Использование в практике учителя начальных классов технологии управляюще- комментированного обучения






ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШКОЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ:
НАЗАРЕНКО ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА







С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ           ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ       
§ 1. Система уроков на   различных стадиях свертывания алгоритма
§ 2. Организация экспериментальной работы по орфографии   в начальных классах с применением алгоритмов   различных видов
§ 3. Изучение орфографических правил с использованием             компьютерных программ, составленных на основе   алгоритмических предписаний     (лабораторный эксперимент)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ














Введение
Что такое алгоритмизация обучения? Это выявление или построение в содержании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в какой-либо форме пошаговой деятельности учения. Учебные алгоритмы служат средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять учащиеся, чтобы усвоить соответствующее значение. Важнейшей задачей педагогической науки  является  совершенствование  планирования  процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.      Поиски оптимальных  путей  управления  обучением  вылились в создание новой системы учебной работы,  названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация.  Я хочу поделиться с возможностью применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографических правил.      Но прежде  всего  необходимо  отметить актуальность проблемы применения алгоритмизированного и программированного  (компьютерного) обучения.      В настоящее время  наука  и  техника  развиваются  настолько быстро, что своевременное обобщение потока научной информации без применения  кибернетических  средств  представляет   значительную трудность.      Не менее сложным является сообщение учащимся знаний, так как их  объем  из года в год увеличивается,  тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными.  В связи с этим все большее  число преподавателей  приходит  к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на  основе новейших достижений науки и техники.      В школах уже появились компьютеры,  но  этого  недостаточно. Самый  лучший  вариант  - оснастить подобным оборудованием каждый кабинет и включить элементы работы на компьютере в учебные  программы по всем предметам.  Но для этого необходима техническая база.  В настоящее время в начальных классах возможно  использовать только  элементы программированного и алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание.      Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и  составлении  алгоритмического предписания.  В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают  последовательность шагов. При этом необходимо представить детям и закрепить путем повторений образец устного рассуждения по алгоритму. Для  закрепления на письме орфографического навыка необходимо при произношении про себя (или  вслух)  алгоритмического  предписания графически  фиксировать его (стрелками,  точками,  выделением от- дельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения при частичном и максимальном свертывании  алгоритма.                 
1 Система работы по использованию алгоритмов в практике
Пример урока с использованием алгоритмов на математике
Цели: Научить решать задачи по сумме и разности; закрепить вычислительные навыки; составление буквенных выражений к текстовым задачам; развивать мыслительные операции, речь, инициативность, самостоятельность, коммуникативные способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
1. Устные упражнения.
Класс разбит на 3 команды. По одному представителю от каждой команды выполняют индивидуальное задание на доске, остальные дети работают фронтально.
Учитель: Уменьшите число 244 в 2 раза (122)
Найдите произведение 57 и 2 (114)
Число 350 уменьшите на 230 (120)
На сколько 134 больше 8? (126)
Число 99 увеличьте на 29 (128)
Чему равно частное 363 и 3? (121)
Сколько сантиметров в 1 м 2 дм 4см? (124)
Учитель по мере ответов детей выставляет на доску буквы, соответствующие полученные числам: 122 - Ч, 114-3, 120 - А, 126 - Т, 128-А, 121-Й, 124-А.
Учитель: Расположите полученные числа в порядке возрастания.
114
120
121
122
124
126
128

3
А
И
Ч
А
Т
А

- Какое число можно считать "лишним" в этом ряду? (120 - отсутствует разряд единиц, 121 нечетное, 114 - один десяток, а в других - 2).
Затем проверяется работа представителей команд у доски.
Учитель: 3 зайчишки - плутишки получили в день рожденья подарки. Посмотрите, нет ли среди них одинаковых подарков.
68:4 + 57 : 3                3 х 12 + 14 х 2
75 - 34:2                     (81 - 53) х 2
(29 + 69):7                  7 х 13 - 12 : 6
2х(12 + 18):2              25 + 16х3-15
(62 - 25)х2 +15
Дети находят примеры с одинаковыми ответами.
- Какое число осталось без пары? (7)
- Дайте характеристику этому числу, (однозначное, нечетное, кратное 1 и 7)
2. Постановка учебной задачи.
Каждая команда получает по 4 задачи "Блиц-турнира", таблицу и схему.
Блиц-турнир.
Одна зайчиха нацепила а колец, а другая на 2 кольца больше, чем первая. Сколько колец у обеих?
У мамы-зайчихи а колец. Она дала трем дочкам по Ь колец. Сколько колец у нее осталось?
Было а колец красных, Ь колец белых и с колец розовых. Их роздали четырем зайчихам поровну. По сколько колец получила каждая зайчиха?
У мамы-зайчихи было а колец. Она раздала их трем дочкам так, что у одной из них получилось на п колец больше, чем у другой. По сколько колец получила каждая дочка?

