Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературное краеведение


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО
на заседании
МО учителей
начальных классов
Протокол № _____ УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Е.В. Костылева Приказ №____________
от «______»_________2014г
от «____»______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
4 «Г» класс

Учитель: Хабибулина Руфа Хантимировна
с. Мужи
2014 год
Пояснительная записка.
Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.
Цели:
1.Расширять и углублять знания по краеведению Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
2.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный курс «Литературное краеведение» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате проделанной по предмету работы учащиеся приобретут следующие универсальные учебные действия:
- научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;
- приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
- приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
- приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;
- приобретут понимание роли книги в жизни человека;
- приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
- приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
- приобретут знание особенностей северного фольклора;
- усвоят географию родного края;
- усвоят понятие о народной сказке;
- приобретут основы литературной речи
- будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
- самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.
- научатся различать особые виды фольклора народов Севере;
- приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;
- разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
- умение различать жанры художественной литературы;
- приобщатся к чтению книг как источнику познания;
- приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
- приобретут умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
- приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;
- приобретут чувство гордости за родную землю;
- приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;
- научатся строить монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
- научатся называть имена известных писателей Ямала и их произведения;
- научатся различать малые формы фольклора народностей округа;
- приобретут умение высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.
Содержание учебного предмета «Литературное краеведение»
Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал – обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг».
Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки. Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), «Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», Л.Ефремова «Влюбленные звезды», Н.Дудников «Завистливый осетр»
Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. Моя маленькая родина – Шурышкарский район.
Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем.
Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.ЛапцуйРаздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев.
Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос»
Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев – Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». В. Ледков «Ламдоко». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».
Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».

Календарно-тематическое планирование
№ Тема уроков Кол-во час. УУД
деятельности учащихся Дата по плану Дата по факту
1. Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал – обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». 1 Знание фольклорных произведений своего родного края;
Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека.
Знание фольклорных произведений своего родного края;
Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека 2. Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг». 1 3-4 Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки. 2 5-6 Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), 2 7 Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), 1 8 «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). 1 Знать особые виды фольклора народов Севера;
начальные сведения по истории православия на Ямале;
этнологическая тема в литературе;
воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире;
привитие любви к книге как источнику познания;
умение сравнивать, сопоставлять
- научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;
- приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
- приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
- приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;
- приобретут понимание роли книги в жизни человека;
- приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
- приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
- приобретут знание особенностей северного фольклора;
- усвоят географию родного края;
- усвоят понятие о народной сказке;
- приобретут основы литературной речи
- будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
- самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.
- научатся различать особые виды фольклора народов Севере;
- приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;
- разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
- умение различать жанры художественной литературы;
- приобщатся к чтению книг как источнику познания;
- приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
9 Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», 1 10 Л.Ефремова «Влюбленные звезды», 1 11 Н.Дудников «Завистливый осетр» 1 12 Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. 1 13-14 Природные богатства нашего округа. 2 15-16-17 Моя маленькая родина – Шурышкарский район. Экскурсия 3 18-19 Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном. 2 20-21 Кто живет в краю моем. Красная книга Ямала. Экскурсия 2 22 Красная книга Ямала.Стерх – символ надежды. 1 23 Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй1 24 Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев. 1 25-26 Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос» 2 27
28 Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев – Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. 2 29 Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». 1 30 Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». 1 31
В. Ледков «Ламдоко»
М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом». 1 32 Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь». 1 33 Проверочная работа. 1 34 Экскурсия. 1 материально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса
«Ямальский калейдоскоп» Л.В. Федорова,
«Край ямальский» Л.В. Федорова,
«Северные родники» Л.В. Федорова
телевизор.
мультимедийный компьютер.
мультимедийный проектор.
экран проекционный.
Интернет ресурсы

