Тренинг для классных руководителей по выявлению лидеров в классе

Тренинг для классных руководителей по выявлению лидеров

Автор: Колмогорова С.Т., педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М.И.»



«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того,
что вам надо, нужно уметь общаться с ними»
Д. Карнеги
« Единственная настоящая роскошь в мире-
это роскошь человеческого общения »
А. Сент-Экзюпери

Альберт Меграбиан установил, что в общении передается:
7% информации - словами,
38% - звуковыми средствами (тембр, интонация, сила голоса),
55% - невербальными средствами, то есть языком жестов, тела.


Я думаю, вы согласитесь с этим высказыванием, ведь для успеха в жизни умение общаться с людьми одно из ключевых качеств, а для учителя особенно важное..

Цель: Повышение психологической комфортности образовательной среды, ознакомление с игровыми методами и способами выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей.
Задачи:
Обучение педагогов эффективной работе по формированию метапредметных навыков работы в команде и сплочению классных коллективов,
создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в группе;
рассмотрение игровых методов диагностики лидеров, проигрывание их в группе.
Категория участников: педагоги
Продолжительность занятия: до 1часа
Материалы и оборудование: клубок ниток, класс, стулья по числу участников
Предполагаемый результат: создание позитивного пространства для совместной деятельности, получение опыта совместной деятельности, знаний об игровых методах выявления лидеров и опыта их прикладного применения.

этапы
содержание
цель
Обратить внимание
результат

Вступление (5 мин):
Я приглашаю вас сегодня стать участниками нашего тренинга, для этого важно соблюдать несколько несложных правил и условий:
1.Забыть все свои статусы и освоить роль ученика.
2. Необходимо отбросить все свои заботы, задачи и быть здесь и сейчас.
Игра: «Тяжёлая шляпа»: Представьте, что на голове у вас тяжёлая – тяжёлая шляпа. Она сильно давит вам на голову, под тяжестью сползает на лоб, уши на счёт 1,2,3 резко снимите шляпу и бросьте на пол. 1,2,3. Сбросили шляпу
Вот теперь вы готовы к работе
Правила:
1 вариант - Какие правила нам понадобиться для работы в группе?
2 вариант – я предлагаю вам следующие правила:
ППП (принять, понять и поддержать)
0:0 все делать в строго отведенное время
Правило поднятой руки (кто хочет сказать – поднимает руку)
Отвергая – предлагай
Правило «ДА» (любое мнение имеет право быть)
Есть другие мнения, предложения по правилам работы?
Все согласны?

Настроить участников на общую работать, задать общую рамку взаимодействия
Если будут предложения не отвергать, но согласовать с группой

Настрой на работу

Упражнение «Здравствуйте те, кто». (1-2 мин)

Ведущий говорит какое-то утверждение. Те участники, которые согласны, в ответ на утверждение отвечают «Здравствуйте!».
Утверждения:
Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!
Здравствуйте те, кому нравится общаться!
Здравствуйте те, кто готов к активной работе!
Здравствуйте те, кто любит школу!
Здравствуйте те, кто сегодня без настроения?
Здравствуйте те, кто считает себя патриотом!
Здравствуйте те, кто хорошо отдохнул в отпуске!
И другие .

Создание позитивного настроения (если человек с радостью отвечает на вопросы – он доброжелательно настроен, если отмалчивается или негативно реагирует, значит работать не готов)
Выделить тех, кто негативно настроен и в процессе работы на них обратить внимание, постараться включить их в процесс
Концентрация внимания

Упражнение №2. Познакомимся. (5 мин)

Все участники поочередно называют своё имя и цвет, с которым они себя ассоциируют, а группа хором повторяет:
«И это здорово!»
Знакомство и определение эмоционального состояния участников (теплые тона – хорошее настроение, позитивный настрой: темные цвета – негативный настрой)
Обратить внимание на негативно настроенных, постараться включить их в процесс
Срез эмоционального настроя группы

Упражнения «нить»
Участники садятся по кругу.
Ведущий: я предлагаю вам поделиться впечатлениями о прошедшем отпуске. Когда до вас дойдет очередь вы рассказываете о своем отпуске и наматываете нить на руку, когда закончите, переедаете другому.
После упражнения обратить внимание у кого больше всех нитки намотано – любит поговорить
Формирование позитивного настроя, установление дружеских взаимоотношений
Проводить в темпе
Доброжелательная атмосфера

Упражнение «Вот мы встретились с тобой» (5 мин)
Встали в 2 руга.
Вот мы встретились с тобой, покачали головой, встретились руками, встретились глазами, обнялись, поцеловались, и на миг расстались.

