Рабочая программа курса Историческое краеведение 7 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по историческому краеведению 7 класс составлена на основании программы:
Нижегородский край: программа интегрированного учебного курса для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ В.К. Крючков и др. ; Мин-во образования Нижегородской обл., Гос.образоват. учреждение доп. проф. образования «Нижегородский институт развития образования».-Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009.
Настоящий учебный курс занимает собственное место в учебном плане образовательного учреждения в составе национально - регионального компонента в 7 классе и рассчитан на 35 часов в год (1 учебный час в неделю).
Учебный материал состоит из трех разделов: «Родные просторы», «Наши традиции и герои», «"Золотое кольцо" Нижегородского края». Предусмотрен дополнительный 1 час учебных занятий, который является резервным и может использоваться учителем для организации экскурсий и самостоятельной работы учащихся либо для проведения учебно-познавательных мероприятий (викторин, конкурсов, КВНов, встреч с интересными людьми и т. п.).
УМК
Нижегородский край : интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений: конспекты уроков/ Мин- во образования Нижегор. обл.; гос. образоват. учреждение доп. проф. образования»Нижегородский институт развития образования».- Н.Новгород: Нижегородский институт развития»
КИМ по интегрированному курсу Нижегородский край./ Мин- во образования Нижегор. обл. гос. образоват. учреждение доп.проф. образования» Нижегородский институт развития образования».- Н.Новгород: Нижегородский институт развития»
В совокупности учебно-воспитательных задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных. Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям и культуре родного края как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры. Это право обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Приобщение детей к традиционным культурным ценностям (в сфере искусства, морали, мировоззрения, истории и т. д.) необходимо для формирования национальной и культурной идентичности (самобытности) личности, что является важным условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Курс «Нижегородский край», являясь по сути краеведческим, тем не менее отличается интегрированным характеров, поскольку содержит учебный материал различных образовательных областей. Курс имеет яркую культурологическую направленность, предполагающую знакомство учащихся с культурным достоянием народов, населяющих наш край, понимание и восприятие духовно- нравственных ценностей, которые хранили и приумножали наши предки.
Методологическую основу курса составляют принципиальные положения, разработанные современной наукой:
человекознание сообщение учащимся практикоориентированных знаний о человеке, интегративность, взаимодополняемость
человекосозидание пробуждение человеческого в человеке, аксиологический аспект образования формирование у школьников гуманистической нравственности;
кульmуротворчество не только насыщение учащихся культурной информацией, но и воспитание у них духовной культуры, понимания того, что духовность система ценностных ориентации, базирующихся на культурно-нравственной традиции социума;
развитие диалогического мышления, творение в процессе обучения личностных смыслов, живого знания.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать общую цель курса, которая выражается в развитии гуманитарной культуры школьников, приобщении их к ценностям национальной культуры, воспитании уважения к истории и традициям родного края.
Задачи курса:
обеспечить усвоение знаний о прошлом и настоящем родных поселений, познакомить учащихся с традициями своего народа, которые являются системообразующим фоном культурной и национальной идентичности;
воспитывать культуру межэтнического общения на основе уважения к культуре своего и других народов;
содействовать формированию жизнеспособной личности, готовой реализовывать свои способности в специфической для региона природно-климатической, экономической, социальной и культурной среде.
Реализация программы курса «Нижегородский край» предусматривает комплексную работу, базирующуюся не только на информационной составляющей урока, но и на использовании различных форм поисково-исследовательской, поисково-краеведческой деятельности учащихся (от учебной экскурсии до создания музея родного поселения и т. п.), всего того, что может способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и осмысления культурной традиции своего народа, своей малой родины.
Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и методов ее реализации. Основным видом учебных занятий выступает урок, но задача педагога состоит в сочетании различных видов урока.
Урок должен активизировать многообразные виды учебной деятельности школьников:
урок-исследование в его рамках учащиеся под руководством учителя осуществляют поисковые мероприятия, добывают необходимый материал путем изучения исторических источников, литературных памятников, работы с электронными средствами информации, периодической печатью и личных встреч с носителями данной информации;
урок-интервью предполагает встречу детей с интересным человеком, «героем наших дней», подлинным носителем знаний о родном крае;
урок-реконструкция выступает оригинальной формой учебного занятия, когда на имеющемся историческом и культурном материале школьники под руководством педагога воссоздают события прошлого путем изображения в рисунке, макете или разыгрывания театральных постановок;
урок виртуальная экскурсия может быть организован в виртуальном пространстве, компьютерной сети или с использованием кино- и фотоматериалов, а также художественных альбомов и репродукций, слайд-фильмов; *
урок-беседа является формой организации учебных занятий, когда в непринужденной беседе учитель сообщает учащимся необходимую для усвоения информацию (своеобразный вариант урока-лекции);
урок-дискуссия форма учебного занятия, когда педагог активизирует у учеников умения осознавать проблему, самостоятельно подбирать информацию, формировать свою позицию и находить аргументы в ее защиту, выслушивать противоположное мнение и вести диалог.



Требования к уровню подготовки учащихся

К концу года обучения обучающиеся должны достичь следующих результатов: учащиеся должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни, знать историю Нижегородской области; знать историю Воскресенского района; знать выдающихся людей родного края; уметь вести диалог со старожилами, людьми, несущими информацию о нашем крае; уметь пользоваться краеведческой литературой, архивными источниками, научной литературой.

Система оценки знаний

Особенности учебного курса предполагают организацию текущего и итогового контроля за усвоением материала учащимися по учебным полугодиям.
Существуют несколько видов и форм контроля:

· контрольные работы;

· тесты;

· самостоятельные работы, в том числе ученические проекты;

· зачеты;

· рефераты;

· дидактические игры и др.
Контроль знаний и умений учащихся обязательное условие результативности учебного процесса.
Критерием оценки должен быть, прежде всего, интерес детей к предмету.




Учебно-тематический план по краеведению в 7 классе


п/п
Наименование раздела и тем
Количество часов на тему или раздел

1
Раздел 1. Родные просторы

8

2
Раздел 2. Наши традиции и герои
16

3
Раздел 3. «Золотое кольцо Нижегородского края»
10

4
Резервный урок
1


ИТОГО
35 часов


Содержание курса
Раздел I. Родные просторы (8 ч)
Урок 1. У карты Нижегородской области
Путешествуем вместе. Просторы Отечества. Приволжский федеральный округ. Нижегородская область. Наши соседи.
Губерния. Районы области. Мой город (село, деревня) на географической карте. Мой дом, моя улица, мои соседи. Край мой Нижегородский.
Урок 2. Имя дома твоего
Топонимика. Городские имена. Нижний Новгород. История и культура народа в названиях населенных пунктов области. Исторические города и населенные пункты. Центры народной культуры. История имени родного поселения.
Урок 34. Природа родного края. Памятники природы (за-поведники)
Природа родного края. Сокровища недр.
Памятники природы Нижегородской области (озера Светлояр, Вадское, Варех, Мещерское, карстовые ландшафты с. Рыльково, Стригинский бор, Марьина роща, Борнуковская пещера).
Красная книга Нижегородской области. Заповедные места Ни-жегородского края. Керженский заповедник. Объекты экологического туризма.
Природные особенности родного поселения.
Урок 5. Большие и малые поселения
Формирование поселений Нижегородской области. По городам и селам. Горожане и сельчане. Профессии нижегородской глубинки.
Дорога к дому. Мой населенный пункт в современной истории области.
Урок 6. Хозяйство края
«Карман России». Промышленность, торговля, сельское хозяйство. Заводы и фабрики. Агропромышл
·енные предприятия. Транспорт. Нижегородский край центр народного художественного творчества.
Наша марка. Городецкий пряник. Хохлома. Павловский автобус. «Волга» и «ГАЗель». Суда на подводных крыльях. Выксунское литье. МИГи. Саровский атомный комплекс. Нижегородская ярмарка.
Урок 78. Мы вместе единая семья. Национальные особенности края
Этносы и национальная культура на территории Нижегородской области. Татары. Мордва. Чуваши. Марийцы. Национальные традиции. Переселенцы. Нижегородское гостеприимство. «Чай, соседи! Чай, шабры!..»
Раздел II. Наши традиции и герои (16 ч)
Урок 9. Нижегородская символика
Символы Нижегородского края (олень, буревестник). Нижегородский герб. Гербы уездных городов. Местная символика. Герб родного поселения (улицы, дома, семьи).
Урок 10. Легенды и предания земли Нижегородской
Бабушкины сказки. Памятники устного народного творчества. Легенды, сказания, былины, предания, песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки. Нижегородские собиратели-фольклористы. В. II.Морохин. CvВ. Афоньшин. Местный фольклор.
Урок 11. Праздники и обычаи
Праздничный день, его духовно-нравственный смысл. Религиозные и светские праздники. Языческие традиции. Нижегородские престольные праздники. День урожая.
Русский народный календарь как отражение местных традиций. Хороводы и посиделки. Местные праздники и обычаи. День города (района, поселения, улицы).