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №1.
1 вариант 2 вариант
1. Год рождения города:
А) 1974. Б) 1984. В) 2004. Г) 1994. 1. ЯНАО в 2005г. исполнилось:
А) 60 лет. Б) 65. В) 75. г) 70 лет.
2. Какие животные изображены на гербе ЯНАО:
А) олень и нерпа. Б) лось и орлан. В) олень и медведь. Г) лось и белка. 2.Сколько цветов на флаге ЯНАО:
А) три. Б) два. Г) четыре. Д) пять
3. Назовите имя губернатора ЯНАО:
А) Быковский В.А. Б) Неёлов Ю.В.  Г) Путин В.В. 3. Кто является мэром города Муравлеко:
А) Путин В.В. Б) Неёлов Ю.В. Г) Быковский В.А.
4. Население округа насчитывается около:
А) 600тыс. Б) 300тыс. В) 400тыс. Г) 500тыс 4. Какие три крупных полуострова включает территория округа:
А) Гыданский. Б) Ямал. В) Таймыр. Г)Тазовский
5. “Сырэй” - по ненецки:
А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень. 5. “Тангы” в переводе с ненецкого:
А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.
6. Какое море омывает западное побережье Ямальского полуострова:
А) Баренцево. Б) Черное. В) Карское. Г) Лаптевых 6. С каким округом граничит ЯНАО на западе:
А) Ненецкий автономный округ.
Б) Ханты-Мансийский автономный округ.
В) Красноярский край.
7. Не являются столицей ЯНАО:
А) Надым. Б) Салехард. В) Ноябрьск. 7. Крупнейшие реки округа:
А) Таз. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым.
8. Дата образования ЯНАО:
А) 1сентября 1984г. Б) 10 декабря 1930г. 8. Три крупнейших озера округа:
А) Байкал. Б) Нейто. В) Телецкое. Г) Ямбуто. Д) Балхаш. Е) Ярато.
9. Углеводородное сырье на ЯНАО:
А) уголь. Б) руда. В) газ. Г) нефть. 9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири:
А) Муравленко В.И. Б) Губкин И.М.  В) НестеровИ.И.
10. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:
А) “край земли”. Б) “полуостров”. В) “конец мира” 10. Коренные народы Ямала:
А) русские. Б) ненцы. В) селькупы. Г) ханты.
Ответы 1 вариант:
1.Б; 2В; 3Б; 4Г; 5А; 6В; 7А,В; 8Б; 9В,Г; 10А. Ответы 2 вариант:
1.В; 2.А; 3Г; 4.А,Б,Г; 5.В; 6.А; 7.А,В,Г; 8.Б,Г,Е; 9.Б; 10Б,В,Г.
Назовите представителей животного мира ЯНАО.
Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.
Красная Книга ЯНАО (примеры).
Какие современные экологические проблемы нашего округа вы можете назвать и предложите возможные пути их разрешения.
План - описание города Муравленко (предприятия, школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи и т.д. ).
Составьте карту ЯНАО (схематически: с указанием основных объектов округа: три полуострова, крупнейшие озера, реки, города и с кем граничит наш округ).
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №2.
1 вариант. 2 вариант
1. Сколько муниципальных образований насчитывается в ЯНАО:
А) 10. Б) 5. В) 17. Г) 13. 1. Дата образования нашего округа:
А) 10 декабря 1930г. Б) 1сентября 1984г.
2. Как ранее назывался город Салехард:
А) Северск. Б) Обдорск. В) Обск. Г) Аксарка. 2. Сине-голубой цвет на гербе ЯНАО:
А) цвет мужество и жизни. Б) цвет миролюбие. В) цвет моря, воды, неба и газа
3. Кто внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли страны и чьим именем назван один из северных городов:
А) Муравленко В.И. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В. 3. Сколько цветов на флаге г. Муравленко:
А) три. Б) два. В) четыре. Г) пять
4. Население округа насчитывается около:
А) 600тыс. Б) 500тыс. В) 400тыс. человек. 4. Какой самый крупный полуостров находится на территория нашего округа:А) Таймыр. Б) Ямал. В) Гыданский. Г) Тазовский.
5. Единственный в мире город, расположенный на Полярном круге:
А) Якутск. Б) Салехард. В) Лабытнанги. 5. В округе насчитывается озёр более:
А) 300тыс. Б) 200тыс. В) 400. Г) 300.
6. Ценные промысловые рыбы, добываемые в бассейне Оби и Обской губы:
А) осетр. Б) нельма. В) стерлядь. Г) муксун. 6. С каким округом граничит ЯНАО на юге:
А) Ненецкий а.о. Б) Ханты-Мансийский а.о.
7. Крупнейшие реки округа:
А) Енисей. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым. 7. Бывший Обдорск, основанный казаками в 1595г., переименован в 1933г.:
А) Салехард. Б) Пурпе. В) Ноябрьск.
8. Озеро, расположенное не в ЯНАО:
А) Ярато. Б) Нейто. В) Байкал. Г) Ямбуто. 8. Полезные ископаемые ЯНАО:
А) нефть. Б) руда. В) газ. Г) уголь.
9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири:
А) Губкин И.М. Б) Муравленко В.И.В) НестеровИ.И. 9. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:
А) “конец мира”. Б) “край земли”. В) “полуостров”
10 Коренные народы Ямала:
А) ханты. Б) ненцы. В) селькупы. Г) манси. 10. Основные отросли коренных народностей:
А) нефтегазовая. Б) оленеводство. В) рыболовство. Г) охотоводство.
Ответы 1 вариант:
1.Г; 2.Б; 3.А; 4.Б; 5.Б; 6.А,Б,В,Г; 7.В,Г; 8.В; 9.А; 10.А,Б,В,Г. Ответы 2 вариант:
1.А; 2.В; 3.В; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.А,Б,В; 9.Б; 10.Б,В,Г.
11. Природные богатства и промышленность нашего края.
12. Особенности климата севера. Атмосфера.
13. Водная среда округа. Значение гидросферы.
14. Почвы и земельные ресурсы ЯНАО. Значение литосферы.
15. Что такое флора? Приведите примеры нашего края.
16. Что вам известно о фауне? Приведите примеры нашего края.
17. Заповедники. Заказники. Красная Книга ЯНАО (примеры, географический атлас ЯНАО).
18. Можете ли вы назвать проблемы округа, города (экологические, социальные и другие)?
19. Что такое дневник наблюдений по краеведению? Регулярно ли вы работаете с ним?
20. Когда вы посещали городской краеведческий музей? Какие выставки вам запомнились?
21. Какие книги вы читали о ЯНАО? Посещаете ли библиотеки и читальные залы?
22. Какие важные события происходят в округе, городе (праздники, выборы и т.п.)?
23. Что вы хотели бы обсудить на занятиях по краеведения (какие темы?)
24. С помощью исторического атласа ЯНАО опишите традиционные промыслы края.
25. Переведите на национальный язык термины - зима, осень и т.д. (Исторический атлас ЯНАО).
26. Составьте схему-диаграмму “Национальный состав края” (географический атлас ЯНАО.)
27. Прочитайте строки из стихотворений ненецкого поэта Л. Лапцуя, подчеркивая великую любовь автора к родной земле.
 
