Урок на тему: История возникновения фразеологизмов. Фразеологический словарь.


ГУ «Половниковская средняя школа»
Урок «История возникновения фразеологизмов. Фразеологический словарь».
Провела: Островская Т.В.
Урок 24.
Тема: История возникновения фразеологизмов. Фразеологический словарь.
Цели: продолжить работу учащихся с фразеологизмами.
Развивать у учащихся умение определять фразеологизмы.
формировать у учащихся интерес к трудолюбие и внимательность.
Оборудование: учебник, карточки.
Тип урока: урок — закрепление.
Формы: коллективная.
Методы: частично — поисковый.
Словарная работа: дать стрекача, не уложил, обеспокоенно, офицер, вверх тормашками.
Ход урока.
Вступительная часть.
Орг.момент.
Опрос д/з.
Проверка тетрадей.
Работа по теме.
Фразеологизмы — это образные устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.
Водить за нос — обманывать.
Кот наплакал — мало.
С учащимися проводится выборочный диктант по фразеологизмам.
Спустя рукава, поводить за нос, вывести на чистую воду, сломя голову, взять себя в руки, не ударить лицом в грязь, сел в калошу.
Виды фразеологизмов.
Античные (дамоклов меч, прокрустово ложе).
Библейские (блудный сын).
Афоризмы (свежо предание, да верится с трудом; а ларчик просто открывался).
Пословицы и поговорки.
Играем в игру «Кто больше?».
Назовите пословицы и поговорки, которые вы знаете.
Запишите крылатое выражение.
Всё своё ношу с собой.
Запишите афоризмы к себе в тетрадь.
Главное — делайте всё с увлечением: это страшно украшает жизнь.
Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием и не желай себе за это похвалы.
Терпимость — сестра справедливости.
Труд — это отец удовольствия.
Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
1. Что такое фразеологизмы?
2. Дайте определение термину фразеология.
3. Где чаще всего используются фразеологизмы?
4. В каких словарях разъясняются фразеологизмы?
5. Объясни значение фразеологизма зарубить на носу.
2) Игра «Кто больше?». Запишите фразеологизмы, в составе которых есть слова нос, рука, глаза, голова, ноги.
Нос: вешать нос – отчаиваться, водить за нос – обманывать, задирать нос – зазнаваться, зарубить себе на носу – запомнить, с гулькин нос – мало.
Рука: рукой подать – близко, на скорую руку – быстро, отбился от рук – перестал слушаться, золотые руки – мастер своего дела, разводить руками – удивляться.
Глаза: в оба глаза – бдительно, вылупить глаза – удивляться, хоть глаз выколи – темно, с глазу на глаз – один на один, не в бровь, а в глаз – точно.
Голова: выбросить из головы – забыть, вскружить голову – обольстить, как снег на голову – неожиданно, сломя голову – быстро, морочить голову – вводить в заблуждение.
Ноги: волочить ноги – устать, жить на широкую ногу – богато, поставить на ноги – вырастить, черт ногу сломит – беспорядок, уносить ноги – убегать, чтоб ноги твоей здесь не было – не приходи.

3) «Фразеологическое лото». Продолжите устойчивые выражения:
1. Голоден как… (волк)
2. Хитёр как… (лиса)
3. Труслив как…(заяц)
4. Здоров как… (бык)
5. Изворотлив как…(змея)
6. Болтлив как…(сорока)
7. Нем как… (рыба)
8. Грязен как… (свинья)
9. Упрям как… (осёл)
10. Колюч как…(ёж)
Каковы причины возникновения фразеологизмов?
- работа с тестом 6 минут.
Заключительный этап.
Домашнее задание. Составить 7 предложений с фразеологизмами