Доклад на тему Работа над устной речью на уроках русского языка


Работа над устной речью на уроках русского языка
Выполнила: Мильчакова Анастасия Павловна, студентка АСК(ф)СахГУ, группа 401-з
Представляем вашему вниманию введение и направления исследовательской части дипломной работы по теме: Работа над устной речи на уроках русского языка.
Актуальность проблемы исследования, формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В этих документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала обучающегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта в начальной школе является развитие устной и письменной речи обучающихся.
Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности ученика - дать каждому ребенку младшего школьного возраста тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит сформировать у каждого школьника позитивное отношение к русскому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами речевой грамотности. Так как начальная школа является первой ступенью в систематическом усвоении научных знаний, она должна учитывать логику познавательной деятельности в этом возрасте, когда первичным является формирование отношения к изучаемому материалу.
Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи обучающихся в связной речи обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Развитие речи – связующее звено между всеми предметами.
Речь обучающихся младших классов часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед начальной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки. Это обуславливает актуальность нашей работы.
Развитие речи обучающихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленно вмешательства преподавателя.
Работа по развитию речи в начальной школе преимущественно осуществляется на уроках русского языка.
В нашей дипломной работе мы постарались найти особенности развития устной речи младших школьников на уроках русского языка.
Приступая к работе, мы определили её параметры:
Объект: образовательный процесс.
Предмет: работа над устной речью на уроках русского языка
Цель: обосновать необходимость работы над устной речью на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью её теоретического обоснования.
2. На основе анализа теоретических источников определить методы и приёмы работы по развитию устной речи обучающихся начальных классов на уроках русского языка.
3. Выявить уровень речевого развития обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
4. Разработать серию уроков с использованием методов и приёмов обучения по развитию устной речи и апробировать их с детьми 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
5. Разработать методические рекомендации по развитию речи учеников начальной школы.
Гипотеза – успешное обучение развитию устной речи детей начальной школы возможно при создании следующих методических условий:
расширение объема речеведческих сведений и понятий;
введение сведений о стилистике и работа над текстами различных видов;
использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;
увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов.
Практическая часть дипломной работы, будет проводиться во 2 в классе МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское с 30.03.2017 г. по 28.04.2017 при участии учителя начальных классов Пасечник Александры Сергеевны и под руководством научного руководителя Бережновой Ирины Владимировны. Практическая часть будет состоять из трёх этапов:
констатирующего: Диагностика уровня речевого развития обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
формирующего: Описание работы по развитию речи обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
контрольного: Результаты работы по развитию речи обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
Задачи констатирующего этапа:
1. Выявить уровень речевого развития обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
2. Изучить возможности УМК по русскому языку в аспекте организации работы по развитию устной речи обучающихся.
3. Разработать серию уроков с использованием методов и приёмов развития устной речи обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
Для выявления уровня речевого развития мы предполагаем использовать следующие методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Изучение рабочей программы и работ обучающихся по развитию речи (сочинений и изложений).
3. Методика оценки речевого развития (авторы: Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф.).
Для определения сформированности уровня речевого развития будут использованы следующие критерии:
особенности понимания и раскрытие темы;
логичность, последовательность изложения;
правильное употребление слов, нормативное построение предложений;
объём изложения;
лексическое разнообразие
в соответствии с уровнями: высокий, средний, низкий.
Констатирующий этап будет проведён с 30.03.2017 по 01.04.2017 г. по плану:
Таблица 1. План работы на констатирующем этапе исследования (март 2017 г.)
Дата Содержание работы Цель
30.03.2017 г. Наблюдение, знакомство с УМК и рабочей программой по русскому языку, изучение предметно-развивающей среды кабинета. Проанализировать условия организации образовательной среды и возможности УМК по русскому языку для реализации приёмов обучения развитию речи, изучение состава обучающихся.
31.03.2017 г. Изучение работ обучающихся по развитию речи (сочинения и изложения). Выявить уровень речевого развития обучающихся.
Проведение диагностики по методике оценки речевого развития Романовой Е. С., Усановой О. Н., Потемкиной О. Ф. 01.04.2017 г. Обработка результатов по методике оценки речевого развития. Графическое и качественное описание уровней речевого развития.
Методы исследования будут реализованы в ходе констатирующего этапа и описаны в соответствии с алгоритмом.
Результаты исследования по констатирующему этапу мы оформим в таблицу и диаграмму.
Таблица 2. Результаты выявления уровня речевого развития
на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
№ Имя обучающегосяРаскрытие темы (максимум 3 балла)
Логичность, последовательность изложения Правильное употребление слов, нормативное построение предложений Объём Лексическое разнообразие Количество баллов Уровень
1 Александр С. 3 2 2 2 2 11 С
2 Анна К. Высокий Средний Низкий Уровень \s
Рис 1. Результаты выявления уровня речевого развития
на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
\s
Рис 2. Результаты выявления уровня речевого развития
на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
Таблица 3. Результаты изучения работ по развитию речи обучающихся в аспекте оценки за содержание и речевое оформление на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
№ Имя обучающегосяОценка за содержание и речевое оформление
Изложение (дата) Сочинение (дата)
1 Александр С. 5 4
2 Анна К. 3 3
3 ИТОГО «5» «4» «3» «2» По результатам констатирующего этапа сделаем вывод об уровне речевого развития, определим западающие показатели и предполагаемые причины.
Формирующий этап: Описание работы по развитию речи обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское будет проведён с 02.04.2017 г. по 25.04.2017 г.
Задачи формирующего этапа:
1. Разработать серию уроков русского языка с использованием методов приёмов развития устной речи.
