Конспект урока окружающего мира на тему Волшебная восьмерка (4 класс, ОСШкола 2100)


Технологическая карта урока Окружающий мир
по программе Школа 2100
учителя начальных классов Золотовой С.А.
Школа, класс: МОУ «Гимназия №6», 4 класс.
Тема урока: Волшебная восьмерка.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создать условия для целостного представления  о работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения;
исследовать влияние физической нагрузки на работу сердца.
Задачи урока:
Образовательные: Дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов. Усвоить понятийный аппарат по теме. Научиться определять пульс. Выявить, от чего зависит частота сердечных сокращений.
Развивающие: Дать возможность детям быть активными участниками целеполагания. Развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке. Включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления, поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы
Воспитательные: Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Планируемые метапредметные результаты урока:
Регулятивные УУД.
Принимать, ставить учебно-познавательною задачу. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД.
Осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебных пособий, дополнительной литературы, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой. Проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям), уметь обобщать.
Личностные УУД: Сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира, здоровьесберегающем поведении.
Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Основные формы - фронтальная, групповая; методы организации познавательной деятельности обучающихся - словесный, наглядный, практический, проблемно - исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник, тетрадь, таблица «Кровеносная система», макет сердца, карточки для работы в группах, индивидуальные маршрутные листы, тонометр, цифровая лаборатория ЛабДиск, проектор, скакалки.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. - Ребята, пожелайте друг другу удачи в работе. Не забывайте, чтобы вместе мы узнали что-то новое и интересное, каждый из вас должен внести свой вклад.
Подготовка класса к работе. Личностные УУД: формирование положительного отношения к познавательной деятельности.
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
 3.Совместное открытие знаний.
   Побуждающий диалог.
4.Практическая работа
Обобщение, вывод
практической работы.
5. Самостоятельное применение знаний.
6. Итог урока.
7. Рефлексия деятельности.

8.Домашнее задание. - Добро пожаловать в нашу мобильную научно-естественную лабораторию. А прежде чем узнать, в каком тематическом парке мы сегодня побываем, отгадайте загадку:
Утром на четырех,
Днем на двух,
Вечером на трех.
О ком идет речь? (Ребенок, взрослый человек, старик)
Итак, мы отправляемся в парк «Человек»
- Без чего не может прожить человек?
- Чем мы дышим?
- А знаете ли вы, для чего еще необходим кислород?
- Какой вопрос возникает?
- Как же эти полезные вещества попадают к нашим внутренним органам?
-В каком агрегатном состоянии кровь в нашем организме?
Что вы можете сказать о ней?
 -Еще с незапамятных времен люди заметили, что раненое животное или человек, потеряв много крови, умирали. Эти наблюдения привели к мысли, что в крови заключена жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма, ее состав, законы, по которым совершается кровообращение, оставались загадкой. Но настойчивый ум человека всегда пытается проникнуть в тайны строения человеческого организма.
-Что заставляет кровь течь?
- Какой вопрос возникает?
- Какова тема нашего урока?
Слово «сердце» исконно русское, родственно слову «середина».Давайте приложим ладонь и послушаем свое сердце.
- Как вы думаете, а каковы размеры сердца?
- Размер сердца равен размеру кулака, расположено оно почти посредине, смещено влево.
-С чем мы можем сравнить сердце?
-Как работает наше сердце?
-Почему наше сердце не устает? – Сердце – удивительный орган, который, точно мотор, способен работать в течение всей жизни человека (до 100–150 лет) без остановки и ремонта. Объясните, в чём причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц. Используйте текст на с. 32.
Давайте посчитаем, сколько времени ваше сердце работало и сколько отдыхало, если знать, что работает оно столько же, сколько и отдыхает.
Работа в учебнике.
– Рассмотрите рисунок на с. 32. Как вы думаете, сколько раз капелька крови пройдёт через сердце?
– Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе? Какие?
– Сосуды малого круга проходят через лёгкие.
Поэтому его ещё называют легочным.
– Сосуды большого круга несут кровь ко всем органам.
Работа с рисунком на с. 33 (справа).
– На сколько частей разделено сердце? Смешивается ли богатая кислородом кровь с кровью, насыщенной углекислым газом?
– Может ли кровь при сокращении сердца двигаться в двух направлениях? Почему?
По чему движется кровь, когда «наш насос» ее выталкивает?
– Какие сосуды (рисунок на с. 34) относятся к системе кровообращения? (Артерии, вены, капилляры.)
Найдите в учебнике, какова их роль.

