Тема урока: Удельный период русской истории


Урок согласно ФГОС ООО.
Тема: "Удельный период русской истории". 6-й класс.Карданов Хасин Ибрагимович - учитель истории и обществознания
Разделы: История и обществознание
Данный урок проводится в 6 классе общеобразовательной школы через курс “История России с древнейших времен до конца XVI века”, а также может использоваться в 10 классе средней школы. Материал будет интересен для студентов первого курса университета, изучающих историю Отечества. В данном конспекте представлен материал в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В Приложении № 1 к статье предложен рабочий лист урока ученика, по которому любой педагог проведет урок, так как все задания прописаны подробно. Также поможет педагогу Приложение № 2, в котором представлен рабочий лист урока для учителя с ответами и инструкциями по ходу урока. Также учитель может обратиться к анализу урока в Приложении № 3 к статье, в котором прописаны рекомендации и основные выводы, какие изменения можно внести в ходе проведения данного урока.
Урок апробирован, дан подробный анализ с точки зрения требований ФГОС ООО.
Технологическая карта урока
Предмет – История
Базовый учебник - Е.В.Пчелов “История России с древнейших времен до конца XVI века”.
Тема урока - Удельный период русской истории.
Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.
Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:
1) познавательные УУД - понять, что такое удел, удельный период, с какого года, почему, с какого князя начался удельный период, причины и последствия; картографические умения и навыки;
2) коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;
3) регулятивные УУД – индивидуальная работа с деформированным текстом, выбор группы.
4) личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка и взаимооценка, рефлексия.
Тип урока - комбинированный урок.
Необходимое оборудование: параграф 13 учебника, стр.87; карта “Феодальная раздробленность Руси в XII- XIII веках”; цветные карандаши, линейка, простой карандаш, ручка, тетрадь, атлас.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока? Регулятивные УУД
2. Актуализация знаний УУД и
постановка цели урока в начале урока (цель общая и индивидуальная для каждого ученика в графе “Хочу узнать”). Постановка проблемной ситуации, ответ на вопрос “Удельный период на Руси и период феодальной раздробленности – это одно и то же?”
(учителю Рабочий лист учителя Приложение к уроку №2). Заполнение таблицы “Знаю, Хочу узнать, Узнал”, постановка темы, цели и задач урока
(смотри рабочий лист ученика, Приложение к уроку №1). Личностные УУД
(ученик определяет сам, что ему интересно в графе “Хочу узнать” и решает эти цели через выполнение учебных задач в рабочем листе.Познавательные УУД
3 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Работа по рабочему листу учителя.
Оказание помощи в случае затруднений у учащихся.
После выполнения каждого вопроса-задания – вывод, и оценивание (смотри Рабочий лист учителя и ученика). Работа по рабочему листу ученика:
- выполнение 1 задания- вопроса индивидуально, “Деформированный текст”;
- 2 задание – работа в парах, предоставляется выбор – один общий рисунок или индивидуальный;
один ученик у доски (при выполнении на доске - информация от класса закрыта);
Стратегия “Ромашка”.
3 задание – работа в группах. Стратегия “Гусеница”. Ответ на слайде в презентации или на доске, после обсуждения в группах. Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
4 Динамическая пауза   Выполнение 4 задания – динамическая пауза, стратегия “Паук” на доске. Кто быстрее и правильнее найдет и запишет на доске положительные и отрицательные последствия раздробленности. Коммуникативные и регулятивные УУД
5 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Выполните тест. Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны “нет”.
(В рабочем листе ученика – задания, ответы в листе учителя и на слайде). Выполнение теста, 8 вопросов.
После выполнения теста в таблицу “ЗХУ”, заполнение столбца “Узнал” на уроке (вывод по уроку). Личностные УУД
6 Рефлексия деятельности На слайде три смайлика
С улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зеленый).
Довольный – материал понял, но надо повторить (красный).
Грустный – ничего не понял, материал сложный (синий). Нарисуй смайлик, который соответствует уровню усвоения нового материала. Личностные УУД
7 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников В течение всего урока после каждого задания: Первичные знания на этапе актуализации знаний.
После 1 задания “волшебная линеечка”.
Во время выполнения 2 задания – картографические ЗУН; сложность 4 вопроса.
После 3 и 4 заданий – умение обобщить и сделать вывод.
Выполнение теста.
Рефлексия (определение степени успешности). Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные