Конспект урока по русскому языку по подготовке к ЕГЭ Причастие и деепричастие в заданиях ЕГЭ

МБОУ «Зоринская СОШ»






Методическая разработка урока


«Урок-панорама по подготовке
к ЕГЭ по русскому языку»





Подготовила:
учитель русского языка
Бухтиярова Наталья Алексеевна







2016 год
с.Зорино
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Урок-панорама по подготовке к ЕГЭ
Цели:
Общеобразовательные:
- повторить и обобщить сведения о причастиях и деепричастиях, причастных и деепричастных оборотах;
- повторить орфоэпические нормы;
- закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления в причастных и деепричастных оборотах;
- повторить правописание гласных в суффиксах причастий, правописание Н и НН в суффиксах причастий;
- формировать умение определять тип, стиль речи, тему, идею текста (лингвистические умения);
- подготовка к ЕГЭ.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к языку;
- воспитывать уважение к своим товарищам;
- осуществлять нравственное воспитание;
Развивающие:
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- активизировать мыслительную деятельность при анализе и составлении предложений;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать: речь учащихся, культуру речи, творческие способности.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.
Ход урока
Слайд 1 (нестандартный ЕГЭ по русскому языку)
Организационный этап – 1 мин.
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку.
Цель: организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Этап всесторонней проверки знаний
слайд 2 (кентавр)
Слово учителя
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть представляла собой туловище лошади.
Вот такие необычные существа, свои кентавры, есть и в русском языке.
Чтобы вам было легче ответить на вопрос, о каких частях речи мы будем говорить на уроке, я познакомлю вас с высказываниями великих людей, а вы поможете мне, вставив пропущенные слова.
Слайд 3 (высказывания)
Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«. – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Это слова Владимира Ивановича Даля, автора знаменитого толкового словаря.
И еще одно высказывание А.С.Пушкина: «. обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим:  карета, скачущая  по  мосту;  слуга, метущий комнату;  мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость .. вялым оборотом»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет речь на уроке?
Учащиеся: о причастии.
Правильно, о причастии. Но в русском языке есть еще одна часть речи, образованная от глагола. Назовите её.
Учащиеся: деепричастие.
Учитель: И в современном языкознании причастие и деепричастие являются самостоятельными частями речи.
Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся: о причастии и деепричастии.
слайд 4 (причастие и деепричастие в заданиях ЕГЭ)
Учитель: Да, сегодня на уроке мы рассмотрим задания Единого государственного экзамена, в которых встречаются причастия и деепричастия. Перед вами листы с заданиями, которые мы попробуем сегодня выполнить. Подпишите листы.
Проверка орфоэпических норм
Цель: проверка орфоэпической грамотности.
Учитель: Начнем урок с орфоэпической разминки. (это задание в ЕГЭ №4)
слайд 5 (выделить ударную гласную в словах)
Посмотрите и скажите, какой части речи слова? (На доске причастия и деепричастия.)
- Нужно выделить ударную гласную в словах.
Загнутый, избалованный, заселенный, кормящий, наживший, балуясь, целуясь, прибыв, начав.
Учащиеся расставляют ударения в словах в своих листах
Учитель: А теперь проверим. (слайд 6) Смотрим на экран, проверяем, правильно ли мы расставили ударение. Рядом со словами, в которых неверно поставили ударение, ставите минус.
Чтобы лучше запомнить, какой слог ударный, подберем к словам рифмованную пару.
зАгнутый – сОгнутый - выгнутый
избалОванный - заколдованный
заселЁнный - населенный
кормЯщий – молЯщий - сидящий
нажИвший – прожИвший - изживший
балУясь - целуясь
прибЫв - забыв
начАв – понЯв – отняв
Учитель: в кратком причастии женского рода ударение падает на последний слог.
взЯто, взЯты, но взятА, занятА и запертА, поднятА и налитА.
слайд 7 Ударение (1 часть слайда)
Учитель: выполним из теста ЕГЭ задание № 4 (один ученик выполняет у доски) – расставить ударение в словах:
Причастия
зАнятый, зАпертый, заселенА, нАжитый, нажитА, налИвший, нанЯвшийся, начАвший, нАчатый,
начатА, ободрённый, ободренА, понЯвший, прИнятый, снЯтый, снятА
Деепричастия
балУясь, закУпорив, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв.
2 часть слайда – проверка
Тот ученик, который выполнял у доски, читает слова.
Рядом со словами, в которых неверно поставили ударение, ставите минус.
Морфологическая работа
Цель: развивать орфографическую зоркость, мышление, внимательность.
слайд 8 (распределительный диктант)
Учитель: Следующий этап урока (морфологический) – распределительный диктант. Прежде, чем приступить к этому заданию, вспомним, что такое причастие и деепричастие.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: распределите причастия и деепричастия по двум колонкам.
Два ученика выполняют задания у доски, остальные на листах
1 ученик в первую колонку выписывает причастия.
2 ученик во вторую колонку выписывает деепричастия.
