Презентация к уроку «Приемы конструктивного разрешения конфликтов»


Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 ГУФСИН России по Свердловской области. «Навыки личной и профессиональной эффективности»Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения.Презентация составлена на основе учебно-методического пособия Г.А.Стюхиной «Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни:способы решения», Педагогический университет «Первое сентября», 2012 Конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности), которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.КОНФЛИКТ – ЭТО ПРАВИЛЬНО. Других не зли и сам не злись.Мы гости в этом бренном мире.А если что не так – смирись, Будь умнее – улыбнись,Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно:Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно… Омар Хайям Негативные последствия конфликта – следствие неспособности участников конфликта разрешить вызвавшее его противоречие.неумение решать конфликты;незнание правил поведения в ситуации противоречий;неправильное поведение в конфликте.негативные последствияОтрицательные эмоции Конфликт внутри себя Невротическое состояние1. Тревога «хочу» и «надо»2. Подавленность3. Потеря веры в себя Любой конфликт – это противоречие, но не всякое противоречие является конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий.1. Противоречие должно осознаваться человеком.2. Активность, направленная на поиск выхода, преодоление или разрешение возникшей проблемы. Межличностный конфликт - это ситуация, в основе которой лежит противоречие, воспринимаемое участниками ситуации как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. Структура конфликта Предмет конфликта Участники конфликта Макросредаконфликта Образ конфликта Виды межличностных конфликтов В зависимости от потребностей:-материальные;-статусно-ролевые;-духовные. По временным параметрам краткосрочныебыстротечныедлительные По направленности:горизонтальные;вертикальные; смешанные. ценностные конфликты;конфликты интересов;конфликты, возникающие из-за нарушений норм или правил взаимодействия конфликт деятельности;конфликт поведения;конфликт отношений.Основная особенностьпедагогических конфликтов – ответственность учителя за их разрешение. Понимание - начало согласия. Бенедикт Спиноза 1.профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации;2. участники конфликтов имеют различный социальный статус;3. разница в возрасте и жизненном опыте порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;4. различное понимание событий СотрудничествоУступчивостьДоминированиеИзбеганиеКомпромисс Негативные факторы конфликтного взаимодействия Процедуры конкуренции.Искажение восприятий и пристрастия. Самое трудное в споре – не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представлениеАндре Моруа Тот, кто однажды нарушил доверие – теряет его навсегда.Артур Шопенгауэр уменьшение коммуникацийУхудшение понимания основного вопроса конфликтаЖесткие предпочтенияПреувеличение различий. Как ни неприятен для тебя других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.Л.Н.Толстой Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя – искусство еще большее.Франсуа де Ларошфуко I стадия – предконфликтная (латентный период)II стадия – открытый конфликтЭтапы:инцидент;эскалация конфликта;завершение конфликта.III стадия - послеконфликтная Выиграна война, но не мир.Альберт Энштейн Успешное разрешение конфликтных ситуаций определяется:1. нашим отношением к конфликту;2. владением техниками эффективного поведения в нем. Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность.Антуан де Сент-Экзюпери 1.Только вы ответственны за результаты своих отношений с людьми.2. Если стратегия поведения, которой вы придерживаетесь, не дает желаемого результата, то нет никаких оснований для обвинения другой стороны.3. Не стоит задаваться вопросом: «Кто виноват в том, что мне плохо».4. Не стоит ожидать, что окружающие изменятся и станут другими.5. Только Вы сами знаете свои потребности и отвечаете за их удовлетворение. Подготовленные реакции могут иметь активный характер и быть направлены на отстаивание собственных интересов , и пассивный характер – быть преимущественно ориентированы на выяснение позиции противоположной стороны. Уточните собственные потребности .Сообщите о том, что Вам нужно.Приступайте к переговорам.Больше слушайте, меньше говорите.Настройтесь на слушание.Демонстрируйте интерес к мнению оппонента.Держите паузу (компромисс – ультиматум) Сбор информацииТехника постановки вопросов- Кто? Что?- Как? Зачем?- Почему?- Избегайте постановки одновременно нескольких вопросов.- Не опережайте вопросом ответ оппонента. 1.Научитесь акцентировать внимание на поступках, а не на личности ученика.2.Займитесь своими негативными эмоциями.3.Не усиливайте напряжение ситуации.4.Обсудите поступок позже.5.Позвольте ученику «сохранить лицо».6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.