Учитель: Среди зайчих стало модно носить в ушах кольца. Прочитайте задачи на своих листочках и определите к какой задаче подходят ваша схема и выражение.
Учащиеся обсуждают задачи в группах, совместно находят ответ. Один человек от группы "защищает" мнение команды.
- К какой задаче я не подобрала схему и выражение? (к 4)

Учитель: Какая из данных схем подойдет к четвертой задаче? (первая)
Учитель: Составьте выражение к этой задаче.
Дети предлагают различные варианты решения, один из них, как правило с типичной ошибкой а:2.
- Верно ли это решение? (нет)
Учитель: Почему нет? При каком условии мы могли бы считать его правильным? (если бы количество колец у обеих зайчих было равным)
Учитель: Мы встретились с новым типом задач: в них известны сумма и разность чисел, а сами числа неизвестны. Наша задача сегодня -научиться решать задачи по сумме и разности.
III. "Открытие" нового знания.
Рассуждения детей обязательно сопровождается предметными действиями с полосками.
Учитель: Положите перед собой полоски цветной бумаги, как это показано на схеме.
 
Какой буквой обозначена на схеме сумма колец? (буквой а)
Разность колец? (буквой п)
Нельзя ли уравнять количество колец у обеих зайчих? Как это сделать?
Дети отгибают или отрывают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.
Как записать выражением, сколько стало колец? (а - n)
Это удвоенное меньшее или большее число? (меньшее)
Как же найти меньшее число? (а - n) : 2
Мы ответили на вопрос задачи? (нет)
Как найти большее число? (добавить разницу: (а - n) : 2 + n)
Ответы фиксируются на доске.
(а - n): 2 - меньшее число (а - n) : 2 + n- большее число.
Учитель: Мы сначала нашли удвоенное меньшее число. А как иначе можно было рассуждать? (Найти удвоенное большее число)
Как это сделать? (а _ n).
Как потом ответить на вопросы задачи? (а + n): 2 - большее число.
(а + n) : 2 - n - меньшее число.
Учитель: Итак, мы нашли два пути решения таких задач по сумме и разности: найти сначала удвоенное меньшее число вычитанием либо сначала найти удвоенное большее число сложением. На доске сопоставлены оба пути решения.
Способ I
Способ II

(а-n):2
(а+n):2

(а - n): 2 + n
(а + n): 2 - n

III. Первичное закрепление.
Учащиеся работают с учебником-тетрадью. Задания решаются с комментированием, решение записывается на печатной основе.
Учитель: Прочитайте про себя задачу № 6, а. Что нам известно в задаче и что нужно найти? (нам известно, что в двух классах 56 человек, причем в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Надо найти количество учащихся в каждом классе)
- "Оденьте" схему и проанализируйте задачу (Нам известна сумма - 56 человек, и разность - 2 ученика. Сначала мы найдем удвоенное меньшее число : 56 - 2 = 54 человека. Затем узнаем, сколько учащихся во втором классе: 54 : 2 = 27 человек. Теперь узнаем, сколько учащихся в первом классе: 27 + 2 = 29 человек)
- Как по другому найти, сколько учащихся в первом классе? (56 -27 = 29 человек)
- Как проверить, правильно ли решена задача? (Сосчитать сумму и разность: 27 + 29 = 56, 29 - 27 = 2)
- Как по другому можно было решить задачу? (Найти сначала число учеников в первом классе, а из него вычесть 2)
Учитель: Прочитайте про себя задачу № 6, б. Проанализируйте, какие величины известны, а какие - нет, придумайте план решения.
После минутного обсуждения в командах выступает представитель той команды, которая раньше готова Устно разбираются оба способа решения задачи. После обсуждения каждого способа открывается готовый образец записи решения и сравнивается с ответом ученика:
Способ I
Способ II

1)18 - 4= 14 (кг)
1) 18 + 4 = 22 (кг)

14 : 2 = 7 (кг)
2) 22 : 2 = 11 (кг)

18 - 7 = 11 (кг)
3) 11 - 4 = 7 (кг)

или 17+ 4
или 18-11

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учащиеся по вариантам решают на печатной основе задание № 7 (I вариант - а, II вариант -б). Затем каждый учащийся проверяет свою работу по готовому образцу на доске.
1 вариант
Способ 1
Способ 2

1) 248-8 = 240 (м.)
1) 248 +8 = 256 (м)

2)240: 2 = 120 (м.)
2) 256 : 2 = 128 (м)

3) 120 + 8 = 128 (м.)
3) 128 - 8 = 120 (м)

Ответ: 120 марок,
128 марок

II вариант
Способ 1
Способ 2

1) 372 - 12 = 360 (от.)
1) 372 +12 = 384 (от.)

