Доклад по информатике на тему: Совершенствование структуры и содержания образования. Формы и методы формирования знаний, умений и навыков.

Совершенствование структуры и содержания образования. Формы и методы формирования знаний, умений и навыков.
Ни одно знание не надежно,
основу надежности дает лишь
прогресс поиска знаний,
длящийся всю жизнь
Уокке

Мы сегодня поговорим о методах обучения, о совершенствовании их, ведь именно от них зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса. Идя в школу, на урок, мы (и учитель, и ученик) ставим перед собой цель и от того, какими методами и приемами мы будем идти к ней, очень многое зависит.
Одной из наиболее сложных и трудно усваиваемых тем школьной информатики является алгоритмизация. Для глубокого усвоения принципов построения и функционирования алгоритма недостаточно правильно изобразить его в виде блок – схемы или описать на алгоритмическом языке. На мой взгляд, требуется и пояснение методики исполнения алгоритма при конкретных исходных данных, а методика. В силу экономии времени часто излагается упрощенно. К тому же используемые для этого приемы и средства не отличаются высокой наглядностью и требуют развитого абстрактного мышления как педагога, так и учащихся. Культурный уровень молодого современного человека формируется в школе, начиная с первых уроков.
Большинство психологов считает, что в стенах школы легче начать изучение нового, нежели позже.
Именно в школьном возрасте специфические умения и навыки, формируемые в процессе разработки алгоритмов и решения задач, составление программ, дисциплинируют мышление учащихся.
Обучение конструированию алгоритмов - важный раздел информатики. Следует отметить, что знания, навыки и умения конструирования алгоритмов необходимы не только специалистам математических и информационно-технологических специальностей, но составляют важных аспект общетехнической и общекультурной подготовки специалистов.
Содержание алгоритмической линии курса информатики также должно отражать как общеобразовательные цели и задачи, так и прагматические.
Говоря о значимости этой содержательной линии, нельзя не учитывать тот факт, что алгоритмы буквально «пронизывают» содержание школьных предметов: формулирование, изучение и применение алгоритмов составляют существенный компонент содержания школьного обучения. В подавляющем большинстве случаев результат деятельности ученика зависит от того, насколько четко он чувствует алгоритмическую сущность своих действий: что делать в каждый момент, в какой последовательности, каким должен быть итог действий и т. п. Все это определяет особый аспект культуры его мышления и поведения, характеризующийся умением составлять и использовать различные алгоритмы на любых предметных уроках, не ограничиваясь рамками курса информатики. Причем, формирование алгоритмической культуры мышления школьника во многом зависит от уровня профессионализма педагога, умений введения ученика в алгоритмическую природу понятий.
Естественным продолжением алгоритмических моделей являются программные модели. Говоря о целесообразности изучения основ программирования в школьном курсе информатике, многие высказывают тезис, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение этого раздела потеряло свою актуальность. Конечно, овладение приемами и техникой программирования не может быть задачей общеобразовательной школы. При этом изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых  одна из задач современной школы. Потому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирование многих приемов умственной деятельности было бы, наверное, неправильно.
Программирование создает естественное поле деятельности, в котором учащиеся могут активно работать с алгоритмами. Поэтому естественно встает вопрос: «Как надо преподавать вопросы программирования, проводить изучение конкретного языка программирования, чтобы создались предпосылки для формирования алгоритмической культуры мышления?».
Существуют два методических подхода к изучению линии алгоритмизации и программирования:
сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы, а затем  правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;
алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.
Опыт показывает, что «теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере». Этап программирования с последующим получением результата на компьютере должен выступать для учащихся как контрольно-оценочный аспект деятельности по формированию алгоритмической культуры. Поэтому метод последовательного изучения алгоритмизации и программирования приемлем лишь в «безмашинном» варианте преподавания курса информатики.
Но даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма, “тот прием помогает «почувствовать» процесс исполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме.
Поскольку в базовом курсе ставится лишь «цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод  демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном» уровне. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу».
Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с последующим усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:
линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных;
ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трех значений; диалог с ветвлениями;
циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.
   Все сказанное относится не только к информатике, но и к другим предметам. И мне кажется, что взаимное влияние "традиционных" предметов и информатики полезно со всех точек зрения.



Заголовок 115