Комедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.

УРОК
Тема. Комедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.
Цель: раскрыть гражданственный пафос комедии, указать на особенности построения пьесы, развивать навыки анализа текста.
Оборудование: текст комедии, карточки с заданиями.

Ход урока

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Вопрос к учащимся.
Кто в пьесе является главным оппонентом госпожи Простаковой (то есть имеет противоположные взгляды на жизнь: воспитание и образование детей, занятие дворянина, брак, семейную жизнь, роль денег в жизни человек на отношения к близким людям, на обязанности перед обществом)?

Продолжение исследовательской работы.
Задание 5 (пятой группе учащихся).
Используя текст комедии, рассказать биографию Стародума (I, 5, 7; III, 1, 2). Кто такой Стародум, каковы его социальное и семейное положение? Кто были его родители? Какое воспитание и образование он получил? Чем он занимался в жизни, где жил и живет?
Вывод. Стародум типичный классицистический идеализированный герой. Он напоминает сказочных или мифологических героев, которые идут по жизни «по морю аки по суху». Он «отошел от двора, да... принес домой неповрежденно... душу... честь... правила» и без лицемерного выслуживания нажил себе состояние, «деньги не променивая на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество» (III, 2).
Задание 6 (шестой группе учащихся).
Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли поступков или речей? О чем он говорит с Софьей (IV, 2), с Милоном (IV, 6) с Правдиным (V, 1)? Какой рецепт исправления людей знает Стародум (V, 1)?
Задание 7 (седьмой группе учащихся).
Кто из героев комедии говорит о гражданском долге и как он его понимает (IV, 8)? Кто из героев комедии выполняет свой гражданский долг и как оценивает это (IV, 6)? Кто из героев пьесы является носителем старого мировоззрения, а кто нового?
Составить «конфликтную схему» пьесы (определить основной конфликт произведения).

Историческая справка.
«Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная промышленность. Для этого необходимо было переделать свое мировоззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания» (В. О. Ключевский).
Действия правительства в отношении дворян:
1722 г. Петр I издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении;
1736 г. императрица Анна выпустила указ, которым бессрочная служба заменялась 25-летним сроком, чтобы дворянство занялось мирным преобразованием общественной жизни; /
1731 г. открыт Шляхетный кадетский корпус с многопредметной программой (риторика, география, история, геральдика, юриспруденция) как проявление заботы о подготовке к гражданской службе. По окончании корпуса дворянский недоросль должен был выходить знающим и военное, и гражданское дело. Правительство не допускало ни малейшего послабления в учебной
повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало родителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительные преимущества по службе.
Общие выводы. Проблема воспитания истинного гражданина в комедии.

Два мировоззрения
конфликт
Старое Новое

Столкновение взглядов

Взгляды
Простакова
Стародум

На государственную службу
«У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8)
«Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчитываю я по чину дел, которые господин сделал для отечества* (IV, 2)

На образование
«Без наук люди живут и жили...
Да что за радость выучиться» (IV, 8)
«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек чудовище* (V, 1; IV, 2)

На воспитание
«Из... фамилии Простаковых... на боку лежа летят... в чины.
Чем же плоше их Митрофанушка?» (I, 5)
«Воспитание должно быть залогом благосостояния государства... что для отечества может выйти из Митрофанушки... нравственное воспитание сынка поручают рабу крепостному... лет через пятнадцать выходят вместо одного раба, двое...» (V, 1)

На роль денег в жизни человека
«Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» (I, 7)
«Наличные деньги не наличные достоинства* (III, 2)

Идея автора: необходимо формировать в обществе новое мировоззрение, надо научиться мыслить и поступать по-новому


Задание 8 (восьмой группе учащихся).
Как утверждаются в пьесе новые идеи?
Подсказка. По какому признаку Стародум выбирает Софье жениха? Почему Митрофан и Скотинин не могут быть женихами Софьи? Кто из претендентов на руку Софьи выдерживает - «экзамен» (IV, 6, 8)?
Как решает автор конфликт пьесы? (См. финал.)
Вывод. Пьеса заканчивается в духе требований классицизма: наказанием порока и награждением добродетели. Но в ней виден и реалистический взгляд автора. После благородных рассуждений Стародума и Правдина (V, 1) следуют сцены похищения Софьи и «укрощения» Простаковой. Поведение Простаковой, ее уверенность в своей правоте свидетельствуют о живучести старого мировоззрения, о том, что одолеть его в жизни будет сложнее, чем на сцене.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Вопросы к учащимся.
Кто, на ваш взгляд, смешон в комедии «Недоросль?
Какая сцена в пьесе вам кажется смешной?
Было бы это же смешно в жизни?
Заключительное слово учителя.
Это еще одна особенность комедии Фонвизина. Комическое приобретает в ней оттенок трагического и дает нам основания подумать о том, какими привычками и понятиями удобрена культурная почва, на которой мы взросли.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать первую часть трагедии Гёте «Фауст» или сцены из первой части «Пролог на небесах» (сцены 2, 3, 4, 12, 19, 25), последний монолог Фауста из второй части.
Составить «афишу» с указанием действующих лиц и сведений о них, взятых из текста трагедии.
Подготовить выразительное чтение по ролям «Пролога на небесах».
Индивидуальное творческое задание: подготовить сообщение о литературных источниках трагедии.
Составить таблицу с указанием места и времени действия сцены трагедии.

Сцена
Место действия
Время действия


Условное
Реальное
Условное
Реальное










15