2) 360 : 2 = 180 (от)
2) 384 : 2 = 192 (от.)

3) 180 + 12 = 192 (от.)
3) 192 - 12 = 180 (от.)

Ответ: 180 открыток,
192 открытки.

VI. Решение задач на повторение.
Каждая команда получает табличку с заданием: закономерность и вписать вместо знаков вопроса нужные числа".
1 Команда
 
50
 

10
 
5


 
57
 

19
 
?


 
?
 

8
 
12


 
52
 

?
 
13

Команда II

Команда III

Капитаны команд отчитываются о результатах работы.
VII. Итог урока.
Учитель: Объясните, как вы рассуждаете при решении задач, если выполняются следующие операции:
а-n ---- (а-n) : 2 ---- (а - n) : 2 + n
а + n --- (а + n) : 2 --- (а + n) : 2 - n
VIII. Домашнее задание.
Придумайте свою задачу по сумме и разности и решите ее двумя способами.

2. Приведем  фрагмент  урока,  где  рассуждение  по   алгоритму достигает стадии максимального сжатия:     
- На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму  орфограммы  "Разделительный  ъ  ".   Рассуждаем   так: "ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБъЯВЛЕНИЕ.      - Разберем слово "СъЕХАЛ" по-новому (2-3 ученика  рассуждают вслух).      - А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух.      Таким образом, при  помощи  максимального  сжатия  алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма.      Результаты экспериментальной работы таковы:      из 11 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились  10 учеников, что составляет 95%.      Качество знаний- 75%; "отлично" получили 30% , "хорошо"-  45% "удовлетворительно"-   20%   "неудовлетворительно"- 5% .      Работа  с  алгоритмами  способствовала  развитию  логичности высказываний учащихся; сознательному усвоению  правила,  помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом

