Технологическая карта урока Удельный период русской истории (6 класс)


Тема: "Удельный период русской истории". 6-й класс
Технологическая карта урока
Предмет – История
Базовый учебник - Е.В.Пчелов “История России с древнейших времен до конца XVI века”.
Тема урока - Удельный период русской истории.
Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.
Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:
1) познавательные УУД - понять, что такое удел, удельный период, с какого года, почему, с какого князя начался удельный период, причины и последствия; картографические умения и навыки;
2) коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;
3) регулятивные УУД – индивидуальная работа с деформированным текстом, выбор группы.
4) личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка и взаимооценка, рефлексия.
Тип урока - комбинированный урок.
Необходимое оборудование: параграф 13 учебника, стр.87; карта “Феодальная раздробленность Руси в XII- XIII веках”; цветные карандаши, линейка, простой карандаш, ручка, тетрадь, атлас.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока?
2. Актуализация знаний УУД и
постановка цели урока в начале урока (цель общая и индивидуальная для каждого ученика в графе “Хочу узнать”). Постановка проблемной ситуации, ответ на вопрос “Удельный период на Руси и период феодальной раздробленности – это одно и то же?”
. Заполнение таблицы “Знаю, Хочу узнать, Узнал”, постановка темы, цели и задач урока
(смотри рабочий лист ученика,Приложение к уроку №1).
3 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Работа по рабочему листу учителя.
Оказание помощи в случае затруднений у учащихся.
После выполнения каждого вопроса-задания – вывод, и оценивание (смотри Рабочий лист учителя и ученика). Работа по рабочему листу ученика:
- выполнение 1 задания- вопроса индивидуально, “Деформированный текст”;
- 2 задание – работа в парах, предоставляется выбор – один общий рисунок или индивидуальный;
один ученик у доски (при выполнении на доске - информация от класса закрыта);
Стратегия “Ромашка”.
3 задание – работа в группах. Стратегия “Гусеница”. Ответ на слайде в презентации или на доске, после обсуждения в группах.
4 Динамическая пауза   Выполнение 4 задания – динамическая пауза, стратегия “Паук” на доске. Кто быстрее и правильнее найдет и запишет на доске положительные и отрицательные последствия раздробленности.
5 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Выполните тест. Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны “нет”.
(В рабочем листе ученика – задания, ответы в листе учителя и на слайде). Выполнение теста, 8 вопросов.
После выполнения теста в таблицу “ЗХУ”, заполнение столбца “Узнал” на уроке (вывод по уроку).
6 Рефлексия деятельности На слайде три смайлика
С улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зеленый).
Довольный – материал понял, но надо повторить (красный).
Грустный – ничего не понял, материал сложный (синий). Нарисуй смайлик, который соответствует уровню усвоения нового материала.
7 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников В течение всего урока после каждого задания: Первичные знания на этапе актуализации знаний.
После 1 задания “волшебная линеечка”.
Во время выполнения 2 задания – картографические ЗУН; сложность 4 вопроса.
После 3 и 4 заданий – умение обобщить и сделать вывод.
Выполнение теста.
Рефлексия (определение степени успешности).
 
 
 
 
 
Приложение 1
Рабочий лист урока ученика
Класс___                    Дата_______        Фамилия, Имя________________________________
Тема урока____________________________________________________________________
Цель урока____________________________________________________________________
Задачи урока__________________________________________________________________
Проблемная ситуация:
Удельный период на Руси и период феодальной раздробленности  – это одно и то же?
Знаю Хочу узнать Узнал
     
     
     
1.      Вопрос.   Причины распада Киевского государства.             Индивидуальное  задание на выбор:  1) заполни пропущенные слова  или  2)   Выпиши причины из текста.  Оборудование – учебник, параграф 13, п.1, стр.87-88.
«1) Уделы –это…..
2) Киев- …
3) Зависимость от Киева (от кого и в чем выражалась)……
…….
4) ………………… вотчины  обходились  без единого центра,
5)развитие  на местах………………………………………………и ………………..хозяйства.
Вывод –
Оцени себя, нарисовав «Волшебную линеечку» в тетради или на рабочем листе у первого задания отметь крестиком на ней свой успех.
2 вопрос  - Образование новых княжеских династий.  Работа в парах.
Задание – нарисуй и заполни  в тетради  стратегию «Ромашка» так, чтобы ответить на вопросы и оценить соседа в 5-ти балльной системе, поставь ему оценку у рисунка. Оборудование - Карта в Атласе или учебнике на стр.89.
1)      Сколько образовалось  самостоятельных княжеств в XI-  начале XII века?
2)      На какие княжества распалось  Русское государство?
3)      В какое княжество входили г. Тотьма, г.Вологда?
4)      Возможно ли выделить цветными пастами или мелками (на доске)  - единство  территории государства и зависимость княжеств от Киевского княжества? Если «да», то сделай это.
3 вопрос – Особенности удельной системы. Работа в группах.
Задание – Нарисуй стратегию «Гусеница» и заполни ее, ответив на вопрос: «Какое княжество было главное? Что общего было характерно для всех княжеств?», Сделайте вывод. Оборудование – учебник, стр. 90, п.3