Изучив, построенный, обещая, вскочив, звеня, увлекаемый, растущий, разбивая, тускнея, прочитав, распахнувшиеся, колотый, улыбаясь, сказав, поджаренный, загоревшийся, разрешивший, перекатываемый, принятый, подъезжая, задумавшись.
Учитель: Осуществляем проверку (должно быть по 10 слов), смотрим на доску, правильно ли мы выполнили задание.
1 учащийся читает причастия.
2 учащийся читает деепричастия.
Рядом со словами, написанными неверно, ставите минус.
4. Проверка орфографии: (синтез индивидуальной и коллективной деятельности)
Цель: проверка орфографической грамотности; умение распознавать словосочетания разных видов; умение распознавать части речи и их формы; владение приёмами морфемного и словообразовательного разбора.
слайд 9 (орфографическая разминка)
Учитель: переходим к орфографической разминке.
1) Учащиеся выполняют задание, которое представлено на мультимедийном экране (один учащийся выходит к доске, вставляет пропущенные буквы, остальные ученики выполняют на листах).
Взволноваый человек, испечеый в духовке, иллюстрироваый журнал, немощеый тротуар, свареые вкрутую, маслеый блин, неклееая подошва, гружеые бревнами обвешаы цветами, мудреый вопрос
Проверка : выполнявший у доски объясняет выбор Н и НН в словах.
Рядом со словами, написанными неверно, ставите минус.
слайд 10 (орфографическая разминка)
2) Затем учащиеся выполняют задание, которое представлено на доске (один учащийся работает у доски, он же отвечает на поставленные к заданию вопросы; остальные учащиеся выполняют на листах)
- вставить орфограммы;
- определить спряжение глаголов;
- образовать от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, от чего зависит написание гласной в суффиксе причастия?
Стелт постель, бормочт тихо, мыслт логично, увлекат навсегда, обещат много, клет. бумагу, тат быстро, убират двор.
слайд 11 (задание №11 ЕГЭ)
Учитель: продолжаем работать с тестовыми заданиями ЕГЭ. В задании №11 нужно найти ряд слов, в котором пропущена одна и та же буква.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Выделить из рядов слов тот, в котором на месте пропуска пишется буква И:
выдвиншь, расходумые, наполнм, срежшь, лелемые
исследумый, сфотографирумся, платм, покупамый, возглавля..мый
испытумый, плачшь, наблюдамый, выглядшь, возглавляямый
приоткрывамая, умешь, непередава..мые, беспоко..шься, преследу..емый.
(Осуществляем проверку) по щелчку открывается вторая часть слайда
Поэтическая минутка
Цель: развивать умение находить в лирических стихах изобразительные средства языка; предупреждение и устранение утомления, рассеянного внимания.
слайд 12 (картинка ночи) на фоне музыкальной заставки
Учитель: А сейчас мы отдохнем и в качестве небольшой разрядки проведем поэтическую минутку. Перед вами стихотворение Александра Плещеева «Летние ночи». Прочитаем его. Попробуйте подобрать на месте пропусков рифмующиеся деепричастия в первой и последней строфах.
(навевая, сверкая, пролетая, сверкая)
Стихотворение читает учитель, ученики дополняют деепричастиями
Ночь пролетала над миром,
Сны на людей _____________ая;
С тёмно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, __________ая.
Старые мощные дубы,
Вечнозеленые ели,
Грустные ивы листвою
Ночи навстречу шумели.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая.
Крики кузнечиков резвых
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь над землей ___________ая
С тёмно-лазуревой ризы
Сыпались звёзды,__________ая.
Учитель: Какие изобразительно-выразительные средства автор употребляет в этом стихотворении?
Отдохнули немного. Продолжим работу.
Фронтальный опрос
Цель: повторить основные сведения о знаках препинания при причастных и деепричастных оборотах.
В задании №7 ЕГЭ предлагается установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Среди них есть примеры с неправильным построением предложений с причастными и деепричастными оборотами. Но прежде чем выполнять задание, давайте вспомним:
слайд 13 (вопросы)
Что такое причастный оборот?
Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте?
Что такое деепричастный оборот?
Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте?
слайд 14 (конструирование предложений)
Учитель: следующее задание – конструирование предложений. Из двух простых предложений составьте одно с причастным или деепричастным оборотом. Запишите, графически объясните знаки препинания. (один ученик работает у доски)
1)В наступившей тишине невнятно прогремел гром. Гром как бы предупреждал путников об опасности.
2) Поля засеяны пшеницей. Поля дали дружные всходы.
слайд 15 (укажите грамматически правильное продолжение предложения)
Учитель: А теперь давайте попробуем указать грамматически правильное продолжение предложения.
Для выполнения этого задания строим алгоритм.
Находим грамматическую основу.
Деепричастие необходимо перестроить в ту же форму, что и сказуемое.
Если предложение определенно-личное или неопределенно-личные, то вместо подлежащего подставляем местоимения (я, ты, мы, вы, они).
Если предложение безличное, то оно может подходить, а может и не подходить.
(один ученик выполняет задание у доски, остальные на листах )

Сделав несколько упражнений на дыхание,
Это помогает говорить четко и выразительно.
Ваша речь будет более четкой и выразительной.
Приступайте к произнесению скороговорок.
Следующим упражнением должно быть чтение скороговорок.

