Как выявить учащихся, проявляющих интерес к математике


Как выявить учащихся, проявляющих интерес к математике.
Такова особенность педагогического труда, что то, что имеет, может быть, самое важное значение в работе учителя - живой голос, интонация, взгляд, манера, увы не поддается письменному переложению (хотя интересно было бы выявить имеющиеся и здесь законы). Рассказывая о педагогическом опыте, поневоле приходится говорить лишь о его отражении - в учебных планах, программах, контрольных работах и т.п. Хотя все это, безусловно, дает начинающему учителю какую- то опору, следование типовым программам вряд ли будет плодотворным.
Как распознать в ребенке склонность к математике. Иногда эту проблему понимают упрощенно, сводя ее к набору хорошо успевающих по всем предметам ребят. Но этот метод не всегда приемлем, т.к. у учащихся 6-8классов часто не сформировались еще интересы и склонности и текущие невысокие оценки совсем не означают неспособность наверстать упущенное при условии, конечно, упорного труда, если появится интерес к предмету. Понятно и то, что наличие ровных успехов по всем предметам, хотя и свидетельствует об определенном навыке работы, само по себе еще не означает, разумеется, наличия глубоких интересов. Ранняя ориентация на математику может помешать их проявлению, нанеся таким образом детям даже определенные психологические травмы. Следует к тому же, иметь в виду, что, к сожалению, уровень школ и педагогов различен и порой даже отличные оценки не свидетельствуют о глубоком и прочном освоении курса. Довольно часто педагоги для выявления способностей к предмету проводят различные тесты, но не всегда эта методика работает. Поэтому оптимальной, хотя и требующей больших усилий учителя, представляется система заблаговременной поисковой работы- организация кружков, внеурочной деятельности. Здесь они могут проявить активность в изучении математики, проверить стойкость своих интересов, сохраняя возможность сравнительно безболезненно поменять направление занятий, если занятия математикой их разочаруют. На кружковых занятиях учащимся предлагается принимать участие в конкурсах по решению задач, это стазу привлекает внимание учащихся, заставляет их задуматься над предложенной им информацией. При этом должны быть предложены задачи с яркими, запоминающимися формулировками, разнообразными методами решения. Следует иметь ввиду, что среди ребят, которые будут принимать участие в конкурсе , будут как очень сильные ребята, уже не первый раз участвующие в подобных конкурсах, так и слабые, начинающие. Поэтому задачи нужно подбирать как сравнительно трудные, так и легкие «утешительные». Важна и роль «предисловия» к условиям задач, настраивающего ребят на нужный лад, чтобы не отпугнуть их трудностью и нестандартностью формулировок. Приведу пример такого предисловия: «Дорогой, друг! Мы приглашаем тебя принять участие в математическом конкурсе. Тебе предлагается десять задач: есть среди них трудные, есть и сравнительно простые. Не старайся решать задачи подряд, разбери сначала ту, которая кажется тебе самой легкой или самой интересной, потом другую и т.д. Решить все задачи не обязательно. Они отличаются по формулировкам и по методам решения от тех, которые обычно решаются по программам. Принимается решение даже одной задачи. Но если тебе и не удалось решить на этот раз, не огорчайся и приходи на разбор решений. А если ты хочешь познакомиться с некоторыми разделами математики, которые не изучаются на уроках, поломать голову над трудными задачами, записывайся к нам в кружок!». Вот такое предисловие можно предложить учащимся. Участие в олимпиадах не является целью отбора одаренных детей, они проводятся с тем, чтобы дать возможность проявить себя и тем школьникам, для которых задачи районного этапа оказываются чрезмерно трудными. Этот вопрос нельзя осветить такой маленькой статьей, цель поделиться наблюдениями, сделать определенные выводы. В завершении, хочу отметить, что каждый учитель должен стремиться научить ребенка понимать математику, любить ее характерные черты, научить работать по собственному побуждению.
Учитель математики МКОУ СОШ с. Улыбино Е.В. Ледовских