Сближение при помощи тактильных ощущений
Участвовать должны все
Прикосновения друг к другу позволяют создать дружескую обстановку

Упражнение «Правда, неправда» (10 мин)
Каждый участник группы (по кругу) говорит три высказывания о себе, два из них правда, а одно – нет.
Группа должна угадать, что неправда
Установление доверительных отношений
Упражнение не должно быть затянутым (можно дать время придумать или пропустить, того кто не может сформулировать, но обязательно вернуться к нему потом)
Установить атмосферу доброжелательности, когда участник легко может высказать свое мнение

Упражнение «Перемена»
Встаньте в круг:
За сколько минут вы сможете:
Построиться по именам, в алфавитном порядке (начиная с буквы А: Александр, Алексей, Альбина, Борис, Виктор Владимир и т.д.) Называем имена!
-постройтесь по росту (кто самый высокий?) (Кто самый низкий?)
-постройтесь по цвету волос от светлого к (чёрному или красному или синему)
-по цвету глаз
-по размеру обуви
По размеру ладони
Спасибо

Выявление лидеров, сближение участников тренинга (лидеры выявляются по активности данного процесса и умению брать на себя ответственность)
В игре должны принимать участие все


Упражнение «Чем мы похожи»

Для дальнейшей работы нам необходимо разбиться на 3 (в группе не должно быть больше 7-8 человек) команды. Ведущий называет любых 3-4 участников.
Каждый из них набираете себе команды по принципу схожести по кругу: первого выбирает назначенный ведущим, второго выбранный первым и т.д.
«Света, подойди ко мне, пожалуйста, у нас с тобой и находите что-то хорошее общее – красивая улыбка и т.д.»
Создать команду из тех. Кто понравился
Сразу проявятся непринятые и отверженные дети
Должны разобрать всех
Создана команда

Упражнение «Паровозик». (10-15)

2 или 3 группы:
Все участники разбиваются на группы по 4-5 человек, встают в своих группах в затылок друг другу и кладут руки на плечи впередистоящему человеку.
Ведущий объясняет правила:
Запрет на разговоры.
У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза (глаза лучше завязать).
Последний – машинист поезда.
Первый - локомотив
Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо).
Хлопок по обоим плечам – вперед.
Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача «машиниста» – провести «паровозик» несколько поворотов. После чего, последний участник становиться впереди всех и упражнение повторяют.

Выявление лидеров.

На безопасность
Определение лидеров; наглядно показан процесс управления

Рефлексия:
Поделись впечатлениями от игры, как вы себя ощущали в роли машиниста? В роли участника? Когда вы были локомотивом
(О лидерах судят по умению управлять составом, а также по личным ощущениям участников: тот, кто свободно и уверенно чувствовал себя на месте «машиниста» - лидер; тот, кому более комфортно было в середине поезда – хороший исполнитель; человек, получивший удовольствие, стоя впереди, - готов пойти на риск.)




Упражнение: «Сделай шаг вперед».

Участники становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1.
Попробуйте почувствовать другого
Повторить с закрытыми глазами.

Выявление лидеров.
Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.


Проводить в темпе
Выявить лидеров

Упражнение «Невидимая связь».

Для проведения этой игры потребуется: моток не очень прочных толстых нитей. Попросите членов команды сесть в круг.. И расскажите команде такую легенду:
«Известно, что давным-давно на свете жил один мудрец. Этот человек умел то, что не умели другие. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.
И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры. Привычки, желания и стремления.
«как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять?» - размышлял он.
И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».
Далее, вам предстоит, рассказывая историю, передавать нить по кругу.
«Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее. Терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь».
Когда у каждого члена Вашей команды будет в руках нить. Отрежьте ее от мотка и завяжите концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг. Вы обращаетесь к команде.
«Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себяОна натянется и станет «резать» руки. Такие отношения называют «натянутыми» Если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать Что будет, давайте попробуем Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом о таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло на себя» Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное ощутил, как больно нить режет шею.. Про такие ситуации люди говорят: «Посадил себе на шею»
Когда нам комфортнее всего?
Когда нить в состоянии покоя.
Давайте запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела и попробуем всегда сохранять такие теплые отношения.
По ругу. Поделитесь своим настроением, состоянием, опишите его.




Рефлексия
С каким цветом вы сейчас себя ассоциируете, изменился он или нет.
Анализ эмоционального состояния участников

Информация для ведущего о результатах его деятельности

Итог: Чемодан

Представьте, что у вас в руках чемодан или сумка или маленькая сумочка в зависимости от того, что вы туда положите полезного и ценного для вас, что получили на тренинге и хотели бы унести с собой и пользоваться в жизни


Выявить, что ценного взяли участники

Подведен итог








Спасибо за работу! До свидания!

Заголовок 1ђ Заголовок 415