Урок 12. Уклад жизни. Домострой
Где живут нижегородцы. Домоводство. Хозяйственный год. Лето зиму кормит. Дачники. Отцы и дети. Семейные традиции. Домострой. Нижегородский народный костюм. Народная медицина. Нижегородская кухня. Идем друг к другу в гости.
Урок 13. Нижегородские начала. Великие благоверные князья Юрий (Георгий) Всеволодович и Александр Невский
Князь Юрий (Георгий) Всеволодович потомок собирателей русских земель. Княжеские усобицы и основание Нижнего Новгорода (1221 г.). Князь полководец, просветитель и храмостроитель. Народное почитание князя и его прославление в лике русских святых, иконография и дни его памяти.
Князь Александр Невский «солнце земли Русской». Великокняжеское служение на благо Русской земли. «Кто к нам с мечом придет, тог от меча и погибнет!». Городец на Волге. Народное почитание князя и его прославление в лике русских святых. Иконография и дни его памяти. Александро-Невский Новоярмарочный собор.
Великое княжество Нижегородское. Лаврентьевская летопись. Возвышение Нижегородской земли. Единство с Москвой.
Урок 14. Дорога к Храму
Ценности истинные и мнимые. Наш путь к правде. Православная традиция. Старообрядчество. «Приидите, поклонимся...». Застывшая молитва. Свет из кельи монастырской. Знаменитые храмы и монастыри Нижегородской земли. Местночтимые иконы. Приходские храмы нижегородцев.
Урок 15. Святые Земли Нижегородской
Лик преподобных в православной традиции. Преподобные на Русской земле. ПреподобныйЕвфимий Суздальский и основание Печерского Нижегородского монастыря. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. Макарьевский монастырь.
Преподобный Серафим Саровский. Подвиги старца. Путь к спасению. Преподобный барнава Ветлужский. Преподобный Иоасаф Печерский.
Новомученики российские. Мочальный остров. Святитель Лаврентий Балахнинский. Святой праведный Алексий Бортсурманский. Почитание и память.
Урок 16. Национальное единство. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский
Эпоха Смуты. Патриарх Гермоген. Кузьма Минин нижегородский земский староста. Патриотический призыв Минина. Князь Дмитрий
Пожарский. Формирование Нижегородского ополчения. «Купно за едино». Московское «очищение». Подвиг К. Минина и Д. Пожарского в памяти народа. День народного единства новый праздник новой России.
Урок 1718. Великие нижегородцы
Путь к известности. Линия жизни. На благо Отечества и родной земли. Известные и знаменитые нижегородцы. Российской памяти созвездье: И. П. Кулибин, А. М. Горький, В. П. Чкалов. Слава и время. «Сильные люди хорошей породы». Наши современники.
Урок 1920. «За други своя...». Герои живут в нашей памяти
Понятия «герой», «подвиг», «патриот». Нижегородская земля твердыня на Волге. «Задруги своя...». Ополченцы. Ратная слава земляков. Отчизны вольные сыны (декабристы, народники, революционеры). «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Герои живут среди нас. Память. Известные нижегородские памятники героям.
Урок 21. «Застывшая музыка» Нижегородского края. Архитектурный облик родных поселений
Архитектура искусство, организующее пространство. От избы к современной застройке. Архитектура в контексте времени. Архитектурные стили. Храмовое зодчество, монастырские ансамбли. Градостроительство. Нижегородские зодчие. Антипа Константинов. А. Бе-танкур, О. Монферран и др. Шедевры нижегородской архитектуры (здание Государственного банка, Дворец труда, Строгановская церковь, Волжский откос, Чкаловская лестница, Александровский сад и др.). Памятники. Архитектурный облик родного поселения.
Урок 2223. Нижегородский край в литературных памятниках. Музеи. Библиотеки. Театр
Литературные памятники. Житие Макария Желтоводского. Житие протопопа Аввакума. Китежский летописец. П. И. Мельников- Печорский певец нижегородского Заволжья. Болдинская осень А. С. 11ушкина.
В. Г. Короленко. Научный подвиг В. И. Даля. В. И. Даль о нижегородском купечестве.
Максим Горький и Нижний Новгород. Арзамас в творчестве А. II. Гайдара.
