Конспект урока по окружающему миру на тему Волшебная восьмерка


Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе

Паспорт урока
Класс: 4 «В»
Место проведения: «Звениговская санаторная школа-интернат»
Продолжительность: 45 мин
Дисциплина: окружающий мир
Тема: «Волшебная восьмерка»
Тип урока: комбинированный урок в проблемно-диалогической системе
Цель: формирование у учащихся новых понятий о строении и работе сердца, о большом и малом круге кровообращения
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «сердце», его работой;
Закрепить знания о системах органов человека и их значении;
Научить считать пульс на лучевой артерии;
Познакомить с прибором тонометр и его работой;
Познакомить с названиями кровеносных сосудов и их назначении;
Развивающие
Развивать умение мыслить, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
Развивать умение слушать и слышать;
Воспитывающие
Воспитывать интерес к предмету;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
УУД:
Познавательные: развивать умение рассуждать об объекте, его строении, свойствах; умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрацию, свой жизненный опты, информацию, полученную на уроке; развивать умение обобщать, делать выводы.
Регулятивные: развивать умение формулировать цель и тему урока; умение высказывать сове мнение, основываясь на схеме; умение давать оценку своим действиям на уроке, действиям своих одноклассников.
Коммуникативные: развивать умение формулировать свое мнение и позицию, обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать своих одноклассников, ориентироваться на партнера при общении.
Личностные: воспитывать умение выполнять нравственные нормы общения, доброжелательность, готовность к сотрудничеству на уроке
Основной дидактический метод: проблемный диалог
Частные методы и приемы: беседа, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью, подводящий диалог, побуждающий диалог
Оборудование: презентация, записи на доске

План урока
Организованное начало урока
Приветствие
Проверка рабочего места
Настрой на урок
Актуализация знаний и подведение к теме
Повторение систем органов
Диалог и подведение к теме
Изучение нового материала
Рассказ учителя о работе сердца
Работа по учебнику
Видео о работе сердца
Определение давления с помощью тонометра
Физкультминутка
Самостоятельная работа по учебнику
просмотр видеофильма
Беседа о процессе кровообращения
Просмотр мультфильма
Работа по учебнику
7.1 Работа с рабочей тетрадью
Подведение итогов
Домашнее задание
Организованное завершение урока

Организационное начало урока
Приветствие
-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки.
1.2 Проверка рабочего места
-Глазами проверьте: на партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал
1.3. Настрой на урок
-Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты. Повторяйте за мной:
-Я в школе, я на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
-Внимание мое растет.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- У меня хорошее настроение.
-Я хочу учиться.
-Все будет хорошо.
Мы успеем все сделать.
Актуализация знаний и подведение к теме
Повторение систем органов человека
-Вспомним системы органов человека
-Соотнесите системы органов человека с утверждениями.
3891915123190Органы чувств
Пищеварительная
Опорно-двигательная
Выделительная
00Органы чувств
Пищеварительная
Опорно-двигательная
Выделительная

