Майков Апполон Николаевич Презентация по литературе, биография поэта


Аполлон НиколаевичМайковДата рождения:4 (16) июня 1821Место рождения: Москва, Московская губерния, Российская империя Дата смерти: 20 марта (1 апреля) 1897 (75 лет)Место смерти: Санкт-Петербург, Гражданство :Российская империяРод деятельности : поэт, член-корреспондент Петербургской Академии Наук, тайный советник, переводчик, публицистГоды творчества: 1839 — начало 1890-хЖанр : стихотворение, поэма, драмаЯзык произведений: русский язык ОтецДата рождения: 28 августа 1794Место рождения: МоскваДата смерти: 23 августа 1873 (78 лет)Место смерти: Санкт-ПетербургПодданство: Российская империяЖанр : русский художник-любитель , писательЗвания: Академик Императорской Академии художествСын дворянина Аполлона Александровича Майкова (1761—1838), некогда служившего директором Императорских театров, и Наталии Ивановны Серебряковой (1768—1832). С 1801 года воспитывался в Санкт-Петербургском 2-м кадетском корпусе, но не успел окончить курс этого заведения, когда вспыхнула Отечественная война 1812 года. Подобно многим из своих товарищей, он был по этому случаю преждевременно выпущен офицером в действующую армию и попал в корпус Багратиона. Мать Имя при рождении: рус. Евгения Петровна ГусятниковаДата рождения: 1803Дата смерти: 1880Место смерти :Санкт-Петербург, РоссийскаяимперияГражданство: Российская империяРод деятельности: писательницаРодилась в много­детной семье купца П.М. Гусятникова. Детство и юность провела в Москве. C 1834 г. семья Май­ковых постоянно живет в Петербурге. Достоев­ский познакомился с Майковой в 1846 г., когда стал бывать в литературном салоне ее и ее мужа. В Брат поэта Валериан Николаевич Валериан Николаевич 1823Критик, публицист, брат А.Н. Майкова. Поступив в 1838 г. на юридиче­ский факультет Петербургского университета, Майков серьезно занимался политэкономией, историей, философией, химией. Окончив универ­ситет в 1842 г., служил в Департаменте сельско­го хозяйства, но вскоре ушел в отставку. В 1845 г. Майков посещал «пятницы» М.В. Петрашевского, однако быстро отошел от него. В апреле 1846 г. из «Отечественных записок» ушел В.Г. Белинский и А.А. Краевский пригласил возглавить критический отдел Майкова. Тогда же Майков организует свой кружок, который посещал Достоевский: Майков познакомился с ним в начале 1846 г. Брат поэтаВладимир НиколаевичПрозаик, переводчик, изда­тель, брат А.Н., Л.Н., Вал.Н. Майковых. В 1850 г. окончил Петербургский ун-т, служил в Петер­бургской таможне, с 1854 г. — помощник столо­начальника Департамента внешней торговли, 1855 г. — секретарь при директоре департамен­та. Впервые выступил в качестве переводчика в «Современнике» (1848. №6-7). В 1858–1862 гг. в Петербурге Майков издавал детский журнал «Подснеж­ник», в 1864–1870 гг. совместно с М.Ф. Ростов­ской Майков издавал детский журнал «Семей­ные вечера». Ис­торик литературы, библиограф, этнограф, ака­демик Петербургской Академии наук (1891), брат А.Н., Вал.Н. и Вл.Н. Майковых. С 1852 г. учился во 2-й петербургской гимназии, с 1856 г. — на историко-филологическом факультете Петер­бургского университета, в 1861–1864 гг. Май­ков — чиновник Департамента внешней торгов­ли, в 1864–1882 гг. на службе в Центральном статистическом комитете. Первые печатные ра­боты Майкова появились в 1857 г. в «Сборнике, изданном студентами Императорского Петер­бургского университета».Брат поэта Леонид Николаевич Творчество поэтаПервыми публикациями обычно считались стихотворения «Сон» и «Картина вечера», которые появились в «Одесском альманахе на 1840» (1839). Однако дебютом 13-летнего Майкова было стихотворение «Орёл», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. Первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова» вышла в 1842 году в Петербурге. Писал поэмы («Две судьбы», 1845; «Княжна ***», 1878), драматические поэмы или лирические драмы («Три смерти», 1851; «Странник», 1867; Два мира, 1872), баллады («Емшан», 1875). Печатался в журналах: Отечественные записки, Библиотека для чтения. Либеральные настроения Майкова 40-х годов (поэмы «Две судьбы», 1845, «Машенька», 1846) сменились консервативными взглядами (стихотворение «Коляска», 1854), славянофильскими и панславистскими идеями (поэма «Клермонтский собор», 1853); в 1860-е годы творчество Майкова подверглось резкой критике со стороны революционных демократов. Претерпела изменения и эстетическая позиция Майкова: кратковременное сближение с натуральной школой уступило место активной защите «чистого искусства». В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» (1856[13]), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.В течение четырёх лет переводил в поэтической форме «Слово о полку Игореве» (перевод окончен в 1870 г.). Также занимался переводами народного поэтического творчества Белоруссии, Греции, Сербии, Испании и других стран. Переводил произведения таких поэтов, как Гейне, Мицкевич, Гёте. Перевел IV—X главы «Апокалипсиса» (1868).Помимо поэтических произведений, очерков и рецензий на книги, писал также прозу, не являющуюся значительной. После 1880 г. Майков практически не писал ничего нового, занимаясь правкой своих произведений для подготовки собрания сочинений. Альпийские ледникиСырая мгла лежит в ущелье,А там как призраки легки,В стыдливом девственном веселье,В багрянцах утра ледники!Какою жизнью веет новойМне с этой снежной вышины,Из этой чистой, бирюзовойИ света полной глубины!Там, знаю, ужас обитает,И нет людского там следа,-Но сердце точно отвечаетНа чей-то зов: "Туда! Туда!"1858ВеснаУходи, зима седая!Уж красавицы ВесныКолесница золотаяМчится с горней вышины!Старой спорить ли, тщедушной,С ней - царицею цветов,С целой армией воздушнойБлаговонных ветерков!А что шума, что гуденья,Теплых ливней и лучей,И чиликанья, и пенья!..Уходи себе скорей!У нее не лук, не стрелы,Улыбнулась лишь - и ты,Подобрав свой саван белый,Поползла в овраг, в кусты!..Да найдут и по оврагам!Вон - уж пчел рои шумят,И летит победным флагомПестрых бабочек отряд!<1880> Ах, чудное небо ей-БогуАх, чудное небо, ей-Богу, над этим классическим Римом!Под этаким небом невольно художником станешь.Природа и люди здесь будто другие, как будто картиныИз ярких стихов антологии древней Эллады.Ну, вот, поглядите: по каменной белой ограде разроссяБлуждающий плющ, как развешанный плащ иль завеса;В средине, меж двух кипарисов, глубокая темная ниша,Откуда глядит голова с преуродливой минойТритона. Холодная влага из пасти, звеня, упадает.К фонтану альбанка (ах, что за глаза из-под тениПокрова сияют у ней! что за стан в этом алом корсете!)Подставив кувшин, ожидает, как скоро водоюНаполнится он, а другая подруга стоит неподвижно,Рукой охватив осторожно кувшин на облитойВечерним лучом голове... Художник (должно быть, германец)Спешит срисовать их, довольный, что случай нежданноВ их позах сюжет ему дал для картины, и вовсе не мысля,Что я срисовал в то же время и чудное небо,И плющ темнолистый, фонтан и свирепую рожу тритона,Альбанок и даже - его самого с его кистью!