Готовясь к устному выступлению,
Необходимо разобраться в существе вопроса.
Потребуется личная убежденность оратора.
У меня возникло свое видение проблемы.
Стала понятна точка зрения оппонента.

Этап усвоения новых знаний
Объяснение нового материала: синонимика сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и простого предложения с обособленным определением.
Цель: показать синонимичность придаточных определительных в СПП и обособленных определений в простом предложении; формировать умение пользоваться этими оборотами в речи.
Учитель: Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения могут образовывать синонимические конструкции, отсюда – возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание (где нужно) элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это прежде всего способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения. Но не все придаточные определительные предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом.
слайд 16
Придаточное определительное предложение причастным оборотом нельзя заменить, если
слово КОТОРЫЙ стоит в Р., Д., Т., П, падежах и В. падеже с предлогом
перед главным словом стоит указательное местоимение ТАКОЙ, ТЕ, ТАКАЯ и т.д.

сказуемое в придаточном предложении выражено формой будущего времени глагола или глаголом в форме условного наклонения.


слайд 17 (синонимика СПП с придаточным определительным и простого предложения с обособленным определением)
Учитель: Даны сложноподчиненные предложения.
(один ученик выполняет у доски, остальные ученики на листах)
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Исправьте это предложение.
Москва – это город, в котором родился и провел свое детство А.С.Пушкин.
Среди многих памятных мест России, которые связаны с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, особенно примечательно Болдино.
Те места, которые вдохновили А.С.Пушкина на создание шедевров русской словесности, с 1922 года называются заповедником «Михайловское».
Работа в библиотеке Святогорского монастыря, сам облик древней обители послужили А.С.Пушкину творческим материалом, используемым поэтом для создания образов русской истории в трагедии «Борис Годунов», которую мы будем читать с удовольствием

Работа с пунктуацией (синтез индивидуальной и коллективной деятельности) (слайд 18)
Цель: закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления причастных и деепричастных оборотов.
На экране текст из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»:
Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний; они шли и качаясь деревья-великаны скрипели и гудели сердитые песни а молнии летая над вершинами леса освещали на минуту синим, холодным огнем и исчезали пугая людей. И деревья, освещенные огнем молний казались живыми и простирали вокруг людей уходивших из плена тьмы корявые, длинные руки сплетая их в густую сеть пытаясь остановить людей.
Учитель: перед вами текст (один ученик у доски)
- расставьте знаки препинания;
- объясните постановку запятых;
- графически выделите причастные и деепричастные обороты;
- а теперь еще раз повторим правила постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
4. Самостоятельная работа
слайд 19
Цель: повторение основных сведений о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями и деепричастиями; проверка орфографической грамотности.
Выполняем задание № 12 ЕГЭ
(Один ученик выполняет на доске, остальные на листах)
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1)Она живо повернулась к нему гневным движением, еще (НЕ) успевшим передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.
2)Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ) видимое отсюда именьице Шахматово.
3) В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ) покрытой головой.



Контроль на уроке
Цель: проверить усвоение грамотного пунктуационного оформления знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
слайд 20
Учащиеся работают с заданием №16 ЕГЭ
(один ученик работает на доске)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1)Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от меня почти у самых деревьев (4) бывших выше его мачт.
2) Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.
слайд 21 (онлайн-тест)
Онлайн-тест на задание №16 ЕГЭ
(один ученик работает у доски, остальные помогают )
слайд 22 (домашнее задание)
Домашнее задание
Цель: информация о домашнем задании
Придумать самостоятельно задания по тем разделам языкознания, которые мы сегодня повторили (по 2 примера на каждый раздел).

Подведение итогов урока (беседа)
Цель: анализ успешности и овладение знаниями и способами деятельности. Оценки за урок вы получите с учетом выполнения заданий, над которыми работали на протяжении всего урока.
- Что мы сегодня повторили о причастии и деепричастии?
- Какие знаки препинания ставятся при причастном и деепричастном оборотах?
слайд 23
VI. Рефлексия деятельности (в ваших листах ответьте на вопросы)
- Успешно ли для вас прошёл урок?
- Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что особенно понравилось (не понравилось)?








13PAGE \* MERGEFORMAT141015