Рабочая программа Историческое краеведение 9 класс (История Ярославского края)


Государственное профессиональное образовательное учреждение ЯО
Семибратовский политехнический техникум
Утверждено:
Директор ГПОУ ЯО Семибратовский
политехнический техникум
___________Курылёв В Н.
«_______»______________2016
Рабочая программа учебной дисциплины
«Краеведение»
2016
Рабочая программа и планирование учебной дисциплины «Краеведение» составлены на основе:
Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)
БУП – 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-03/318 от 12.05.2006 г. «Об утверждении регионального учебного плана»
Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/12757 от 14.08.2006 «О реализации БУП-2004»
Письмо Департамента образования Ярославской области № 244/01-10 от 31.01.2006 «О переходе на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта.
Рабочая программа составлена и разработана преподавателем истории высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО Семибратовский политехнический техникум Мариной Александровной Горожаниной.
Рабочая программа рассмотрена и согласована на заседании МК ОД
Дата __________________________ Председатель МК ОД ___________
Горожанина М. А.
Содержание Страницы
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Краеведение» 4-5
Структура и содержание учебной дисциплины «Краеведение» 6-0
Условия реализации учебной дисциплины «Краеведение» 11-12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Краеведение» 13
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Краеведение»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» является частью программы основного общего образования и профессиональной подготовки по профессиям ОК 016-94 18549 – «Слесарь по сборке металлоконструкций», по профессии ОК 016-94 11695 «Горничная» приказ Минобразования и науки РФ от 09. 03. О4 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов, реализующих программы общего образования». Базовый уровень 8 классов общеобразовательной школы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Краеведение» входит в общеобразовательный цикл и является частью регионального компонента.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Краеведение»
·  Воспитание патриотизма. Уважения к истории и традициям разных народов, населявших Ярославский край на протяжении всей его истории. К правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
·  Освоение знаний о важнейших событиях, процессах, происходивших на территории нашего края в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
·  Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
·  Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
·  Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки студентов
В результате изучения курса историческое краеведение в 9 классе ученики должны
Знать/понимать
·  Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;
·  Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
·  Изученные виды исторических источников по истории края.
Уметь
·  Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
·  Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;
·  Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
·  Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
·  Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
·  Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
·  Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
·  Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
·  Использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины «Краеведение» - 35 часов.
Структура и содержание учебной дисциплины «Краеведение»
Объём учебной дисциплины «Краеведение» и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка 35 часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 35 часов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Краеведение»
№ Наименование темы Кол-во часов
1. РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 18 ВЕКА. 15
Тема 1. Ярославский край в глубокой древности и составе древнерусского государства. 3
Тема 2. Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества. 2
Тема 3. Ярославские удельные княжества в 12-15 веках. 4
Тема 4. Ярославский край в 16-17 веках. 6
2. РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА. 12
Тема 1. Ярославский край в 18 веке. 4
Тема 2. Ярославский край в первой половине 19 века. 3
Тема 3. Ярославский край в пореформенный период ( 60-90 г. г. 19 века). 2
Тема 4. Ярославский край в конце 19 – начале 20 века. 3
3. РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ. 6
Тема 1. Ярославский край в 20- начале 21 века. 6
4. Итоговое повторение курса 1
5. Дифференцированный зачёт 1
Итого: 35
 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ урока Содержание Объём часов Уровень усвоения
РАЗДЕЛ №1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 17 ВЕКА 15 Тема 1. Ярославский край в глубокой древности и составе Древнерусского государства 3 1. Народы и государства нашей страны в древности. Древнейшая истории Ярославского края. 1 1
2. Русь в 9 – начале 12 веков. 1 1
3. Ярославский край в составе Древнерусского государства. 1 1
Тема 2. Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества 2 4. Политическая раздробленность Руси. 1 1
5. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. 1 1
Тема 3. Ярославские удельные княжества в 12-15 веках. 4 6. Борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке. Монголо-татарское нашествие и Ярославский край. 1 1
7. Русь в середине 12-14 веков. 1 1
8. Ярославский край в период монголо-татарского ига. 1 1
9. Московское государство в 15 веке. Культура Ярославского края в 12-15 веках. 1 1
