Социально-педагогическая программа профилактики подросткового воровства


Социально-педагогическая программа профилактики воровства среди подростков
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Социально-педагогическая помощь детям с отклоняющимся от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это социально-педагогическая профилактика.
На основе изучения теоретического материала по проблеме исследования, анализа практического зарубежного и отечественного опыта работы педагогов-практиков по данной проблеме разработана социально-педагогическая программа «Социально-педагогическая профилактика подросткового воровства в условиях общеобразовательной школы».
Цель социально-педагогической программы: повышение правовой грамотности подростков и формирование законопослушной личности подростка.
В ходе реализации социально-педагогической программы решаются следующие задачи:
1) повысить уровень информированности родителей, педагогов о проблеме подросткового воровства;
2) формирование гармонизации детско-родительских отношений;
3) вовлечение подростков в досуговую деятельность;
4) ознакомить подростков с духовно-нравственными ценностями;
5) предупредить правонарушения, связанные с воровством;
6) формирование личности (убрать) законопослушного гражданина.
Социально-педагогическая программа построена на реализации следующих принципов:
- принцип гуманизма;
-принцип учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей подростка;
-личностно-ориентированный и деятельностный подход в профилактической работе;
- принцип оптимистического подхода к работе;
- учет эмоциональной сложности материала;
- принцип системности;
- принцип доступности.
Для оценки результативности программы выделены следующие критерии:
- противоправные действия подростков, связанные с воровством;
- склонность обучающихся к воровству в подростковом возрасте;
- снижение уровня совершений преступлений, связанных с кражами; в чем разница между;
- детско-родительские отношения;
- занятость подростков в свободное время.
Диагностический инструментарий: методика «Социальный паспорт класса», методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС), адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
Социально-педагогическая программа предполагает следующие направления работы:
социально-педагогическая диагностика;
информационно-просветительская работа;
социально-профилактическая работа.
Блоки социально-педагогической программы:
работа с обучающимися;
работа с родителями.
Работа с родителями и семьей представляет собой важный, сложный и необходимый для профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Формы работы социального педагога с подростками, склонными к воровству:
Совет профилактики школы;
родительские собрания;
уроки-лекции;
индивидуальные и групповые консультации.
Методы работы социального педагога с подростками, склонными к воровству:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
опрос;
беседа;
рефлексия;
убеждение;
метод дилемм (обсуждение ситуаций);
дискуссия.
Структура социально-педагогической программы: социально-педагогическая программа состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Диагностический этап, анализ информации, проведение беседы с родителями, проведение мероприятий, встреча с православным священником, встреча подростка с социальным педагогом, проведение семейной терапии, выявление интересов подростка, подведение итогов.
Исполнители социально-педагогической программы:
- социальные педагоги;
- классные руководители;
- школьные психологи;
- специалисты по работе с семьей.
Социально-педагогическая программа рассчитана на подростковый возраст, детей в возрасте от 12 лет до 15 лет.
Срок реализации социально-педагогической программы: 8-9 месяцев (учебный год)
Ожидаемые результаты: реализация социально-педагогической программы поможет сформировать у подростков правильное отношение к проблеме подросткового воровства. Выявить подростков, склонных к воровству. Проинформировать родителей о проблеме. Повысить самооценку подростка, столкнувшегося с этой проблемой.
Ожидаемые результаты: реализация социально-педагогической программы поможет предупредить такое распространенное правонарушение среди подростков как воровство. Выявить подростков, склонных к воровству. Проинформировать родителей о проблеме подросткового воровства. Повысить самооценку подростка, столкнувшегося с этой проблемой.
Критерии результативности социально-педагогической программы. Данная программа является элементом деятельности по социально-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Основным критерием результативности программы является снижение уровня склонности обучающихся к воровству в подростковом возрасте.
Социально-педагогическая работа проводится по следующему плану, который более подробно представлен в таблице 2 «Содержание работы с обучающимися подросткового возраста, склонными к воровству» (Таблица 1).Таблица 1
название
№ этапа Сроки реализации Мероприятие Задачи мероприятия Отвественный1этап Социально-педагогическая диагностика
Сентябрь Первичная социально-педагогическая диагностика Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Социальный педагог, классный руководитель
2 этап Информационно-просветительская работа:
Октябрь - с родителями
Цель- профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании.
Социальный педагог, психолог
Октябрь- Ноябрь -с обучающимися
Цель - работа педагогов построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Социальный педагог, классный руководитель
Декабрь Проведение классного часа
Цель - сформировать представление у подростков о воровстве. Классный руководительЯнварь Встреча с православным духовным наставником Цель - воздействие на систему ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения. Социальный педагог, классный руководитель
3 этап Социально-профилактическая работа
Октябрь-Февраль Встреча подростка с социальным педагогом (консультация)
Цель- информирование подростка о правовых последствиях кражи. Социальный педагог
4 этап Конец октябрь, конец декабря, конец марта, конец мая «Совет профилактики» Совет по профилактике правонарушений в образовательном учреждении организуется с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Социальный педагог, классный руководитель
5 этап Февраль Организация досуга Цель - выявление интересов и склонностей подростков, склонных к воровству с последующим определением их в спортивные секции. Социальный педагог, классный руководитель, психолог
6 этап Подведение итогов и результативность
Конец мая-начало июнь Конечная социально-педагогическая диагностика Проводится повторное анкетирование самих подростков и их родителей, и сравниваются результаты. Составляется сравнительная таблица. Социальный педагог, классный руководитель, психолог
Этапы реализации социально-педагогической программы:
Первый этап реализации программы социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.
