Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы

Функции и основные направления деятельности классного
руководителя.













Л.В.Шкуратова.











Содержание.

Введение.
I . Деятельность классного руководителя.
1. Функции классного руководителя.
1.1. Понятие функции.
1.2. Мониторинг и педагогический анализ. Проектирование.
1.3. Организационные функции.
1. 4. Контроль и регулирование.
2. Содержание деятельности классного руководителя.
I I . Исследование функций и основных направлений деятельности классного руководителя.
Заключение.
Литература.


























Введение.
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и, прежде всего - в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами.
Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и обучающимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учениками.
Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся, решаются проблемы их досуга, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности школьников в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.
Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751). Программа развития воспитания в системе образования России выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.
В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.
Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, призвана обеспечивать возможно более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
В результате реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенные временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования детей.
В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.
Он - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием обучающихся, их изучением, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.
В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Реализация воспитательной работы в общеобразовательном учреждении без классного руководителя не представляется возможным. Фигура классного руководителя весьма значительна в воспитательном процессе. Современный классный руководитель отличается от прежнего тем, что труд его основывается на новом принципе - принципе личностного подхода.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Тема классного руководства, его эффективности все чаще становится предметом дискуссий, так как доплата за классное руководство, как правило, составляет 20% учительского оклада, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Классный руководитель не знает ни каникул, ни выходных, ни праздников, ни отпуска.
Успех деятельности классного руководителя, удовлетворение от своего труда и признание за его качество могут быть достигнуты, если учителя, педагогические коллективы и руководство школ будут стремиться привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного.

I. Деятельность классного руководителя.
1. Функции классного руководителя.
Деятельность классного руководителя базируется на человекоцентристском подходе, который рассматривает ребенка как главную ценность, при этом педагогическая деятельность направлена на создание условий для развития его личности.
Исходя из этого, основная цель в работе классного руководителя определяется как оказание помощи обучающимся в реализации ими своих социальных функций и решении возникающих социальных проблем. Классный руководитель является координатором в решении этих задач, как в педагогическом, так и в ученическом коллективе. Такой подход к определению цели деятельности классного руководителя и является основной идеей данной концепции.
Он может быть реализован только на основе более полного учета интересов ребенка. Речь идет не только о его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути. Классный руководитель организует необходимые воспитательные воздействия для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе. Он также координирует усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.
Исходя из этих целей, следует принять основные задачи деятельности классного руководителя:
создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные отношения;
коррекция индивидуального развития учеников класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.

1.1. Понятие функции.

Рассмотрим понятие функции (от лат. functio - исполнение, осуществление). Это деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег). Функция в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функция в управлении - это виды управленческих действий, включающие планирование, прогнозирование, анализ, организацию, распорядительство, руководство, координацию, коммуникацию, принятие решений, отчет, контроль, оценку, информирование, стимулирование др.
Существуют различные подходы в классификации функций деятельности классного руководителя. Вот некоторые из них. И.Ф. Харламов выделяет следующие функции :
1) воспитание совместно с другими учителями, работающими в классе, нравственного мировоззрения;
2) организация, сплочение и воспитание ученического коллектива класса и формирование общественной активности школьников;
3) развитие у обучающихся познавательных интересов и способностей, повышение качества успеваемости и проведение профориентации;
4) забота об охране здоровья и физическом развитии школьников;
5) координация учебно-воспитательной работы учителей и обеспечение единого подхода к ребятам;
6) педагогическая помощь в повышении действенности воспитательной работы школьной организации, поддержание тесных контактов с родителями и обеспечение единства в работе семьи и школы.
Шумакова И.Л. выделяет следующие функции :
1. Аналитическая:
изучение индивидуальности обучающегося;
анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности;
анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива.
2. Организационно-координирующая:
организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;
установление связи школы с семьей;
работа с "малым" педколлективом;
индивидуальное воздействие на каждого ученика и коллектив - субъект этой деятельности;
o обеспечение наилучших материально-бытовых условий для этой деятельности.
3. Коммуникативная:
регуляция межличностных отношений между детьми,
установление оптимальных взаимоотношении "ученик-учитель",
o содействие общему благоприятному психологическую климату в коллективе,
помощь ученикам в установлении отношении с людьми.
Наиболее отвечает требованиям современного этапа развития образовательной системы следующая классификация функций классного руководителя, предложенная Никитенко В.Н. Функция в воспитательной деятельности включает пять составляющих: мониторинг, педагогический анализ, проектирование деятельности, включающей в себя целеполагание, постановку задач, разработку календарного плана, организация, контроль и регулирование .
1.2. Мониторинг и педагогический анализ. Проектирование.
Мониторинг и педагогический анализ - тип управленческой деятельности классного руководителя, целью и результатом которой является описание исходного состояния класса как образовательной системы по критериям и показателям, характеризующим эту систему в целом и ее основные компоненты. С него начинается и им заканчивается цикл педагогического управления.
Реализация данной функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности обучающихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, на поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Проектировочная деятельность - это функция, которая заключается в мысленном предвосхищении нового, желаемого будущего состояния класса как системы и всех её составляющих, а также способов его достижения. Иначе её называют функцией принятия управленческого решения.
Проектирование состоит из постановки целей, задач руководства классом, плана мероприятий для решения задач и достижения цели. Конечным результатом является план работы классного руководителя, сопряженный с планом работы школы и планами работ входящих в класс самоуправляемых структур.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с обучающимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя в этом процессе будет изменяться.
Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие цели можно конкретизировать в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок. Сформированность готовности к адекватному включению в социальные отношения и должна отражаться в общих целях воспитательного процесса.
Практические цели трансформируются в цели организации деятельности обучающихся, т.е. в частные цели.
В работе классного руководителя можно выделить стратегические и тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т.д.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. Степень детского участия в процессе планирования зависит от возраста обучающихся.
Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, и тактическими, или рабочими. Форма планирования может быть любой. Каждый классный руководитель выберет ту, которая наиболее удобна для него и удовлетворяет обучающихся.
Важными в процессе планирования являются не столько сами планы, сколько процесс их создания, проявляемое при этом творчество детей, их активность и самостоятельность.
1.3. Организационные функции.
Организация - это такой тип деятельности, направленной на создание органов, способных реализовать управленческое решение, выполнять составленный и принятый план, решать поставленные задачи и достигать цели классного руководства. Результатом является действующие индивиды или группы людей.
Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной инициативы обучающихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию учеников классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность обучающихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение ребят, являющееся частью досуга школьников.
Важное значение имеет стимулирование: моральное, материальное, материально-моральное. Для этого необходимо создание психологического климата, вызывающего стремление работать лучше, подбор заданий с учетом интересов и способностей школьников.
Стимулы вызывают мотивы деятельности у обучающихся, родителей. В способах стимулирования существуют демократические или авторитарные стили управления. Классный руководитель должен обладать свойствами лидера демократического стиля. Демократический характер управления образованием предполагает вовлечение в управленческую деятельность всех членов педагогического коллектива, обучающихся, родителей, представителей общественности. Классный руководитель - фасилитатор, вдохновитель.
1.4. Контроль и регулирование.
Контроль - замыкающая функция. Результат - информация об изменениях, происходящих в коллективе, о степени решения педагогических задач, выполнения плана и достижениях цели классного руководства. Данная информация является исходной для нового педагогического анализа.
Регулирование реализуется, если в процессе контроля обнаруживаются отклонения от намеченной цели и плана. Это сквозная функция, обеспечивающая устойчивое функционирование и развитие управляемой системы.
Основная цель функции контроля и регулирования в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.
Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой - результатов негативных и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом как в целом, с группой обучающихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, школьников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и регулирования в деятельности классного руководителя имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.
2. Содержание деятельности классного руководителя.
Особенность педагогического управления состоит в том, что оно не может быть основано на окрике, а предполагает свободное волеизъявление каждого; ведь объект управления - это одновременно и субъект самоуправления, наделенный волей, определенными знаниями, желаниями.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с обучающимися и коллективом, учитель обращается к классному руководителю как к консультанту.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье, В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с обучающимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных ребятами на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных и профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Основной формой работы с преподавателями являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с обучающимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум.
Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом первичном объединении.
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между ребятами, родителями и педагогами зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.
Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.
Родительское собрание - это основная форма работы родителей, где решаются проблемы жизни класса и родителей. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собраниях должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Педагогам следует исходить из того, что родители собираются для обсуждения вопросов, которые затрагивают их интересы и интересы детей.
Классный руководитель предусматривает различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, которые предполагают активное, творческое участие родителей в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют сами родители.
Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами и др.).
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
б) участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театры, музеи; помощь в оформлении, ремонте кабинета, в профориентации; в ведении кружков;
в) создание органов самоуправления, организация их деятельности в школе и классах (родительские собрания, конференции, родительский комитет, советы дел, проблемные группы).
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе "Праздник семьи", конкурс "Семья года", соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях.
Классный руководитель предусматривает и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа.
Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Для успешного решения вопроса обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультруной среде. В этой связи педагогическим советом общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса.
Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве с педагогом - организатором. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Дифференцированный подход к обязанностям классного руководителя определяется спецификой общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями, сформированностъю классного коллектива, качеством предшествующей воспитательной деятельности.
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Глава 2. Исследование функций и основных направлений деятельности классного руководителя.
Для характеристики своего классного коллектива была использована следующая методика изучения школьников. Целью было изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. Количество учащихся.
2. Из них мальчиков.
3. Из них девочек.
4. Возрастной состав.
5. Число второгодников.
6. Были ли слияния с другими классами.
7. Смена классного руководителя.
8 мальчиков, 17 девочек. Возраст детей 16-17 лет. Слияние произошло в 10 классе, при этом произошла смена классного руководителя.
II. Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников.
3. Требования к ним классного руководителя, класса.
4. Взаимопомощь.
5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает?
в. Отрицательные моменты в учебной работе.
7. Пропуски уроков.
Успеваемость высокая - качество знаний 34 %, процент успеваемости - 100%. Класс имеет четкую организованную систему взаимопомощи учащихся по отдельным предметам. Это обязанности ребят, успешно обучающихся, участвующих в олимпиадах, проводить мини-консультации с одноклассниками, причем такой вид работы организует одаренных детей, помогает им более глубоко изучать предметы. Настрой на уроках в этом классе - творческий, дети заинтересовано изучают школьные предметы, нацеливаясь на продолжение изучения их в высших учебных заведениях. Пропуски бывают в основном только по уважительным причинам.
III. Жизнь класса вне учебных занятий.
1. Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию.
2. Участие класса в общешкольной жизни.
3. Общественно-полезный труд в школе, классе.
4. Проявление сознательной дисциплины.
5. Влияние на класс родительской общественности.
6. Работа вожатых, инициативной группы.
11 класс - инициатор и организатор мероприятий во всей школе. На правах старших организуют различные мероприятия для младших обучающихся. Являются помощниками учителей во время мероприятий, субботников.
IV. Руководство классным коллективом и его организации.
1. Актив класса, его работа.
2. Характеристика активистов, помощь отстающим.
3. Участие в школьных мероприятиях.
4. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.
5. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
Класс имеет групповую форму работы при определении актива. Каждую четверть сменяется руководство коллектива, чтобы каждый ребёнок мог побывать на руководящих постах во время учебного года, сменил обязанности, принял участие в мероприятиях. Класс разбит на несколько групп, в которых дети имеют общие учебные интересы, родители которых имеют также постоянно поддерживаемые связи.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
1. Степень сплоченности.
2. Ценностно-ориентированное единство класса,
3. Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи.
4. Наличие или отсутствие группировки.
5. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
6. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.
7. Социально-неблагополучные семьи.
Одиннадцатиклассники отличаются от всех классов тем, что дружба между членами коллектива стала примером для многих детей из других классов. Этому способствует заинтересованность родителей в поддержании таких отношений своих детей с определенной группой детей. Их объединяет наличие общих интересов в учебной деятельности - они посещают факультативы, кружки одной направленности, так как дети в классе имеют одинаковый наклон в изучении гуманитарных предметов -литературы, истории.
Данные были получены при помощи еще одного исследования обучающихся. Для этого использовалась следующая схема:
1. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание общественной и личной значимости учения.
2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности обучающегося: умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи; умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы; умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно; уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собранность, организованность.
3. Ведущие интересы и склонности: увлеченность обучающегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, указать, как реализуются интересы и склонности в занятиях в кружках, факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в занятиях в различного рода учреждениях, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, в оформлении и оборудовании кабинетов, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной учебной работе.
4. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности, имеющиеся у школьника, как они реализуются.
5. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление добровольно включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.
6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спортивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения.
7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, мещанства, честность, порядочность.
8. Взаимоотношения обучающегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса.
Итог: два человека закончили школу с золотой медалью, два - с серебряной. 22 человека поступили в высшие учебные заведения, 3 - в средние. Все ребята обучались на бюджетной основе.
Характерна роль педагогов в работе с трудными подростками. Эти дети требуют особого индивидуального подхода в воспитании. Воспитание "трудных" детей - это самое сложное дело, требующее исключительного внимания, терпения, мастерства, такта, душевной чуткости, теплоты.
Как показал опыт, проведение работы с такими детьми необходимо строить, руководствуясь следующими принципами.
1. Внимательно изучать жизненные проявления субъективного мира детей с целью определения мотивов их поступков.
2. Выяснять причины отклонений в поведении и взглядах.
3. Выбирать из устойчивых жизненных проявлений те, которые в перспективе смогут воздействовать на изменение жизненного опыта в положительном направлении.
4. Контакт с целью сближения следует искать на "психологической территории" подростка, на уровне его жизненного опыта.
5. Каждую общественную идею, требование трансформировать путем педагогического приема так, чтобы она была принята "трудным" ребенком.
6. Осуществлять постоянный контроль за результатами воздействий, проявляющихся в поступках, поведении.
Практика подсказывает: работа "с трудными" -длительный процесс, здесь важно с самого начала выстроить единую концепцию, которая рассчитана на пробуждение самосознания, самоуважения у школьников.
1. Это инструментовка удивления. Подчеркивается удивление по поводу поступка, а тем самым как бы утверждается, что данной качество не может быть присуще школьнику: "Неужели такое может произойти с тобой?"
2. Интерпретация шутки. Дается оценка поведению как неумение шутить удачно.
3. Акцентирование способности ученика к взаимопониманию. Учителю важно подчеркнуть, когда ученик его понимает.
4. Разыгрывание мнимого сочувствия. Эффективно, когда ученик не желает исполнять что-то.
5. Признание педагогом своей вины.
Все эти приемы помогают классному руководителю найти пути сближения с учеником на основе создания платформы "мы".
Было проведено анкетирование школьников для того, чтобы выяснить степень удовлетворенности обучающихся их классным руководителем. В анкете приняли участие все ребята класса. Степень удовлетворения была 92 %. Оценке подверглись следующие методы работы классного руководителя:
1. Методы убеждения.
2. Методы поощрения.
3. Методы наказания.
Также обучающиеся давали развернутую характеристику классного руководителя.
1. Нужен ли классный руководитель в наше время?
2. В чем ты видишь его дела и заботы?
3. Какой тип классного руководителя тебе по душе? Какому ты отдал бы своего ребенка?
4. Назови достоинства своего классного руководителя.
5. Что бы ты хотел изменить в работе своего классного руководителя?
6. Приходилось ли тебе общаться с классным руководителем лично?
7. Полезно ли и ценно ли для тебя это общение?
Обучающиеся подчеркнули такие черты своего классного руководителя как терпение, уважение, готовность прийти на помощь, внимательное отношение к чужим успехам и неудачам. Личное общение с классным руководителем было у 100% обучающихся, причем у многих неоднократно.
Также был проведен опрос классных руководителей.
1. Гордится ли Ваш класс в целом своими успехами?
2. Прилагает ли достаточные усилия для успешной учебы?
3. Предъявляет ли к себе высокие требования?
4. Готовы ли Ваши ученики дать Вам совет?
5. Достигли ли они уже достаточно больших успехов?
6. Стремятся узнать, как идут дела в других классах?
7. Верны ли они Вам?
8. Помогают ли друг другу в повседневной работе?
9. Любят ли браться за новое для них дело?
10. Свободно обмениваются мнениями по вопросам, связанным с учебой?
11. Лояльны по отношению друг к другу?
Классный руководитель, отвечая на вопросы, стремился подчеркнуть, что достижения класса - результат совместных усилий детей, их родителей и учителей.
В результате проведенного исследования были сделаны выводы об уровне, мастерства и качества воспитательной работы. Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются:
знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике;
знания теоретических основ воспитания;
владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;
способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности;
вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.


