Поурочный план по литературе на тему Жизнь и творчество Павла Васильева(8 класс)


Тема урока: По указке петь не буду сроду .(Жизнь и творчество Павла Васильева. Образ могучей и полноводной реки в стихотворении «Иртыш»)Цели урока:
1) проследить жизненную судьбу поэта, показать трагизм судьбы и времени, осмыслить неразрывное единство непростой биографии Павла Васильева и поэзии;
2) активизировать исследовательскую деятельность учащихся; формировать навыки анализа лирического произведения; обогащение словарного состава учащихся;
3) воспитать чувство ответственности, коллективизма через работу в группах; бережное отношение к природе; пробудить интерес к творчеству Павла Васильева.
Тип урока: урок-мастерская.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания.Что вы знаете о Николае Заболоцком?
III.Вступительная беседа.Павел Васильев- наш земляк, казахстанец. Он жил и творил в 30-е годы XX столетия. Это было время жестокого сталинского террора и массовых репрессий.
Поэт, писатель, художник-часть истории, её веха, перепутье. В 30-х годах творчество Павла Васильева не было оценено по достоинству. Критики считали, что поэт преисполнен пережитков индивидуализма, что он поэтизирует кулачество. Его имя было забыто на время, неоднократно пытались вычеркнуть из списка, изъять из литературы. Несколько десятилетий упорно молчали о Васильеве, только позднее, когда впервые были опубликованы все сочинения Васильева, мнение критики изменилось, и его поэзия получила широкое признание
IV . Работа в группах.
Учащиеся разделились на три рабочие группы. Каждой группе было дано опережающее задание:
1 группе «Биографы» - собрать информацию о жизни и творчестве
П. Васильева и показать презентацию.
2группе «Историки» -написать проект об истории происхождения реки Иртыш.
3 группе «Географы» -подготовить сообщение о географическом положении реки Иртыш.
Работа 1 группы «Биографы». (Показ слайдов)
Работа 2 группы «Историки». (Защита проекта)
Работа 3 группы «Географы» (Показ слайдов)
V. Инсценировка легенды об Иртыше.
VI.Работа над стихотворением «Иртыш».Выразительное чтение стихотворения.
Лексическая работа
Осока-
Язь-
Чалка-
Гребень-
Работа с таблицей «Подумай и найди ответы»
Метафора 1 -художественный прием, в основе которого лежит сопоставление предметов или явлении по сходству
Олицетворение 2 –поэтическое, художественно-образное определение предмета
Рифма 3 –художественный прием- употребление слов и выражений в переносном значении
Сравнение 4 –один из видов метафоры; наделение неживой материи свойствами и качествами живой, очеловечивание
Эпитет 5 –созвучие концов стихотворных строк.
VII. Творческая работа групп.
Задание первой группы.
Заполните таблицу (выпишите из стихотворения «Иртыш» художественно-выразительные средства)
Эпитеты Сравнение Олицетворение
Задание второй группы: Семантическая карта.
Годы
События 1921 год 1910 г
5 янв. 1926г
июнь 1916 год 1932 г
весна 1927 г
июль 1937 г
16 июля
Родился поэт Поступил в
1 класс Написал
первые стихи Уехал во Владивосток Приехал в Москву, поступил на литературное отделение
Рабфака
Искусств Первый арест поэта Обвинен в заговоре и расстрелян. 3.Задание третьей группы: Составить пятистишье со словом «Иртыш»
Имя существительное: Иртыш
Имя прилагательное:
Глагол:
Предложение:
Синоним: VIII.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством поэта Павла Васильева. Жизнь и творчество нашего гениального земляка Павла Николаевича Васильева являются ярким доказательством той связующей нити между Россией и Казахстаном.
IX. Рефлексия. Оценивание учащихся лидерами групп на «Листе ответов»
X.Подведение итогов. XI.Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Иртыш».