Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина Недоросль

Тема: «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»

Цель: Ознакомить учащихся со взглядами автора на проблему; развивать интеллектуальные умения, в частности, умение доказывать от противного, прививать интерес к произведениям русской литературы

Оборудование: Иллюстрации к пьесе

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока
I.Оргмомент
II.Сообщение темы и цели урока
1.Беседа с привлечением в качестве доказательств примеров из текста пьесы
-Какова основная мысль произведения?
-Посредством чего удаётся автору достичь своей цели?
-Как вы думаете, в чьи уста автор вкладывает свои представления о жизни, о человеке, об обществе?
-Каковы основные преобразования петровских времён, которые коснулись дворян?
-Что означает фамилия Стародум?
-Что по поводу долга и обязанности дворянина и каждого честного человека говорит Стародум. (Зачитать высказывания Стародума)
-Так от чего же зависит появление таких людей? (от воспитания)
Итак, каким же, по мысли Стародума, должен быть истинный гражданин?

Записать в тетрадь:
1.Благонравный человек
а) образованный;
б) честный;
в) порядочный;
г) добрый;
д) справедливый;
е) уважительный;
ж) милосердный
- Каким же образом ещё высказывает своё отношение автор по поводу долга и обязанности дворянина и человека, по поводу воспитания истинного гражданина?
(Рисуя образ Митрофана)

2.Образ Митрофана

Читаются выдержки из сочинений «Каким я увидел Митрофана» (сочинения пишут ученики после прочтения произведения, но до того, как начинается работа над пьесой и образами на уроке)
- А может, Митрофан – истинный гражданин?
- По каким показателям мы раскроем суть этого образа?
Задание: Давайте докажем, что Митрофан не является истинным гражданином. Воспользуемся методом доказательства от противного.
Предположим, что Митрофан – истинный гражданин, тогда (Ученики продолжают рассуждение)
Вывод: (делают сами ученики)
Митрофана истинным гражданином не назовёшь.
- Причина? (неправильное воспитание)
- А мог ли он быть таковым? При каких условиях?
То есть, для воспитания истинного гражданина, как основы государства, его настоящего и будущего, необходимо образование + воспитание (по Фонвизину). Фонвизин – просветитель. В этом суть его взглядов.
III. Итог урока. Пьеса написана более двухсот лет назад (1782г). Устарели ли проблемы, вопросы, поднятые автором?
Д/з стр. 102-107

Словарь
Гражданин1 – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью его прав и обязанностей.
Гражданин2 – (высок., устаревшее) человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу.
Благонравный – отличающийся хорошим поведением.

В.О.Ключевский «насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны. И притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам»


13PAGE 15


13PAGE 14115




15