Социально — педагогическая программа


Утверждаю
Директор ГБПОУ «УХТК»
____________А.С. Гулин
Социально – педагогическая программа профилактики употребления ПАВ и формирование здорового образа жизни
«Знать, чтобы жить»
для студентов ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж»
Губаха, 2016
Пояснительная записка
“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков и юношества.
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского, подросткового и юношеского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.
Опыт доказывает, что в детской, подростковой и юношеской среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди обучащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и подростков о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Основной задачей педагогической профилактики является не только предотвращение реального знакомства с психоактивными веществами, а в том, чтобы помочь овладеть обучающемуся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни) и сформируют четкие положительные навыки.
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юноше (девушке) осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.
Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилактике.
Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.
Программа сопровождает процесс становления и развития личности обучающегося и охватывает весь период обучения в ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж».
Цели:
внимание обучающих к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ) и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП) ;формировать стойкое негативное отношение к употреблению ПАВ и других СОЯ (социально – опасных явлений)
Основные задачи:
предоставить обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
активизировать обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
оказать помощь в закреплении положительного социального опыта и овладение определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации молодогочеловека, овладение навыками общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Участники программы
Участниками программы «Знать, чтобы жить» являются обучающиеся ГБПОУ «УХТК» с 1 по 4 курсы, педагогические работники, родители или лица их замещающие, администрация.
Этапы реализации программы.
Разработка мероприятий по профилактике ПАВ;
Организация и проведение мероприятий, круглых столов, акций, кинолекториев – в течение года;
Подготовка банка презентаций, буклетов.
Принципы реализации программы
- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;
- включения в решение задач программы всех обучающихся ГБПОУ «УХТК».
Механизм реализации программы
Деятельность по реализации программы предполагает:
раннее выявление СОЯ среди обучающихся, и причин, побудивших к этому;
- создание единого банка данных о семьях, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди обучающихся ГБПОУ «УХТК».
пополнение фонда библиотеки, создание в ней зон для получения современной информации по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий.
Основные формы реализации программы
В основу реализации программы «Знать, чтобы жить» заложены разнообразные формы и методы, такие как: круглый стол с привлечением узких специалистов (медицинский психолог Кабинета по профилактике ВИЧ инфекции; инспектор ПДН ОВД «Губахинский», заведующая отделом обслуживания «МУК Центральная библиотека», директор реабилитационного центра «Победа», врач – нарколог др.), классные часы, беседы, акции «Красная ленточка», «Мы за здоровый образ жизни», конкурсы плакатов и мини – сочинений, тренинги, индивидуальные и групповые консультации всех заинтересованных лиц с привлечением узких специалистов (по мере необходимости), участие в волонтерском движении «Рука помощи».Основные мероприятия программы «Знать, чтобы жить»
№ п/п Вид деятельности Название мероприятия Сроки исполнения ответственные
1 Организационныйй Составление и обновление базы данных по категориям риска («группа риска, СОП)
Психологическая диагностика обучающихся,
Анкетирование родителей или лиц их замещающих;
Анкетирование обучающихся
Индивидуальные и групповые консультации всех участников программы В течение года
В течение года
По запросу
В течение года
По запросу Социальный педагог
2 Внеурочный - проведение классных часов;
- организация профилактических декадников с привлечением специалистов
- посещение спортивных секций;
- проведение акций «Мы за здоровый образ жизни», «МЕЧТА»; «Спорт вместо наркотиков» «Красная ленточка»,
Международный день отказа от курения;
- конкурс презентаций;
- тренинги здорового образа жизни;
- круглый стол: « Дорога в ад», «Хочешь быть здоровым – будь им»;
- конкурс плакатов «Здоровым быть здорово!», «Здорова нация – здорова планета»;
- встреча с инспекторами ПДН по отдельному плану;
- проведение тематических классных часов и бесед, посвящённых Международному Дню отказа от курения (3 четверг ноября), Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря), Дню, Всемирному дню здоровья (7 апреля), Дню памяти погибших от Спида (19 мая)
- Неделя правовых знаний
- Неделя здоровья
- участие в волонтерском движении «Рука помощи» Ежемесячно
Ноябрь, апрель
Ежемесячно
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года Кураторы групп
Кураторы групп, социальный педагог, педагог – организатор
Социальный педагог, руководитель физ. воспитания
Медицинский психолог Кабинета по профилактике ВИЧ инфекции; педагог - психолог, педагог – организатор, кураторы групп, библиотека ГБПОУ «УХТК»
3 Работа с родителями или лицами их замещающими - проведение тематических
родительских собраний.
-выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;
- в целях изучения условий и причин возникновения вредных привычек у подростков систематически проводить следующую работу:
- посещение семей обучающихся;
- тестирование,
- анкетирование родителей и обучающихся;
-разработка педагогических рекомендаций, повышающих эффект отказа от вредных привычек. В течение года Кураторы групп, социальный педагог, педагог – организатор, педагог - психолог
4 Работа с педагогическим коллективом, кураторами групп Курс лекций по профилактике ПАВ
Семинар «Профилактика СОЯ и формирование здорового образа жизни» Медицинский психолог Кабинета по профилактике ВИЧ инфекции; инспектор ПДН ОВД «Губахинский», заведующая отделом обслуживания «МУК Центральная библиотека», директора реабилитационного центра «Победа»
Предполагаемый результат
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.
Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками
Формировать понятие о причинах зависимого поведения.
Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов
Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека
Обучающиеся должны знать:
болезни, связанные с применением ПАВ;
причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
вредное влияние ПАВ на организм человека.
Обучающиеся должны уметь:
применять полученные знания на практике;
уметь говорить «Нет»;
вести активный здоровый образ жизни.
Обучающиеся должны приобрести навык:
работы в коллективе;
высказывания своих мыслей;
изучения научной литературы.
Приложение 1.
Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании
Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.
АНКЕТА
1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
А) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,
Г)не употреблять наркотики, д) полноценно питаться
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
А) да, частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;
3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
А)да, б) нет;
4. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:
А) немедленно прекратили с ним (с ней) отношения,
Б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;
В) постарались бы помочь излечиться;
Г) попросили бы дать попробовать.
5. Пробовали ли Вы наркотики? Какие?_________________________________
6. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?_________________________________
7. Наркотик стоит попробовать:
А) чтобы придать себе смелость и уверенность;
Б) чтобы легче общаться с другими людьми;
В) чтобы испытать чувство эйфории;
Г) из любопытства;
Д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
Е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;
Ж) не стоит пробовать в любом случае.
8. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:
А) да, б) нет
9. Наркотик делает человека свободным:
А) да, б) нет;
10. Наркотик избавляет от обыденности жизни:
А) да, б) нет;
11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:
А) да, б) нет;
12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?
А) да, б) нет;
13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?
А) да, б) нет;
14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:
А) да, б) нет; В) если есть сила воли, то да.
15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:
А) да, б) нет.
16. Если бросать, то лучше бросать:
А) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.
17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:
А) да, б) нет._______________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
Курс, группа_____________ Пол ж, м ________ Ваш возраст__________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Анализ результатов:
1. Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.
2. Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант а, б, в, г вопроса 6 характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.
3. Подростки, ответившие отрицательно на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4)недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г, д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.

Приложение 2
Тест для родителей «Употребляет ли подросток наркотики?»
Инструкция: постарайтесь честно ответить на следующие вопросы («да» или «нет»).
1. Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.
2. Он (она) не хочет разговаривать с Вами, отдаляется от Вас.
3. У него (нее) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и даже безразличным.
4. Ребенок стал плохо учиться, прогуливает уроки.
5. У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.
6. Вы находите шприцы, таблетки, закопченные ложки и другие атрибуты наркомана.
7. У сына (дочери) появились подозрительные друзья.
8. Ребенок становится скрытным: например, прекращает разговор по телефону при Вашем появлении.
9. Непонятно, на что он (она) тратит свои карманные деньги.
10. Пропадают Ваши деньги и вещи из дома.
11. Сына (дочь) мучают сонливость или бессонница. Ребенок выглядит бледным.
12. Сын (дочь) периодически бывает в «непонятном» состоянии (нарушена координация движений, глаза странные, несвязная речь).13. В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона, клея.
14. У ребенка есть пятна крови на одежде.
15. На руках сына (дочери) видны следы инъекций или синяки.
16. Ребенок безразличен к своему физическому состоянию и внешнему виду.
17. У него (нее) то пропадает аппетит и он худеет, то, наоборот, ест без меры.
18. Ребенок носит одежду только с длинными рукавами.
19. Он (она) часто лжет.
20. Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.
Обработка результатов:
Если больше 7 признаков подходят для Вашего ребенка, то, скорее всего, он действительно употребляет наркотики.
Если Вы выяснили, что Ваш ребенок уже употребляет наркотические вещества, ведите себя спокойно, не паникуйте. Прежде чем предпринять что-либо, остановитесь и ответьте на следующие вопросы:
- Правильно ли Вы поняли то, что узнали?
- Что Вы можете сделать, чтобы как можно лучше помочь ребенку?
- Как Вы можете сохранить возможность доверительно общаться с ним?
-Употребляет ли он (она) наркотики постоянно или это единственный «эксперимент»?
Если это «эксперимент», может быть, достаточно просто поговорить с ребенком.
Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывает, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время обратиться к людям, которые могут помочь. Это профессионалы: наркологи, психотерапевты, психологи.
Помните: Вы не можете прожить жизнь за Вашего ребенка. Не можете заставить его измениться. Вы не можете заставить его принять Вашу помощь. Но Вы в силах сделать многое, чтобы желание победить стало его собственным.
Приложение 3
Тест-опросник «Аддиктивная склонность »
Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.
1 Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.
2 Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
3 Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.
4 Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.
5 Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
6 Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
7 Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
8 Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.
9 Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил (а)
10 Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
11 Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
12 Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
13 Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.
14 Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
15 Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
16 Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
17 Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
18 Я бы попробовал (а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
19 Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и
20 В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
21 Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
22 Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
23 Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
24 Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.
25 Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
26 В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.
27 Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.
28 Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.
29 Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.
30 У меня были неприятности в связи с употреблением алкоголя.
Интерпретация полученных результатов:
• до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен
• от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению
Список использованных источников
1.Баярд Р., Баярд Дж., Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.; Академический проект, 2003
2.Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.
3. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
4. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000г.
5.Популярная психология для родителей / Под ред. А. Бодалева. М, 1998.
6.Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. – М.: 2003
7.Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – М.: 2003
8. Сирота И. А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М. 2001 г.
9.Юсупов В.А., КорзунВ.А. «Психологическая диагностика зависимого поведения» СПб речь 2007г.