     § 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В           НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ  С  ПРИМЕНЕНИЕМ  АЛГОРИТМОВ           РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ     
Во  всех  классах  начальной  школы  есть  темы,  в  которых  целесообразно  обучать  детей  с  помощью  алгоритма.  Рассмотрим несколько таких тем (1.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.)      В   начальных   классах   дается    формулировка    правила: "Разделительный ь пишется после  согласных  букв  перед  гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук» Первое условие применения этого правила- умение слышать звук в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего  на основе контраста слов с и без него: "солью - солю".      Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще  до знакомства с правилом.      Учащиеся  решают  познавательную  задачу:  слова  "полет"  и "польет" звучат  по-разному  и  значения  имеют  разные;  как  же отразить эту разницу на письме?      Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит  звук: "по-йй-от"), после согласного перед гласными буквами  е,  е, и, ю, я пишется ь.                    
Алгоритм     
1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук ?                 
2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я
3  шаг.  Пиши  после  согласного  ь,  после  него-  одну  из    указанных букв. Образец рассуждения      Слово  "черная",  здесь  перед  "я"   слышится   звук   [j]: "чооо-рр-ннайй-ааа",  но  согласного  нет,  следовательно,  ь  не пишется.      Слово "лисья", здесь после  согласного  [с']  слышится  звук [j], далее- буква я: "л'л'иии-с'с'с'-ййй-ааа", "лисья".     
2. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.      Причина этого явления- в одной  из  тенденций  произношения: сложные  сочетания  согласных  в  речевой  практике  сокращаются: "здравствуйте" - "здраствуйте" - "драсте".      Постоянный  пропуск  согласного  звука  в  сочетании  шумных согласных создает возможность  ошибки  в  правописании  сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц".      Опознавательный    признак    орфограммы     "непроизносимые согласные" в слове- сочетание [сн] или [зн]. Что касается  других сочетаний,  то  они  лучше  усваиваются  запоминанием:  "солнце", "чувство", "сердце" и др.      Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых  при подборе проверочных  однокоренных  слов  ожидаемый  согласный  не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса").                        
Порядок изучения темы:                             
а)наблюдение над  словами,  в  которых  есть  непроизносимые согласные;     
б)выделение сочетаний, в которых они бывают;     
в)составление правила проверки;     
г)составление алгоритма проверки;     
д)введение случаев "ложных написаний";     
е)тренировка-проверка  вариантов  написания,   связанных   с изученным правилом;     
ж)поиск орфограмм в тексте;     
з)составление предложений и текста с использованием  слов  с изучаемой орфограммой.                       
Алгоритм проверки     
1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?                    
2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]             или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в             конце слова, слышатся отчетливо.  3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова.             Сделать вывод. Написать правильно. Проверить             написанное.      Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слова "звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами "з" и "н" пишем букву "д": "звездный".     
ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ            ТЕМАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.       
- Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания  приставки (предлога).     
1шаг.  Употребляется  ли  проверяемое  слово  без  предлога (приставки)?  2шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово
 - Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных.     
1шаг. Проверяемое слово - существительное?             
2шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ?
3шаг. Определи род: женский, мужской.             женский: пиши "ь".          мужской: "ь" не                                         пишется.          _
Варианты алгоритмов проверки безударной гласной в  корне.     
Алгоритм проверки безударного звука [э] (на письме буква _"е").      Применяется в тех случаях, когда безударный [э] не  удается проверить ударным [э].     
1шаг. Можно ли подобрать проверочное слово  с  ударной  "е" (звучит [о] после мягкого согласного)?              
2шаг. Сопоставь, сравни проверочное и проверяемое слова.            Напиши ту гласную, которая обозначает в проверочном            слове ударный звук - букву "е".            Проверь написанное.                                
2) Алгоритм проверки слов с 2-мя безударными гласными в         _корне.      1шаг. В слове есть  сочетания  "-оро-",  "-оло-",  "-ере-", "-еле-". Какие гласные здесь безударные?           
2шаг. Подбери проверочное  слово  для  первого  безударного гласного звука. 3шаг. Подбери второе проверочное слово.            удается найти                не удается: проверь по            проверочное слово            словарю      4шаг.  Сопоставь,  сравни  проверяемое   слово   с   обоими проверочными  словами.  Напиши  соответствующие  гласные  буквы. Проверь написанное
3)Варианты правописания "НЕ" с глаголами.     
1шаг. Найди в предложении глагол. Есть ли при нем отрицание "НЕ"?
2шаг. "НЕ" с глаголами пиши раздельно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     
Таким образом, при современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объеме информации,  которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших достижений науки и техники.  Одним из путей такого совершенствования является разработка концепции алгоритмизации обучения.      Алгоритм обучения может  быть  элементом  программированного обучения  как системы учебной работы с опосредованным программным управлением познавательной деятельностью учащихся.  Но,  учитывая реальное положение материальной базы в школе,  целесообразнее использовать алгоритмы обучения при  решении  грамматико- орфографических задач, имеющих следующую структуру: вопрос - условия - по- рядок решения - ответ.  Этот метод обучения орфографии  развивает мышление учащихся как один из проблемных методов.      При этом нельзя путать алгоритм обучения с машинным алгоритмом. Алгоритм обучения - это последовательность мыслительных операций,  а не вычислительных процессов. Это логическое построение, которое  раскрывает  содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит  практическим  руководством для выработки навыков или формирования понятий.      Методика использования алгоритмов в общем виде такова:      1.Подготовительный этап.     
2.Основной этап (объяснение правила, составление алгоритма, упражнения в рассуждении по нему).     
3.Этап сокращения операций.      При обучении орфографии  с  использованием  алгоритмических    предписаний возникают противоречия:      - алгоритм как метод обучения стремится к обобщениям, поэтому приходиться отступать от той последовательности изучения мате- риала, которая диктуется в учебнике;     
- алгоритмы применимы лишь к орфограммам, употребление которых регулируется четко сформулированными правилами;
  - упражнения с алгоритмами носят механический характер, поэтому  наряду  с  ними  должна  проводиться работа по формированию творческих способностей учащихся.      Чтобы учащиеся  понимали логическую модель алгоритма необходимо, чтобы он был составлен ими самими с помощью учителя.      Чтобы в ходе работы дети не теряли ориентиров, пунктов
алгоритма,  необходимо основное в нем выделять графически (чем условнее обозначения,  тем они удобнее),  а также постепенно сокращать модель, исключая операции, которые запоминаются быстрее.      Обучение по алгоритмам, особенно если оно будет сочетаться с применением  обучающих  или контролирующих автоматических приспособлений,  является одним из приемов программированного обучения. При  точном  соблюдении  всех  "шагов" алгоритм всегда приведет к правильному решению, глубокому пониманию и усвоению правил.      Таким образом,  представив  в  нашей дипломной работе анализ психолого-педагогической литературы по проблемам  исследования  и ознакомившись с концепцией современных методистов по алгоритмизации обучения,  а также выявив теоретические основы и принципы методики  формирования орфографических навыков с помощью алгоритмизации процесса обучения,  обосновав  сравнительную  эффективность применения различных видов алгоритмических предписаний в процессе усвоения правил и разработав систему уроков по обучению  орфографическим темам с помощью алгоритмизации, мы доказали, что процесс обучения орфографии может проходить более интенсивно и быть более результативным,  если  работа  по применению алгоритмов правила и алгоритма действия будет проводиться  учителем  систематически  и доведена на стадии свертывания до автоматизма.

Использование в практике
учителя начальных классов
технологии управляюще-
комментированного
обученияTimes New RomanРисунок 7Рисунок 9Рисунок 11]ђ Заголовок 115