Практические рекомендации педагогам по работе с учащимися со сложностями в поведении


Практические рекомендации психолога в работе с трудновоспитуемыми учащимися.
Существуют следующие группы педагогических приемов. Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений , установлению душевного контакта: 
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно; 
всегда учитывайте состояние ребенка; 
не унижайте ребенка; 
соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».  «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 
Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты.
Приемы, способствующие формированию правильного поведения. 
Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
Доверие.
Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
Вовлеченность в интересную деятельность.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.
Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы.
Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
Приказание.
Предупреждение.
Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
Проявление возмущения.При проведении работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются: 
стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
постоянное внимание к положительным поступкам ученика; преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика
проявление доверия и уважительного отношения к нему;
формирование веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей