Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы для детей, находящихся на лечении в ЛПУ.

Лаврова Л.Ю.
учитель русского языка и литературы
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы для детей, находящихся на лечении в ЛПУ.

Уроки русского языка и литературы часто называются детьми, к сожалению, в числе нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, запоминать, выполнять письменные работы.
Работая с детьми, которые прибывают на лечение в санаторий, я стараюсь увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового. Многолетний опыт работы с такими детьми подсказывает, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета. Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках необычные задания, оригинальный раздаточный материал и наглядность. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. При планировании нестандартных заданий учителю необходимо учитывать 4 уровня проявления активности учащихся:
а) нулевой,
б) относительно-активный
в) исполнительно-активный,
г) творческий.
Иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает.
Я приведу несколько примеров использования нестандартных форм обучения на уроках русского языка и литературы, которые применяю уже несколько лет.
Урок-зачет по теме «Имя числительное» в 6 классе я построила в форме дидактической игры-экскурсии по Воронежу. Каждый ученик получает свой «Путевой лист» и в ходе экскурсии вносит необходимые записи.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
Фамилия, имя

Имена числительные
количественные
порядковые


целые
дробные
собирательные


Простые







Составные







На воображаемом автобусе мы отправляемся по улицам города, в названиях которых встречаются имена числительные: улица 9 Января, улица 20-летия Октября, улица 25 Октября, улица 45 стрелковой дивизии, улица Революции 1905 года. Я рассказываю об истории возникновения Воронежа, о строительстве русского флота, о наших поэтах-земляках Никитине, Кольцове, Платонове, о подвиге города в годы ВОВ и т.д. Все услышанные числительные ребята должны занести в свой «Путевой лист», который впоследствии и послужит для оценки их знаний. В качестве домашнего задания детям предлагается написать мини-сочинение и рассказать, какие числительные встречаются в названиях улиц городов и сел, откуда они приехали.
Урок-заседание «В гостях у словарей» требует предварительной подготовки. Он может использоваться как вводный и как обобщающий при изучении темы «Лексика». Учащиеся исполняют роли словарей. В качестве «костюмов» могут быть таблички: «Толковый словарь», «Этимологический словарь», «Словарь иностранных слов», «Орфографический словарь» и т.д. Каждый рассказывают «о себе», во второй части урока даются задания в игровой форме, а ответы учащиеся ищут в словарях. Естественно, дети приобретают опыт работы со справочной литературой, который им очень пригодится в дальнейшей учебе.
Пример. Учащиеся 7 класса получили задание написать за 30 минут мини-сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». На доске также были репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными.
Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным (по картине) и составляли с ними предложения.
Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.
Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята писали мини-сочинение из 5-6 предложений.
А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.
Таким образом, одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.
Пример. “Лексические” рисунки. Учащиеся 5 класса получают задание нарисовать к словам иллюстрации так, если бы они поняли значение данных слов буквально. Такие получаются рисунки: прислонился – изображен мальчик рядом со слоном; нахлебница – нарисована муха на хлебе; наследник – человек, оставивший после себя следы; грабитель – нарисован человек, убирающий граблями сено и др. Детям очень нравятся подобные задания, при выполнении проявляется их фантазия и творчество. А учитель с помощью такого задания вводит понятие “омонимичные корни”. В дальнейшем эти рисунки можно использовать при создании проблемной ситуации в другом классе. Например, показать учащимся рисунки и сказать: “Иностранный художник нарисовал к словам такие иллюстрации. Что он не понял или не знал? Почему все перепутал?» Похожее задание даю при изучении фразеологизмов.
А вот задание иного плана. Учащимся 5 класса надо определить значение слов: земля, даль, десна, роман, лист. Затем ответить на вопрос, какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы? Составить предложения.
