Рабочая программа Историческое краеведение (7 класс)


Рабочая программа
«Историческое краеведение», 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями от 29.12.2014г. №1644;
Основной образовательной программы по предмету основного общего образования.
На основе «Концептуальных и нормативно-методических основ изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области» под редакцией Н.В. Жульковой, В.Н.Янушевского. – Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
Устава общеобразовательного учреждения.
Данная программа ориентирована на использование учебника Историческое краеведение: учебное пособие для VII - IX классов общеобразовательных учреждений. Автор Т.Б.Табарданова, В.Н.Кузнецов, Ульяновск, 2000г.
Цели:
- формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
Задачи:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
- воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса "Историческое краеведение" в региональном учебном плане отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю в 7 классе.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения содержания курса по историческому краеведению являются:
- любовь к своей малой Родине, знание её истории;
- желание преумножить её благосостояние через своё личное участие;
- уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Метапредметными результатами освоения содержания курса по историческому краеведению являются:
- определение структуры объекта познания и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;
- умение разделять процессы на этапы, звенья; выявление характерных причинно – следственных связей;
- владение монологической и диалогической речью;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Предметными результатами освоения содержания курса по историческому краеведению являются:
- умение объяснять значение исторических, краеведческих понятий;
- умение показывать на карте стоянки людей в период палеолита, мезолита и неолита;
- умение давать характеристику основным занятиям населения нашего края;
- умение давать характеристику социально – экономическому развитию края.
Содержание программы
1 Введение.
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
2. Наш край в древности .
Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.
3. В составе Волжской Булгарии .
Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков. Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.
4. Период Золотой Орды и Казанского ханства .
Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.
5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках.
Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами. Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.
6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках .
Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица, сабантуй, аканчуй.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
Литература для учителя
- «Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области» под редакцией Н.В. Жульковой, В.Н.Янушевского. – Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
- Историческое краеведение: учебное пособие для VII - IX классов общеобразовательных учреждений. Автор Т.Б.Табарданова, В.Н.Кузнецов, Ульяновск, 2000г.
- Край Симбирский: краткий исторический очерк. В.Н.Сверкалов, М.А.Гнутов. Саратов, 2001г.
- Историческое краеведение: методические рекомендации. Т.Б.Табарданова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003г.
Литература для учащихся
- Историческое краеведение: учебное пособие для VII - IX классов общеобразовательных учреждений. Автор Т.Б.Табарданова, В.Н.Кузнецов, Ульяновск, 2000г.
Оборудование:
Компьютер
Принтер
Мультимидийный проектор
Презентации
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
-определять:
- время заселения древними людьми Среднего Поволжья;
- места неолитических стоянок людей на территории нашего края;
- основные занятия людей эпохи неолита;
- составлять описание и положение крупнейших племен и племенных союзов на территории нашего края в эпоху меди и бронзы (финно-угорские племена, "племена с боевыми топорами", абашевцы, племена срубной культуры, древнемордовские племена); время и территорию расселения булгарских племен, особенности их жизни (экономика, общественный уклад, внешние связи, культура, религия); территорию расселения буртасов, их занятия,особенности быта и культуры; время образования, расцвета и упадка государства Волжская Булгария;
- характеризовать:
события монгольского завоевания Симбирского Поволжья;
- время образования Золотой Орды;
- положение народов, попавших под власть Золотой Орды;
- время возникновения Казанского ханства, особенности феодальных отношений в нем;
- основные этапы покорения Казанското ханства Московским государством.
- объяснять когда и почему была создана Симбирско-Карсунская засечная черта и основаны города Симбирск и Карсун;
- как был устроен Симбирск в XYII веке, его основную функцию;
- основные события крестьянских войн под предводительством С. Разина и Е. Пугачева на территории Симбирского Поволжья.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;
- сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;
- определять причины и следствия как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (монголо-татарское завоевание, русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);
- делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;
- пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.