Музей. Библиотека. Экскурсия в местный краеведческий музей (библиотеку). Театральный Нижний.
Урок 24. Нижегородский край и российская история
Наука жить вместе. Исторические судьбы края. Щит Отечества. Волжский рубеж. Взгляд сквозь века. Похожие и разные. Нижегородский характер. «Соберем любовь к России». Национальная традиция и энергия развития. Нижегородское Поволжье. Ока и Волга народной жизни.
Раздел III. « Золотое кольцо» Нижегородского края (10 часов)
Урок 25. Городец город мастеров
Основание Городца. Городецкие древности. Город-музей. Народные промыслы. Новь древнего города.
Урок 26. «Там, где Ока обнимается с Волгой-рекой...»
Нижний сосед Москвы ближний. Нижегородский кремль ожерелье Дятловых гор. Започаянье. Ильинская слобода. НижнийНовгород «карман России». Нижегородская ярмарка. Индустриальный облик города. Заводы-гиганты: Сормовский, ГАЗ, «Сокол». Нижний Новгород Горький Нижний Новгород. Ангел над городом. Гимн городу.
Урок 27. Нижегородское Заволжье
«В лесах»: старообрядцы-кержаки. Жемчужины нижегородского севера: Семенов, Ветлуга, Урень. Нижегородское Заволжье центр народного художественного творчества России. Родина золотой хохломы. Деревянная ложка. Федосеевская игрушка.
Урок 28. Благословенное Дивеево
Серафим Саровский и основание женского монастыря. Четвертый удел Пресвятой Богородицы. Святитель Серафим (Чичагов) и летопись обители. Святыни Дивеева. Святая канавка. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца. Собор Дивеевских Святых. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг спасутся!»
Урок 29. Пушкинское Болдино
А. С. Пушкин и Нижегородский край. Родовое имение Пушкиных Болдино. «Болдинская осень». Праздники поэзии. Музей-заповедник.
Урок 30. Золотые купола Арзамаса
Легендарное прошлое Арзамаса. Алена Арзамасская. Арзамас торгово-промышленный и торгово-ремесленный центр. Монастыри и храмы древнего Арзамаса. Патриарх Сергий (Страгородский). Архитектурное и художественное творчество. М. П. Коринфский и А. В. Ступин. Современный Арзамас.
Урок 31. Родина Кузьмы Минина историческая Балахна
Корни мининского рода. Никольская церковь памятник XVI века. Крестьянская сметка, купеческая хватка. Соляной промысел. У истоков Волжского флота. Балахнинский изразец. Нижегородское черное кружево. Современная Балахна.
Урок 32. Именитые нижегородские села
«Глянуть с Нижнего». Дороги Нижегородчины. Нижний Новгород Арзамас Шатки Лукоянов. Нижегородская глубинка. Село Владимирское и озеро Светлояр. Кистенево. Григорово. Аввакум Петров. Вельдеманово. Патриарх Никон. На волжских берегах. Макарьевская ярмарка. Торгово-промысловые села: Павлово, Ворсма, Богородск, Лысково, Большое Мурашкино, Чернуха. Заповедные места: Ичалки, Васильсурск Волжская Швейцария. Национальные поселения. Большое и
Малое Рыбушкино, Кочко-Пожарки, Уразовка. Село, в котором я живу: прошлое и настоящее.
Урок 33. Индустриальные центры
Формирование Приволжского горного округа «Малого Урала». Промышленники Баташовы. Выксунская металлургия. Кулебакский чугуноплавильный завод (1867). Дзержинск и Кстово центры большой нефтехимии. Борский стекольный завод. Нижегородский промышленный комплекс: его настоящее и будущее.
Урок 34. Мы нижегородцы. Мы россияне
Вклад нижегородцев в историю и культуру России. Братство народов и культур на Нижегородской земле. Нижегородский край модель России ядро государства Российского.
Урок 35. Резервный (1 ч)





ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях : хрестоматия / сост. : Е. В. Кузнецов, В. П. Макарихин, А. В. Секов, Н. Ф. Филатов [и др.]. Н. Новгород : ТПП «ГИУС», 1992.
История Нижегородской области / авт.-сост. : В. Д. Федоров, А. И. Тюрина, О. Ю. Лапшина. Арзамас, 2004.
Агафонов Г.Д. Нижегородский кремль. – Горький, 1976.
Наш край: книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. 5-е издание. – Н.Новгород: НГЦ, 2008
Нижегородский край: факты, события, люди. – 2-е издание. – Н.Новгород: НГЦ, 1997












15