Как правило, при выполнении нестандартных заданий в классе царит эмоциональное оживление, зачастую оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, усвоена тема или нет.
Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Я сама люблю такую форму работы, т. к. она эффективна и не позволяет скучать во время опроса.
Пример. Интересен ребятам при опросе прием “Чистая страница”. У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенное в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос.
Занимательные викторины по русскому языку и литературе ребята принимают с восторгом. Проводить их можно и индивидуально, и по командам. У меня имеется большая подборка занимательных вопросов, ребусов, шарад, кроссвордов. Карточки различного цвета позволяют быстро оценить правильность ответа и активность ребенка.
Приведенные формы опроса успешно использую на уроках и русского языка и литературы как в среднем, так и в старшем звене.
Заключительный урок по пьесам А. Островского я проводила в форме популярной игры «Умники и умницы». Старшеклассникам, как правило, хорошо известны правила этой викторины. На воображаемых красной, желтой, зеленой дорожках работают 3 ученика, а остальные учащиеся могут помогать одноклассникам в качестве «теоретиков».
Для группы 10-11 классов у меня разработана викторина, которая занимает всего 20-25 мин., но позволяет проверить знание литературных произведений 19 века ( для 10 кл.) и 20 века (для 11 кл.). Задания даются в 3-х номинациях:
Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки.
Чей это портрет?
Кому принадлежат эти слова?
За правильный, неправильный, неточный ответ выдаются карточки определенного цвета, по которым легко подвести итог.
Еще на уроках литературы из “пазлов” учащиеся собирают диалоги героев из пройденных произведений. Я выбираю яркий диалог, где не называются имена и фамилии, и каждую реплику помещаю на отдельный листок. Задание: восстановить диалог (очередность реплик), угадать героев и произведение. Можно усложнять задание на усмотрение учителя (определить роль диалога, как раскрываются характеры героев в диалоге и др.) Такой вид работы помогает в усвоении произведения, в его понимании, запоминании. Зная о таком задании, учащиеся читают более внимательно и вдумчиво. “Пазлы” можно использовать в любом классе.
Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности, поэтому введение в урок нестандартных форм обучения делает его более привлекательным, эмоциональным. Дети, которые еще вчера не знали друг друга, быстрее знакомятся, осваиваются в новом коллективе. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности.
Я нередко даю задание в старших классах приготовить шпаргалку по пройденному разделу. Уместить 5-10 страниц учебника на одном листе, закодировать материал в рисунке, схеме - это умение, которое очень облегчит в дальнейшем учебную деятельность детей, да и не только учебную.
Пример. В 5 классе в виде сказочной страны Морфологии, где показана иерархия персонажей, даю понятие о самостоятельных и служебных частях речи, их взаимодействии. Затем на следующих уроках задаю вопросы, а учащиеся, опираясь на рисунок, объясняют материал. В 6-7 классах по этой же наглядности задаю вопросы посложнее.
В 6 классе имя прилагательное изображаем в виде дерева. Ствол - это значение и вопросы, а крона делится на три части - три разряда. Приведены здесь же отличительные признаки разрядов и примеры.
При изучении приставок ПРЕ- и ПРИ- рисовали домик с крышей. В одной половине два окошка - здесь живет приставка ПРЕ- (два значения), а в другой половине четыре окошка - здесь приставка ПРИ- (четыре значения). Под крышей живут слова с неясным значением для запоминания.
По этим таблицам легко проводить опрос, можно придумать массу вопросов различной степени сложности, ребята сами составляют вопросы и ведут проверку усвоения материала.
Использование нестандартных форм обучения на уроках помогает учителю мобилизовать психическую активность учащихся; развивать память, которая опирается при этом на ощущения; расширять объем усвояемого материала; снижать утомляемость; развивать творческое воображение.
Подводя итог всему сказанному, я считаю, что все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения, заставляют напряженно мыслить, что нам, учителям, и нужно. Хочется добавить, что работая в современных условиях, учитель должен постоянно искать что-то новое, использовать опыт коллег, методические рекомендации, импровизировать, делать свой предмет увлекательным, доступным и интересным для детей.