

Вместе голодай, вместе жаждай, но друга не бросай.

Труд, трудолюбие, лень
Лентяй сидя спит, лежа работает.

Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя голова в грязи.

Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят.

Не приложишь труда, и шапки не заимеешь.

Чтобы пища была, надо трудиться.

Жизненный опыт наблюдения, наставления
Если не страшиться, то скалу можно разрушить.

Не учи бранью, учи советом; не учи побоями, учи рассказом

С водой и огнем не играй.

Не верь льстивым словам.

На дырявой лодке далеко не уедешь.

Много не захватывай, поднять тяжело будет.

Природа, хозяйственная жизнь
Не убив зверя, шкуру не снимай. Где вода, там жизнь.

Охотник не должен быть жадным.

Прежде чем идти на охоту, подбери себе надежных друзей.




Тема
Русские
Хакасские

Родина, народ










Дружба, единство










Труд, трудолюбие, лень










Жизненный опыт наблюдения, наставления









Природа, хозяйственная жизнь












4. Обобщение материала.
После того как учащиеся закончили работу, мы заполняем сводную таблицу и делаем следующие выводы.
В каких группах мы видим большинство синонимичных выражений?
В группах «Родина», «Дружба», «Труд». Практически синонимичны такие пословицы:
Отчий край, что райский сад, а чужбина – сущий ад и Чужбина – калина, родина – малина. Что это значит? То есть, дома, на родной земле, хорошо как в раю, «сладко», а в на незнакомой земле – плохо как в аду, «горько».
Одинокое дерево ветра боится и Один в поле не воин. Что это значит? То есть, человеку, если он один, тяжело что-то делать, не на кого опереться в трудную минуту, не у кого просить помощи.
Чтобы пища была, надо трудиться и Кто не работает, тот не ест. Что это значит? То есть, нужно приложить усилие, чтобы удовлетворить свои потребности.
О чем это говорит?
Это говорит о том, что основные ценности, которые передаются из поколения в поколение у народов разных национальностей едины – воспитать человека, любящего свою родину, трудолюбивого, образованного, доброго, искреннего, справедливого.
В каких группах встречается меньше синонимичных пословиц?
В таких группах как «Жизненные наблюдения», «Природа, хозяйственная жизнь» наблюдается меньше сопоставлений, а иногда они вообще не встречаются.
Как вы думает, с чем это связано?
Это связано с различными условиями жизни народов - географическими, бытовыми; и с разными видами занятий – скотоводство, земледелие, охота и т. д.( рисунки 9-14)
Так как традиционным занятием хакасов было скотоводство и охота, в фольклоре хакасского народа отражены прекрасные знания повадок животных и умение сравнивать их с человеческими поступками.
Приведите примеры.
Корова поведет стадо на ямы и обрывы, бык поведет стадо к воде и горам.
Лошади узнают друг друга по ржанию, люди знакомятся через разговор.
Будущего человека видно с детства.
Детеныш волка не станет собакой.
На своей земле и бык силен. Свою землю и табун знает.
Также много пословиц, связанных с явлениями природы - огонь, вода, скала, гора, камень. Приведите примеры.
От человеческого языка треснул даже камень.
Если не страшиться, то скалу можно разрушить.
В пословицах упоминаются предметы охоты, рыбалки.
Приведите примеры.
В дырявой лодке далеко не уедешь.
Выстреленная стрела от камня не вернется – отправленный посол хана не испугается.
В русских пословицах часто употребляются названия птиц.
Приведите примеры.
Ворону знать и по перью. Пуганая ворона и куста боится.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Какие животные упоминаются в русских пословицах?
Упоминаются такие животные как медведь, заяц, волк. Много пословиц, связанных с лесом и его растительностью – бор, ягоды, грибы, плоды, пчелы. Например: Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Давайте сделаем вывод, какие общие нравственные понятия мы видим в пословицах хакасского и русского народов?
В пословицах и поговорках хакасского и русского народов мы видим именно общие нравственные ценности, единую человеческую мораль. А различия наблюдаются в тех выражениях, в которых говорится о хозяйственных и бытовых явлениях, так как это зависит от места проживания (степь, лес), климатических условий и рода деятельности (охота, земледелие, бортничество и т.д.)
Сопоставляя хакасские и русские пословицы и поговорки мы доказали, что, действительно, несмотря на разные географические условия, различные жизненные и бытовые условия, на различие в верованиях, религии, общие человеческие ценности у народов разных национальностей общие.
В культуре любого народа, любой национальности на первом месте стоит воспитание человека – патриота, носителя традиций и чаяний своего народа, бережного отношения к родной природе. На втором месте – воспитание доброты и любви к людям, и на третьем – воспитание трудолюбия. Откуда, как не из фольклора, можно узнать, к чему стремились наши предки, каким видели идеального человека, что ценили и во что верили? Действительно, все мы, живущие на Земле, одной нации – человеческой, все мы – люди. И когда речь идет о моральных, нравственных, жизненных ценностях, о духовности человека, то не может быть разделения на народы и нации. (рисунки 1,2).
5.Домашняя работа.
Составить рассказ, используя хакасские пословицы и поговорки.

Рефлексия: учащимся раздаются листы, где нарисованы лица, изображающие разные эмоции. Детям предлагается выбрать то выражение лица, с которым они присутствовали на данном уроке.
Ответить на вопрос, какая из пословиц больше запомнилась? В какой ситуации они бы ее применили?



















































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015



1

2

4

3

5

6

14

13

12

11

10

9

8

7