Конспект урока кубановедения. Тема «Кубань на пороге XXI века» – завершающий урок № 29 из большого раздела «культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (конец XX- начало XXIв.)».


«Кубань на пороге XXIв»
9 кл.
Тема: Кубань на пороге XXIв.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о Кубани на рубеже ХХ – XXI вв, создать условия для усвоения знаний и способов деятельности.
Тип урока: урок – обобщение и систематизация знаний и способов деятельностиОборудование урока: использование мультимедиа технологий, презентация, раздаточный материал. Задачи:
Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края, укреплению интереса к культуре родного края.
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизиции знаний и способов деятельности
Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, точности ответов, развивать умение регулировать свое поведение в паре.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения: рабочая доска, раздаточный материал, листы самоконтроля
Ожидаемый результат: установление взаимосвязей между поколениями, структурирование и систематизация, обобщение учебного материала
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Проектная деятельность:
- символы Краснодарского края
- «казацкому роду нема переводу»
- реставрация и открытие церквей
- сельское хозяйство
- образование
- наука
- СМИ
- литература
- театрально-концертная жизнь, изобразительное искусство
- спорт
- межнациональный мир и согласие
- Динской р-он в конце XXв – начале XXIвПодведение итогов урока
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент, знакомство, установление контакта 2 мин.
Урок Кубановедения сегодня не совсем обычный, но только в том, что сегодня его проведу его я – учитель 29 школы станицы Новотитаровской.
Определение темы урока
Ребята, в каком веке мы живем? А сколько вам лет? Сегодня мы с вами поговорим о недавнем прошлом – тех годах, когда вы родились! Эту эпоху мы и рассмотрим.
Какое же время мы с вами сейчас обсудим? ответы…(слайд 1 с темой урока)
А сейчас мы с вами определимся с задачами урока. Какие сферы жизни помогут нам окунуться в это время? Что формирует наше представление об определенном периоде исторической эпохи? Ответы…(культура, политика, экономика, образование, восстановление казачества и т.д.)(слайд 2, 3, 4, 5)
Актуализация знаний и идей. Это позволит выявить все, что ученики знают и думают по обсуждаемой теме урока.
Мы постараемся вспомнить все, что мы изучали в прошлые годы по истории Кубани. Будем говорить о том, в какой стране мы живём и как мы живём. Так в какой же стране живём мы с вами?
Д. В России.
У. Правильно, ребята, наша страна – Российская Федерация. Назовите столицу нашей Родины.
Д. Город Москва.
У. Да. А кто возглавляет наше государство?
Д. В. В. Путин – Президент России.
У. Очень хорошо, молодцы. Конечно же, Путин В.В. является Президентом нашей страны.
Но у каждого человека есть место на земле, которое дорого ему по-особому. Здесь он родился, учился, вырос. Как называют такие места?
Д. Малой Родиной.
У. А как называется ваша малая Родина?
Д. Кубань, Краснодарский край.
У. Скажите, а почему наш край называют Кубанью?
Д. По названию  главной реки нашего края.
У. А почему наш край назвали Краснодарским?
Д. По названию главного города нашего края – Краснодара.
У. Совершенно верно. На широких просторах России есть маленькая «жемчужина», степная дочь России» наша родная Кубань. Краснодар является столицей нашего кубанского казачьего края.
У. Но помимо того, что мы с вами - жители Кубани, мы ещё и жители станицы, с таким старинным названием. В какой станицы мы являемся?
Д. Станицы Динской
У. Правильно, ребята. А кто является главой администрации нашей станицы.
Д. Жиленко Сергей Викторович
У А кто руководит нашим краем? Назовите имя губернатора Краснодарского края, нашего с вами земляка!
Д. Кондратьев Вениамин Иванович. (слайд 6)
Да, верно, он наш земляк, житель станицы Динской!
(слайд 7)
У. А в конце 20 в тоже наш с вами земляк, житель Динского района, ст. Пластуновский был избран губернатором Краснодарского края. – Николай Иванович Кондратенко. Кондратенко Н.И. - выпускник краснодарского с/х института, проработал у нас районе более двадцати лет агрономом, 1990 г – был избран председателем Краснодарского краевого Совета народных депутатов, поэтому в 1996 году большинство жителей и края и района поддержали кандидатуру нашего земляка.Далее мы работаем в парах самостоятельно.
Я предлагаю вам поработать в парах, выполнить проектную работу. К завершению урока мы с вами составим календарь на год. (слайд 8, календарь). У нас 12 пар, и, соответственно, должно получиться 12 листов календаря.
Каждый лист календаря будет соответствовать месяцу и определенной сфере жизни, быта или культуры Кубани этого времени.
Во-первых, пары получают раздаточный материал для создания листов календаря.
Во-вторых, тексты, документы и ссылки на страницы в учебнике, где мы можем почерпнуть информацию об интересующем нас предмете. Полученный материал изучаем, анализируем, т.к. свой «лист календаря» к концу урока нужно лаконично презентовать, сказав несколько слов.
Например, пара выбрала тему «символы Краснодарского края», она получает исходники:
– фото, картинки, текст. Те, которые вы считаете наиболее подходящими - можно вырезать и приклеивать на лист месяца-января, формируя его «лицо».
По ходу изучения письменного источника, документа вы сразу же ставите знак «?», если вам что-то непонятно, или вы бы хотели получить более подробные сведения. Так мы осмысливаем текст и накапливаем информацию, которую еще предстоит изучить, вносим их в таблицу, расположенную внизу текста.
Таблица
знаю помню новое интересно непонятно
Раздается материал
Январь – символы Краснодарского края, стр. 102
Февраль - «казацкому роду нема переводу», стр.103-104
Март - реставрация и открытие церквей, стр.105
Апрель – образование, стр. 106
Май – наука стр. 106
Июнь – СМИ, стр. 107
Июль – литература, стр. 107
Август - сельское хозяйство, стр. 100
Сентябрь - театрально-концертная жизнь, изобразительное искусство, стр. 107-108
Октябрь – спорт, стр.109
Ноябрь - межнациональный мир и согласие, стр. 111
Декабрь - Динской р-он в конце XXв – начале XXIв, раздаточный материал
Дети работают, звучит фоновая негромкая музыка.
- Если вам понадобится клей или ножницы, вы можете их взять у ваших товарищей или соседей, т.е. можно перемещаться.
Защита проектов в паре, презентация проекта – демонстрирование листа календаря и освещение самых важных и значимых событий. (с места)
Подведение итогов работы. Дети презентуют свои работы, поясняя.
Рефлексия. Используются сведения из текстов и документов, где вы ставили пометки, таблица – знаю/ новое/ непонятно/ интересное.
Домашнее задание.
Найти и изучить информацию из таблицы, взяв на вооружение пометки «не знаю», «непонятное», используя различные ресурсы.
Спасибо всем за урок!