Совершающие разную работу
Восстанавливающие истраченные силы
Те, которыми можно управлять по желанию
Те, которые действуют самостоятельно
Диалог и постановка темы
-Посмотрите на слайд, кто хочет прочитать диалог Лены и Миши (поднимают руки, читают)
-Как вы думаете, действительно ли сердце накачивает кровь во все органы? (высказывают мнение)
--А как она может попасть в разные органы? (с помощью кровеносной системы)
-Хорошо, молодцы.
-А теперь определите, что кровь несет в клетки тела, а что обратно?
-108585103505
Углекислый газ Кислород
Вредные отходы Питательные вещества
(определяют, вместе проверяем)
-Так о какой новой системе мы будем сегодня говорить? (кровеносной)
-Тема нашего сегодняшнего урока: Волшебная восьмерка. И говорить мы будем о процессе кровообращения.
Изучение нового материала
Рассказ о работе сердца
-Где у нас находится сердце? Покажите.
-Кто знает, как можно узнать размер своего сердца? ( поднимают руки, показывают)
-Вот такой вот маленький кулачок, не переставая, работает, работает, работает. Если сердце остановится, человек погибнет. Сердце – это главная мышца тела. Оно безостановочно сокращается и расслабляется без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. Оно работает как насос! Даже, когда мы спим. Наше сердце работает всегда. Если человек работает с большой нагрузкой, то оно бьется сильнее.
3.2. Работа по учебнику
-Сердце есть у каждого человека. Оно подает кровь по всем тканям и органам. Давайте рассмотрим с вами рисунок на странице 33 нашего учебника. Посмотрите на рисунок сердца. (рассматривают рисунок сердца, слушают учителя)
-Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Найдите ее. Кровь движется только в одном направлении, так как путь назад закрывает клапан. Найдите его. Подумайте для чего он нужен( высказывают предположения)
Видео о работе сердца
-Давайте посмотрим, как работает наше сердце.
-Через сердце кровь проходит 2 раза: в первый раз она уходит по артерии легким, где обменивает углекислый газ на кислород, и снова возвращается по вене в сердце. Эта часть пути называется малым кругом кровообращения. Во второй раз кровь, насыщенная кислородом, уходит по артерии к органам тела, где кровь забирает все ненужные вещества и затем по вене возвращается в сердце.
-а теперь давайте послушает, как оно стучит. Найдите свое сердце и послушайте..
-А теперь почувствуем. Вы легко можете сами ощутить пульс у себя или у кого-нибудь другого. Под большим пальцем есть лучевая кость, положите указатлеьный и и средний палец на запястье. Толчки крови в сосудах, которые вы почувствовали означает, что сердце сделало удар, то есть сократилось и послало очередную порцию по артерии (Учитель показывает сам, как находить пульс. Дети повторяют)
Рассказ учителя про тонометр
-А еще мы можем измерять давление с помощью тонометра. (Учитель показывает тонометр и объясняет, как им пользоваться)
Физкультминутка
-А для хорошей работы сердца полезно заниматься физкультурой и делать различные упражнения. Давайте поможем нашему сердцу и сделаем физкультминутку.
Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй (руки в сторону)
Он любил летать всех выше. Выше пальм, жирафов выше. (потянуться на носках, руки вверх)
В гости к деткам прилетал, вместе с ними отдыхал. (делать приседания)
Прыгал, кланялся, шалил, с малышами говорил.
_Послушайте теперь, как бьется ваше сердце.
После физических упражнений оно бьется сильнее.
Самостоятельная работа по учебнику
-Посмотрите внимательно на схему движения крови по организму в учебнике на странице 32. Прочитайте текст на этой же странице. (Отвечают на вопросы по учебнику)
5.1. Просмотр видеофильма
-Сейчас мы с вами большой и малый круги кровообращения увидим на видео. Смотрите и слуйшайте внимательно, я потом буду задавать вопросы. Синим цветом будет обозначена кровь, насыщенная углекислым газом, красным – кровь, насыщенная кислородом.
5.2 Беседа про процесс кровообращения
-Итак, при малом круге кровообращения какая кровь идет в легкие? (насыщенная углекислым газом)
-А возвращается кровь, насыщенная чем? (кислородом)
-При большом круге кровообращения какая кров направляется в органы( насыщенная кислородом)
А-А возвращается обратно? (насыщенная углекислым газом)
-Верно, молодцы.
_Почему капля описывает восьмерку? (потому что 2 раза проходит через сердце)
-Какая часть пути называется малым кругом кровообращения? (когда кровь из сердца идет в легкие и возвращается обратно)
-Какая часть пути называется большим кругом кровообращения? (когда кровь идет по органам и возвращается обратно)
-назовите определение сердца. (Сердце – э то сильная мышца и очень большой труженик. Оно сокращается 60-80 раз в минуту. Масса сердца взрослого человека 250-300 граммов. За год сердце проталкивает через себя 3000 тонн крови)
Просмотр мультфильма
-Скажите, что такое кровь? (кровь- подвижная тканевая систем, состоящая из жидкого межклеточного вещества плазмы и взвешенных в ней форменных элементов – эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов)
-А подробнее мы узнаем с вами из мультфильма. Смотрите внимательнее и узнаете много нового и интересного. (Смотрят мультфильм, отмечают новое)
-итак, что новое вы узнали? (Эритроциты составляют основную массу крови и определяют ее красный цвет. Они осуществляют перенос кислорода и углекислого газа по организму. Лейкоциты – белые кровяные тельца. Тромбоциты – кровяные пластинки, которые участвуют в процессе свертывания крови)
-Какие функции выполняет кровь в организме? (выделительную, терморегуляторная, защитную, транспортную)
Работа по учебнику
-Посмотрите нас хему в учебнике на странице 34. От сердца к органм кровь течет по какому сосуду? (артерия)
-А к сердцу от органов? (по вене)
-Как называются мельчайшие сосуды(капилляры)
-Хорошо.
7.1. работа с рабочей тетрадью
-Откройте свои рабочие тетради на странице 13. Найдите 1-е упражнение. Прочитайте про себя задание. Самостоятельно его выполните.
-итак, давайте его проверим. Там, где стрелка ведет к сердцу, это какой сосуд?
-А от сердца?
-А где капилляры?.
Хорошо. Какой сосуд мы раскрасим синим цветом?
-Какой раскрасим красным цветом?
Все верно. Молодцы. Справились с этим заданием.
Подведение итогов урока
-итак, мы сегодня говорили про сердце, кровь, круги кровообращения.
-Объясните выражение «кровеносная система – главный «транспорт» в организме»
-Что такое сердце?
_Для чего нужно сердце?
Домашнее задание.
-Откройте дневники, запишите домашнее задание
10. Организованное завершение урока
-Мне понравилось. Как отвечали …., …, … . Полным ответом, весь урок активно работали.
Урок окончен. До свидания.