Второй этап реализации социально-педагогической программы информационно-просветительская работа - одна из форм профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.).
Информационно-просветительская работа с обучающимися. Именно в школе такая форма работы может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
социально-педагогические истоки возникновения отклонений в поведении;
правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения;
социальные последствия аномальных привычек.
На каждом из этих направлений социальный педагог привлекает для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
Сами педагоги осуществляют профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. В этой связи важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, не соблюдениям общепринятых норм поведения.
Одна из мероприятий информационно-просветительской работы проведение классного часа. Цель: сформировать представление у подростков о воровстве. Выявить отрицательные моменты жизни подростков склонных к воровству. Классный час будет проходить по сценарию «Дети воры» (Приложение 1). Вторым мероприятием будет просмотр фильма «Вор». Цель: узнать о жизни и законах «воровского мира». Жанр фильма – драма; режиссёр – Павел Чухрай; продюсер – Игорь Толстунов, Сергей Козлов; автор сценария – Павел Чухрай; в главных ролях – Владимир Машков, Екатерина Редникова, михаил Филипчук, Юрий Беляев. Драматический триллер Вор - это история о встрече молодой женщины с военным Толяном в поезде в тяжелом 1952 году. Вышли на остановке они уже вдвоем, обнявшись. Она думала, что это любовь, а он оказался просто вором. Третьим мероприятием будет проведение анкетирования. Анкетирование будет проводиться для того, что бы узнать о культурном уровне подростков. С помощью анкетирования можно узнать с кем нужно проводить индивидуальные беседы и кто может что-нибудь украсть (приложение 2).
Следующее мероприятие встреча с православным духовным наставником, во время которой проводится беседа с подростками о понятиях добра и зла. Присутствие социальных педагогов и психологов при этом желательно. Цель этого мероприятия — воздействие на систему ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро мотивационной жизненной активности, жизненной концепции.
На третьем этапе реализации программы социально-профилактическая работа, включающая комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий.
Предполагается встреча подростка с социальным педагогом, который проводит с ним работу (беседа, тест, анкетирование и т.д.).
Одним из основных методов педагогического воздействия на этом этапе может быть убеждение. При проведении метода убеждения специалист совместно с подростком должен выяснить основные вопросы (Приложение 3).
Так же социальный педагог назначает дни консультаций. В эти дни подросток вместе с родителями может посетить социально педагога, рассказать о взаимоотношениях в семье и о своих проблемах.
При разработке социально-профилактических мероприятий социальный педагог учитывает:
особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;
уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации;
степень выраженности аномально-личностных проявлений.
На четвертом этапе реализации программы происходит взаимодействие с «Советом профилактики школы». Совет профилактики школы как основная форма работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Актуальность Совета профилактики обусловлена возросшим социальным заказом и его усложнение вызывает необходимость создание обновленной структуры и содержания социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Совет занимает ведущее место в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и включает всех участников педагогической ситуации: детей, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, а также общественных представителей.
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании". Международной Конвенцией о правах ребенка, приказами органов управления образования города и округа. Уставом школы.
Инициатива, а также функция координатора и организатора заседания Совета принадлежит социальному педагогу.
Цели и задачи Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Совет по профилактике правонарушений в образовательном учреждении организуется с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Главными задачами Совета профилактики являются:
организация взаимодействия социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних;
создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения;
организация социального патронажа детей и подростков и (или) их семей, рассматриваемых на заседании Совета;
обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность детей и подростков микроучастка образовательного учреждения.
На пятом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков, склонных к воровству с последующим определением их либо в спортивные секции, либо в клубы по интересам по месту жительства, в детские объединения различных направленностей.
Заключительный шестой этап включает в себя подведение итогов и результативность. Проводится повторное анкетирование самих подростков и их родителей, и сравниваются результаты. Составляется сравнительная таблица. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка методических рекомендаций.
Содержания разработанной социально-педагогической программы будет достаточно для того, чтобы подростки узнали о проблеме подросткового воровства. Представленные направления и формы работы социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения школьников должны проводится ежегодно, а не только по факту появления отклонений в поведении детей. Работа направлена на выявление подростков склонных к воровству, на самих подростков и их родителей. Для исполнения программы привлечены социальные педагоги, классные руководители, школьные психологи, специалисты по работе с семьей.