- сравнивать положение различных социальных слоев населения Симбирской губернии, давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема раздела, урока Кол-во часов Тип, форма урока Планируемые результаты – предметные Планируемые
метапредметные результаты Личностные результаты Вид и форма контроля Дата
урока
1. Введение. Что изучает историческое краеведение. 1. Вводная лекция с элементами беседы. Уметь:
- объяснять значение понятий: археология, палеолит, мезолит.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Устные ответы. 2. Население края в эпоху палеолита и мезолита. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Давать определения понятий; показывать на исторической карте стоянки в период палеолита и мезолита. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Устные ответы, сообщения по теме. 3. Неолитические стоянки людей в нашем крае. Наш край- зона постоянных контактов между лесными и степными племенами. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь объяснять значение понятий: род, племя, присваивающие формы хозяйства, производящие формы хозяйства, неолит. Показывать на карте неолитические стоянки людей. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Устные ответы, сообщения по теме. 4. Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Показать на карте области процесс переселения народов; рассказать об участии булгар в данном процессе; анализировать взаимоотношения булгар и их соседей. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. 5. Вторжение с юга. Абашевцы: кто они? 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь объяснять значение понятий: патриархальная семья, европеоидная раса, индоевропейская общность, погребальный обряд. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. 6. Древнемордовские и именьковские племена. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь объяснять значение понятий: племенная знать, рабство, присурская группа- мокша, окская мордва- эрзя. Показывать на карте расселение данных союзов. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой 7. Именьковцы – это славяне? 1. Урок – круглый стол. Уметь доказывать, что именьковцы – это ветвь, близкая славянам, что у них много общего в быте и хозяйстве, показывать на карте места их расселения. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль
Устные ответы, сообщения по теме. 8. Великое переселение народов. Гунны. Позднесарматские племена на юге Ульяновской области. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь объяснять значение понятий: сарматы, гунны, аланы – кочевые племена, монголоязычная среда, древнетюркские племена. Объяснять причины Великого переселения народов. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Презентация7 9. Булгары. Проникновение булгарских племён в наш край. Племенной союз суваро – булгар. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь объяснять значение понятий: ассимиляция, полукочевое хозяйство, два политических центра: Биляр-Булгар и Сувар. Показвать по карте территорию Волжской Булгарии. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 10. Наш край в составе Волжской Булгарии. 1. Урок – лекция. Показать на карте области процесс переселения народов; рассказать об участии булгар в данном процессе; анализировать взаимоотношения булгар и их соседей. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа над проектом. 11. Буртасы. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь давать характеристику буртасам, показывать по карте территорию их расселения. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.У стные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 12-13. Ордынское нашествие. 2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Называть формы зависимости от Золотой Орды; рассказывать о борьбе народа нашего края против установления ордынского владычества. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Творческое решение учебных и практических задач. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 14. Симбирская земля в составе Казанского Ханства. 1. Урок-лекция. Рассказать об экономическом и политическом наследии Казанского ханства. Анализировать причины возвышения Казанского ханства. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой 15. Падение Казанского Ханства. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказать об экономическом и политическом наследии Казанского ханства. Анализировать причины падения Казанского ханства. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 16. Сторожевые линии. Основание Симбирска. Жизнь и быт симбирян. 1. Урок – семинар. Объяснить значения понятий:
«обломы», «рубленый город», « коты». Описывать средневековый город. Называть характерные черты политического устройства средневекового города.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Презентация.
Работа над проектом. 17-18. Строительство Закамской черты. Колонизация Левобережья. Основание деревень и сёл Симбирского края. 2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Давать характеристику основным занятиям населения. Показывать территорию расселения славянского населения, возникающие сёла и города. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа исторической картой. 19 Положение народов Среднего Поволжья в 17 веке. Христианизация местного населения. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Давать характеристику народам Поволжья, объяснять причины нарастания недовольства местного населения политикой царских властей, работать с контурной картой. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. 20. Неприступная крепость государства. Поражение С.Разина под Симбирском. 1. Урок-семинар. Повстанцы идут на Симбирск. Подготовка города к осаде. Разинцы идут на приступ. Взятие Симбирского посада. Поражение С. Разина под Симбирском. Показывать на карте  ульяновской  области процесс поражения разинцев с правительственными войсками. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Презентация по теме. 21-22. Социально-экономическое развитие края в 18 веке. Дальнейшее освоение края. Развитие мануфактурного производства. 2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь давать характеристику социально-экономическому развитию края, выделять типы мануфактур, основные отрасли хозяйства, описывать основные предприятия ( Мелекесский завод, производства в Черемшанской волости и т. д.). Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. 23. События Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске. 1. Урок-семинар. Бегство, неравное нашествие. «Симбирский» узник; народная память. Уметь выделять причины, основные этапы, итоги и значение Крестьянской войны. Давать характеристику руководителям движения: Е. Пугачёву, С. Юлаеву, Чике Зарубину, уметь показывать по карте походы восставших.


Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. Проектная деятельность. 24-25. Знаменитые симбиряне 18 века. Развитие просвещения. Первые шаги по научному исследованию Симбирского края. 2. Урок - круглый стол. Учебные заведения в Симбирске во второй половине XVIII века. Знаменитые симбиряне: Тургеневы, Киндяковы, Н.М. Карамзин. Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями. Индивидуальная и групповая работа с источниками. Сравнение, сопоставление одному классификация, ранжирование объектов по или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. Проектная деятельность. 26. Многонациональное население нашего края. Мордва. 1. Урок-семинар. Уметь давать характеристику основным народам, населяющим Среднее Поволжье: татарам, чувашам, мордве. Выделять этапы формирования мордовской народности, различать две ветви мордвы: мордва – эрзя и мордва – мокша. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 27. Чуваши. Тюркоязычные предки чувашей. Культура чувашей Симбирского Поволжья. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь давать характеристику чувашской народности: исторические корни, быт, обычаи, традиции, показывать по карте места расселения. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 28. Татары Симбирского Поволжья. Основные этапы формирования татарского народа. Быт, культура. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Уметь давать характеристику татарской народности: исторические корни, быт, обычаи, традиции, показывать по карте места расселения. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 29. Русские – самое многочисленное население края. Расселение, хозяйство, культура, быт. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Уметь давать развёрнутую характеристику русскому населению, выделять особенности их быта, хозяйства, культуры; сравнивать с другими народами Поволжья. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. 30. Народные промыслы в Симбирской губернии. 1. Урок – семинар. Знать основные промыслы Симбирской губернии, выделять их особенности, сравнивать с промыслами в других регионах. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Проектная деятельность. 31-32. История моей семьи. 2. Урок – семинар. Уметь составлять родословную своей семьи, анализировать документы, работать с архивами. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Проектная деятельность. 33-34. Итоговое повторение. 2. Урок – экскурсия. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области. Тестирование. 35 Резерв 1