Для меня родная ты отныне!И по праву первого в краюЖителя тебе сегодня имяЯ на веки вечные даю.Нарекаю я тебя Ямалом. По - ненецки это – Край земли.
* * *
Сейчас Ямал – обжитая планета.Везде, на всем – соленый пот труда.Безбрежны, как море, стада оленьи.А рядом вышки нефтяные, в рядПостроившись, моторов мощным пеньемЛюбого новичка ошеломят.
(Перевод А. Каныкина)
Жизнь не имеет конца
На всей планете каждый день и часУдивляет мир рождение новых поколений – Продолжателей родов и фамилий племен.Знак – за поворотом не кончается жизнь…Заря восхода над горизонтомРаспустила золотистые кудри свои,На плечах Земли – матушки роднойИграют, как сполох, сиянья Севера.В сладком сне ночами долгимиЗемля набирает силы и мужает,Как дитя в качалке – люльке,Глядящее в мир удивительных чудес.Полозья нарт – качели тундрыДень за днем ведут рассказыО делах, успехах новых,Завтрашнем дне младенца.Настанет день – ждать недолго,Когда тот малый сын оленеводаГромким голосом заголосит:- Хей – хать! Кохов – кохов! – упреждая стадо.
* * *
Тундра,я тебя и на мгновеньене могу представитьбез оленей – с их извечногордою походкой, с их, как вихрь, и бегом, и полетом…
(Перевод Л.Шкавро). Ты не видел тундры? Приезжай!Если встретит холодом она, Если вьюга зарычит страшно, Словно моря Карского волна, -Не пугайся, словно горностай, Не кидайся в снежные бугрыНеумелым лыжником с горы.Ясным взором посмотри вокруг,Полной грудью свежести вдохни,Бодростью наполнится твой дух,В тундре – век двадцатый, наши дни!
Затем поэт знакомит с историей родного края:
Где вьюги вихрятся под полозом нарт,Как малый ребенок, припал СалехардК Оби – материнской груди…К речному вокзалу со мной подойди – Красивый какой пароход – погляди,Волнуясь, выходит на старт.Присядь на скамейку. Прекрасен и прост,Вершиной в рассветное облако вросВесь в красных цветах обелиск.Над братской могилой венки шелестятИ ветер баюкает павших солдат, Что здесь за свободу дрались.
* * *
Это – начало. С тех пор в ПуреВысадили десант молодежи,Стали к земным подбираться кладамСмелые люди. Так начиналасьУдарная – Глебовская буровая.С первым ударом бура возниклаНовая жизнь в Уренгое. Недра Заговорили на всех наречьяхДревней земли. Так поднималасьГазовая целина Сибири.
* * *
О, Уренгой! Был ты неведом – А теперь ты выходишь к миру.О, Уренгой! По всему СоюзуИмя твое проносится со славой,Смотрят люди с большой надеждойВ добрые глаза твои!
(Перевод