Тема 4. Ярославский край в 16-17 веках 6 10. Московское государство в 16 веке. 1 1
11. Ярославский край и опричнина. 1 1
12. Россия в 17 веке. 1 1
13. Ярославский край и польская интервенция. 1 1
14. Экономическое развитие края. Города Ярославского края в 16-17 веках. 1 1
15. Культурное развитие края в 16-17 веках. «Золотой век» культуры Ярославского края. 1 1
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18- НАЧАЛЕ 20 ВЕКА 12 Тема 1. Ярославский край в 18 веке 4 16. Россия в первой половине 18 века. Ярославский край в период петровских преобразований. 1 1
17. Россия во второй половине 18 века. 1 1
18. Социально-экономическое развитие в 30-90-х годах 18 века. Образование Ярославского наместничества. 1 1
19. Культурное развитие края во второй половине 18 века. 1 1
Тема 2. Ярославский край в первой половине 18 века 3 20. Россия в первой половине 19 века. Ярославский край в период Отечественной войны 1812 года. 1 1
21. Декабристы-ярославцы. 1 1
22. Социально-экономическое развитие края. 1 1
Тема 3. Ярославский край в пореформенный период (60-90 гг 19 века) 2 23. Россия во второй половине 19 века. 1 1
24. Реформы х г. г. в Ярославском крае. 1 1
Тема 4. Ярославский край в конце 19- начале 20 века. 3 25. Россия в начале 20 века. 1 1
26. Промышленное развитие губернии. Сельское хозяйство губернии и проведение столыпинской аграрной реформы. 1 1
27. Общественно-политическое и культурное развитие края в конце 19 – начале 20 века. 1 1
РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ 6 Тема 1. Ярославский край в 20 – начале 21 века 6 28. Ярославский край в 1917 году. 1 1
29. Ярославский край в годы гражданской войны ( 1918 – 1920 г. г.). 1 1
30. Ярославский край в годы новой экономической политики ( 1921 – 1929 г. г.) и в 1930-е годы. 1 1
31. Ярославский край в годы Великой Отечественной войны. 1 1
32. Развитие ярославского края в 1945 – 1985 г. г. 1 1
33. Ярославский край сегодня. 1 1
34 Итоговое повторение курса 1 2
35 Дифференцированный зачёт 1 2
Условия реализации учебной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование кабинета: 24 рабочих мест учащихся (12 учебных столов, 24 стула), рабочее место преподавателя (письменный стол и стул), доска.
Технические средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор, аудио колонки), фотоаппарат, съёмный жёсткий диск.
Информационное обеспечение обучения
«История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов XX века» под ред. Селиванова А.М. . Ярославль. 2000.
Рязанцев Н. П., Федорчук И. А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времён до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати», 2007
Интернет-ресурсы:
Образовательные сайты для учащихся и преподавателя:
http://www.mon.gov.ru/ http://www1.ege.edu.ru/ http://www.edu.ru/
http://shkola.edu.ru/ http://www.school-collection.ru/ http://www.examen.ru/
http://www.vkids.ru/ http://www.kinder.ru/ http://school.holm.ru/
Интернет-ресурсы для учителей истории, обществознания, права.
Электронные библиотеки
INFOLIO. Университетская электронная библиотека http://www.infoliolib.info/
Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Библиотека философского портала http://www.philosophy.ru
Социально-гуманитарное и политологическое образование http://humanities.edu.ru/
Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73
Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. http://lib.ru/
Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам http://www.gumer.info/
Виртуальная библиотека кафедры политических наук РУДН http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm
Электронная библиотека учебной литературы http://www.alleng.ru/
Ресурсы по истории
Всемирная история в лицах www.rulers.narod.ru
Вторая мировая война www.1939-1945.net
Военная история http://militera.lib.ru
Правители России http://www.praviteli.org/
Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты. http://www.hrono.info/biograf/index.php
Энциклопедии Кирилла и Мефодия http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp
Учебник по истории России ХХ в. www.history.ru
Интернет-проект «1812 год» http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
Сайт, посвященный декабристам http://decemb.hobby.ru/
Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки http://lants.tellur.ru/history/
Материалы по истории Древней Руси и Российской империи http://rus-hist.on.ufanet.ru/
Хрестоматия по истории государства и права России на сайте «Всё право» http://www.allpravo.ru
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Краеведение»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ в форме тестов, устного опроса а также выполнения обучающимися фронтальных и индивидуальных заданий, и дифференцированного зачёта.
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные навыки) Формы и методы контроля и оценка результатов обучения
·  Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;
·  Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
·  Изученные виды исторических источников по истории края.
Тестовые задания.
Критерии оценки:
100%-96% оценка «5»
96%-80% - оценка «4»
80%-60% - оценка «3»
Устный опрос по темам
Дифференцированный зачёт
·  Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
·  Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;
·  Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
·  Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
·  Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры. Устный опрос
Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий в форме заполнения опорных конспектов, заполнения таблиц, составления схем, Тестовые задания части «В» и»С»
Дифференцированный зачёт