2. Провести 2 урока развития речи (изложение и сочинение).
3. Включить обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское в работу по развитию речи на уроках русского языка.
В ходе реализации этапа мы предполагаем провести 2 урока развития речи (написание изложения и сочинения) и все рабочие уроки русского языка с использованием методов и приёмов развития речи.
В качестве основных направлений развития речи мы возьмём следующие:
расширение объема речеведческих сведений и понятий;
углубление работы над типами речи за счет изучения их разновидностей;
введение сведений о стилистике и работа над текстами различных видов;
использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;
увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов.
Мы планируем использовать следующие методы и приёмы развития речи:
Методы Назначение, функции Приемы, типы упражнений
Имитационный (обучение по образцам)
Повышает самостоятельность и познавательную активность учеников.
Помогает в усвоении форм речевого этикета.
Влияет на формирующее языковое чутье детей. Различные виды пересказов прочитанных текстов.
Работа над различными жанрами.
Коммуникативные (коммуникативно-творческий метод) Является средством общения, коммуникации, а также самовыражения. Создание речевых ситуаций.
Игры и виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний.
Конструирования (синтетический метод) Формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности обучающихся, их умения Работа со словом (игры со словом, толкование лексемы  с помощью толкового словаря;  этимологический анализ или этимологическая справка;
использование ребусов;    
 составление логической цепочки  слов;
использование кроссвордов) Работа над словосочетанием.
Работа над предложением и текстом (словесное рисование, групповое сочинение и др.).
Логическая работа.
Упражнения, опирающиеся на теорию текста.
Большая роль на уроках будет отведена игровым формам работы. Мы планируем в качестве элементов уроков включить следующие игры: «Инопланетяне», «Растеряйка», «Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот - навыворот», «Переведи на русский язык» и др.
Уроки развития речи мы планируем проводить по следующей структуре:
1. Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи.
2. Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
3. Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (изложению) или порождению (сочинению) высказываний в устной и письменной форме.
4. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов, выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.
Все проведённые формы будут описаны в работе с указанием результатов, представлены конспекты, сочинения и изложения учеников, фотографии с уроков.
Контрольный этап: Результаты работы по развитию устной речи обучающихся 2 в класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское будет проведён с 26.04.2017 по 28.04.2017 г.
Основная задача этапа: проверить эффективность реализации методов и приёмов развития устной речи обучающихся.
Для выявления эффективности будет продублировано исследование по методике оценки речевого развития Романовой Е. С., Усановой О. Н., Потемкиной О. Ф.
Таблица 4. Результаты выявления уровня речевого развития
на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
№ Имя обучающегосяРаскрытие темы (максимум 3 балла)
Логичность, последовательность изложения Правильное употребление слов, нормативное построение предложений Объём Лексическое разнообразие Количество баллов Уровень
1 Александр С. 3 3 3 3 2 14 В
2 Анна К. Высокий Средний Низкий Уровень \s
Рис 3. Динамика выявления уровня речевого развития
на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
\s
Рис 4. Динамика выявления уровня речевого развития
на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
Таблица 5. Результаты изучения работ по развитию речи обучающихся в аспекте оценки за содержание и речевое оформление на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
№ Имя обучающегосяОценка за содержание и речевое оформление
Изложение (дата) Сочинение (дата)
1 Александр С. 5 4
2 Анна К. 3 3
ИТОГО «5» «4» «3» «2» В заключении проведём сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов и сделаем вывод о подтверждении гипотезы.
Будет сделан вывод о значимости работы, указаны, какие формы методы, и приёмы работы проведены для выполнения поставленной цели, разработаны методические рекомендации по развитию устной речи младших школьников для учителей начальных классов и подготовлен буклет по развитию устной речи.
Предполагаем представить на защиту конспекты уроков, сочинения и изложения детей, буклет.
По результатам работы оформим презентацию.
Список литературы
Богуславская А.М., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2007.326 с.
Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. М.: Академия 2010.217 с.
Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2011.310 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 2008.425 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 2009.235 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Академия, 2012.155 с.
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Академия, 2009.325 с.
Зорина Л.Н. Речевые разминки – как средство обогащения речи школьников // ж. Начальная школа, 2011. №5.40 с.
Карпенко О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Академия, 2013.176 с.
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: 1998.193 с.
Методика преподавания русского языка Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П.Ф. М.: Просвещение, 2010.354 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под редакцией Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 2014.255 с.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М.: 2013.486 с.
Петрякова А.Г. Культура речи практикум/ Под редакцией И.Г. Костенко. М.: Академия, 2012.234 с.
Прихожан А.М., Зацепин В.В. 4-е изд., М.: Питер, 2007.154 с.
Речь. Речь. Речь. Книга для учителя/ Под ред. Е.И. Никитиной. М.: Педагогика, 2009.336 с.
Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии/ Под ред. О. А. Шубиной. М.: Академия, 2010.343 с.
Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников // ж. Начальная школа, 2013. №9.49 с.
Ступина Е.А. моделирование речевых ситуаций в процессе формирования речевой культуры младших школьников // ж. Начальная школа + до и после, 2012. №2.70 с.
Синицин В.А. Путь к слову: Из записок учителя. М.: 1997.323 с.
Служевская Т.А. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб.: 1997.274 с.
Смирнов А.А. Память и ее виды. М.: Академия, 2007.320 с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Принят от 22 сентября 2011. М.: Просвещение, 2011.32 с.
Федеральный закон об образовании Российской Федерации. Принят 12 декабря 2012. М.: Проспект, 2013.160 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: 2010.215 с.