Презентация Д.И.Фонвизин комедия Недоросль


Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» 2015 Автор:Витык С.А.,учитель русского языка и литературыМБОУ «Уваровская СОШДС»Нижнегорского района В «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешат зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Смысл названия комедии НЕ'ДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор).2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи (от комедии Фонвизина "Недоросль", ср. Митрофанушка). Определите жанр произведения. Приведите доказательства. В чём заключаются тематика, сюжет, основной конфликт произведения? Задания к анализу комедии «Недоросль». Определить принадлежность произведения к одному из литературных направлений (классицизм, романтизм, сентиментализм или др.), привести доказательства. далее Комедия - (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира); характеров (или нравов) - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств("Тартюф" Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические ("Резизор" Н. В. Гоголя), юмористические Основные темы Тема крепостного права.Осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II.Тема воспитания. Противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых и Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. Простаков.Гж.* Простакова, жена его.Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мама Митрофанова.Правдин.Стародум.Софья, племянница Стародума.Милон.Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.Кутейкин, семинарист.Цыфиркин, отставной сержант.Вральман, учитель.Тришка, портной.Слуга Простакова.Камердинер Стародума. О чём может рассказать афиша к пьесе? Характеристика основных героев произведения. Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Какие два лагеря составляют герои комедии? Скотинин Простакова СтародумПравдин Как проявляют себя Скотинин и Простакова в отношениях друг с другом и с крепостными? Что приводит Простакову к трагедии? Что осуждает и что утверждает Фонвизин в комедии? Какими хотят видеть своих детейпредставители разных лагерей? Воспитание. «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!». «Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить». Почему, по мнению Фонвизина, крепостное право – зло не только для крепостных, но и для самих помещиков? По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой её натуры.Жестокость, насилие становится для крепостников самым удобным и привычным оружием. Выпишите из текста комедии советы Стародума, касающиеся разных сфер жизни. Каких сфер жизни касаются советы Стародума? Отношение к честиОтношение к сильным мира сегоОтношение к бракуОтношение к должностиОтношение к просвещению (урок Митрофана)Осуждение невежества, хамства, глупостиКритика невежественных учителей. Назовите эпизоды, которым посвящены следующие иллюстрации.Подберите названия к иллюстрациям, используя текст произведения. Работа с текстом. Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила лья тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое,растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.Скажи, болван, чем ты оправдаешься?Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вамдокладывал: ну да извольте отдавать портному.Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобыуметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка, чему обрадовалась?Софья. Я получила сейчасрадостное известие. Дядюшка, о котором стольдолго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего,на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперьполучила.Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою). Как! Стародум, твой дядюшка,жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел! Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок отПокрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставнойсержант Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Ведь от нас и городв трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немецАдам Адамыч Вральман. Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.Цыфиркин. Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей иизбранить Пафнутьича! Уж и разгневался!Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российскаяпословица: собака лает, ветер носит.Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся. Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?Митрофан. Дверь? Котора дверь?Правдин. Котора дверь! Вот эта.Митрофан. Эта? Прилагательна.Правдин. Почему ж?Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шестанеделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому чтооно прилагается к глупому человеку?Митрофан. И ведомо. Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснувруками). Очнется, мой батюшка, очнется.Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят...Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у менявласть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды! Докажите, что Фонвизин затронул в комедии основные проблемы жизни и нравов России 18 века. Выводы «Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они так же, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).