Заключение.
Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник обучающихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе. Если классный руководитель является высококвалифицированным специалистом в области педагогики, обладает качествами, предъявляемыми к нему, то он способен реализовать основные задачи, стоящие перед ним: формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение; организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создание условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защита интересов детства.
Основное в деятельности классного руководителя - воспитание обучающихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения. К важнейшей функции классного руководителя относится развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья обучающихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим детям, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с ребятами на основе уважения, взаимопонимания.
Классный руководитель - член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с обучающимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию. Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личным примером, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим ученикам. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность. искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы классного руководителя во многом зависит и от умения петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, выразительно читать. Классный руководитель - ближайший наставник обучающихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.
Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей школьников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание обучающихся поможет уладить недостатки в поведении.
Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать ребят, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.




Литература.
1. Закон РФ "Об образовании"
2. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 9 октября 2000 г. - № 41. - ст. 4089.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения. - М.: Высш. шк., 1987.-с.-174.
4. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию работы классного руководителя. // Классный руководитель. - 2000. - № 5. - с. 25.
5. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980.-С.-ПО.
6. Маленкова Л. Классное руководство - содержание деятельности. // Народное образование. - 1999. - №7. - 248.
7. Малышев К.Б. Психология управления. М.: ПЕР СЭ, 2000. - с. 14.
8. Михайлова Н.Н., Полякова С.Д. Классный руководитель: что делать. // Классный руководитель. - 2002. - № 7. - с. 27.
9. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, П-х классов. - М.; Феникс, 2001 г.
10. Никитенко В.Н. Классное руководство в школе. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2002. - с. 23.
11. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - Владос, 2001.
12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю.-М.: Просвещение, 1985.
13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М.: Просвещение, 1988.
14. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1996. - С. 548.
15. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М,: Просвещение, 1990. - с. - 8.
16. Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя. // Классный руководитель. -2000. -№1. -с. 44.
17. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем - М.: Педагогика. 1986. - С. 78-79.







15