-Толчки крови - это пульс. Где мы можем его ощутить, послушать?
- Вы умеете определять пульс? Хотите научиться? Отметьте в маршрутных листах. Чему мы научимся сегодня?
- Кто знает, какой аппарат придумали люди для измерения пульса, а также нашего давления?
- При помощи чего еще мы можем измерить пульс в нашей мобильной научно-естественную лаборатории?
(Работа с маршрутными листами).
-Сейчас мы проверим свой пульс и запишем его в в маршрутных листах.
Узнайте, каким должен быть пульс в норме.
- Проследим при помощи графика за частотой сердечных сокращений после физической нагрузки.

- Что вы заметили?
- За какое время восстановился пульс у ребят?
От чего это может зависеть?
Пульс восстановился. Через 3-5 мин. он должен приходить в норму.
- Какой вывод можем сделать?
Пульс это показатель здоровья, важно чтобы он быстро приходил в норму.
В результате систематических занятий физическими упражнениями происходит понижение частоты пульса. После 6-7 месяцев тренировки пульс снижается на 3-4 уд./мин., а после года занятий - на 5-8  уд./мин. и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее может достигать 160-170 уд./мин. и больше. Но через 3-5 мин. он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса
Почему повышается ЧСС при физической нагрузке?
Что происходит с ЧСС после физических упражнений?
Чем сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного?
- Ребята, а от чего еще может зависеть частота пульса?
- Где можно найти ответ на этот вопрос?
- Как мы можем проверить свои гипотезы?
-А где эти знания пригодятся в жизни?
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 35.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради на выбор.
В начале урока вы ставили перед собой цель узнать как работает сердце.
-Что вы узнали? Чему вы научились?
-Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Задание: 1. Провести исследование на тему «От чего еще зависит частота пульса?»
2.Творческое задание. Составить кроссворд по теме «Кровеносная система человека».
 Не торопитесь на встречу к своему здоровью, лучше нагружать организм постепенно. После длительного перерыва также относитесь внимательно к нагрузкам. Слушайте себя.
Ответы детей.
На экране тематический парк «Человек»
- Вода, пища, воздух.
- Кислород.
- Без него не смогут работать органы человека.
-Как кислород поступает к органам?
С кровью.
Предположения детей. На доске открывается слово «кровь».
Кровь- это жидкость. (цвет - красный, большая потеря ведет к смерти и т.д.)
Сердце.
Как сердце заставляет двигаться кровь?
Кровообращение.
С насосом.
Сокращается и расслабляется.
Отдыхает, когда расслабляется.
Если 10 лет, то лет работало и 5 отдыхало.
Работа по учебнику.
Два раза.
Отвечают на вопросы, пользуясь схемой на с. 32.
Кровь, насыщенная кислородом попадает из легких к сердцу.
Высказывают гипотезы.
Движется кровь по артериям от сердца ко всем органам насыщая их кислородом, а по венам она совершает обратный путь к сердцу.
Работа по группам (лабораториям). Учащиеся определяют роль: а) артерий; б) вен; в) капилляров (с помощью учебника).
Группы представляют свои ответы.
На запястье, в углублении шеи правее и левее подбородка.
Тонометр.
Лабдиск.
Знакомство с инструкцией по выполнению работы.
Записывают частоту сердечных сокращений в состоянии покоя.
Учащиеся находят ответ из текста.
Учащихся поочередно выполняют приседания, прыжки на скакалке. Делаем замеры пульса при помощи лабдиска. Подключив лабдиск к компьютеру, выводим на экран компьютера график нескольких учащихся. Определяем, за какое время восстановился пульс.
За разное время.
Сравнивают показатели до и после физической нагрузки.
Делают вывод.
Ответы детей.
Предположения детей
Измерить, сравнить
Работа в рабочей тетради.
Выполняют задания.
Подводят итоги, оценивают свою работу на уроке. Личностные УУД:
1.Проявление любознательности к изучаемому материалу.
 2.Формировать навыки здоровьесберегающего поведения.
3. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5.Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.