Рабочая программа историческое краеведение 8 класс


Часть I.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273»,
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004.
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011
5. Учебного плана МОАУ «СОШ № 51 г. Орска» на 2016-2017 учебный год.
«Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Оренбургской области, реализующие программы общего образования», утверждённый приказом департамента образования Оренбургской области от 31.03.2005 № 574 (с последующими изменениями);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 30 января 2013 г. № 26755;
Футорянский Л.И. «История Оренбуржья» учебное пособие.2000 г.
Зобов Ю.С. « История Оренбуржья» Оренбург 1996 г.
Злобин Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.1 С древнейших времен до 1920 г. Оренбург «Орлит-А». 2008
Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.2 Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е – конец 20 века. Оренбург «Орлит-А». 2008

2.2 Ведущие целевые установки в предмете «Историческое краеведение»:
Главная цель изучения исторического краеведения в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
2.3 Цели обучения с учетом специфики предмета:
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Оренбуржья в историческом процессе
 приоритетное развитие у учащихся исторического мышления при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира
стремление к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных явлений и процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе
проведение связи истории Родины и истории семьи учащихся, которая отражает один из важнейших каналов социализации школьников, развития личностного восприятия общественно-политических событий, в том числе исторических.
освоение историко-краеведческих знаний как база для осознания взаимосвязей социальных общностей
накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения истории края, поселка и района (рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию; пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами; ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе).
2.5 Задачи обучения предмету «Историческое краеведение»:
Задачи изучения исторического краеведения в основной школе:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах оренбургской истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями Оренбургской области;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран
стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;
способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;
формирование новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;
привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.
2.6 Общая характеристика учебного предмета:
Историческое краеведение на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого Оренбургского края. Знания об историческом опыте оренбуржцев и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Посредством программы реализуются три основные функции исторического краеведения, как раздела истории:
- познавательно-развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Содержание курса исторического краеведения конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;
-принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
2.7 Общая характеристика учебного процесса:
При преподавании предмета «Историческое краеведение» используются следующие технологии:
1) классическое лекционное обучение;
2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
3) система "консультант";
4) обучение с помощью учебной книги; самостоятельная работа;
5) система "малых групп"; дифференцированные способы обучения;
6) система "репетитор" - индивидуальное обучение;
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
С остальными предметами учебного плана история связана следующим образом:
1.Русский язык, литература.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории.
2. География.
История современного Оренбуржья сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и краеведения изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом.
3.Информатика.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации.
2.8 Обоснование выбора УМК
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении учебники являются продолжением друг друга и являются составной частью завершенной линии учебников по историческому краеведению для основной школы. Кроме того авторы учебников и используемой дополнительной литературы сами являются оренбуржцами, учеными-историками, что обеспечивает многообразие фактов и их историческую достоверность. Подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между частями комплекта. В учебно-методический комплект не входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения, поэтому контроль знаний будет осуществляться на основе материалов, составленных самим преподавателем.
2.9 Место учебного предмета «Историческое краеведение» в учебном плане:
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе по 1 часу в неделю в течение 34 учебных недель.
При планировании учебного процесса выбрано оптимальное соотношение последовательности рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев объединено изучение сюжетов отечественной и региональной (внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
2.10 Результаты освоения предмета «Историческое краеведение»:
Предполагается, что результатом изучения краеведения в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения краеведения учащимися 8 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
3. Содержание учебного предмета.
Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта Оренбуржья и России, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
образование и развитие региона; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
развитие духовной и художественной культуры;
развитие отношений между народами, проживающими на территории Оренбуржья (соседство, завоевания, преемственность).
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Оренбургской оласти, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «Историческое краеведение» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости Оренбургской истории, так и ее связи с ведущими процессами российской истории.
Следует подчеркнуть, что      в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории края и населяющих его народов, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родного края, осознанию своей гражданской и социальной идентичности       в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
3.1 Распределение содержания:
Введение (1ч.)
Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбургская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.
Тема 1. Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в. (2 часа)
Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.
Тема 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в. (4 часа)
Причины и характер движения русских на Урал. Казаки. Основание Оренбурга. Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения. Первые крепости пограничной линии: Переволоцкая, Новосергиевская, Татищевская

Тема 3. Оренбургский край во второй половине 18 в. (4 часа).
Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х гг. 19 века. Пугачевский бунт. Оренбургский этап. Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. Оренбуржье во второй половине 70-х-90-х гг. 18 века.
Тема 4. Оренбургская губерния в первой половине 19 века (5 часов).
Территория, население, экономическое развитие. Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. Оренбургский край в войне 1812 года. Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные губернии. В.А. Перовский на посту губернатора. Просвещение, наука и культура.
Тема 5. Оренбургская губерния во второй половине 19 века (5 часов).
Административные преобразования в Оренбургской губернии в 50-начале 80-х гг 19 вв. Губерния в период великих либеральных реформ Александра 2. Административное устройство, экономика и население в пореформенный период. Образование и культура во второй половине 19 века. Переволоцк во второй половине 19 века. Заселение северных территорий немцами.
Тема 6. Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в. (8 часов).
Экономика и социальные отношения. Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. Губерния в период русско-японской войны. Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа. Оренбуржье и Первая мировая война. События 1917 г. в Оренбуржье. Гражданская война на территории Оренбуржья. Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии. Партийные и комсомольские ячейки в Переволоцком районе. Социалистические преобразования в крае. Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.
Тема 7. Подготовка и защита проектов (4 часа).
Контрольный урок (1 час).
3.2 Перечень практических работ:
Работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее
3.3 Перечень демонстраций:
Демонстрационный материал включает в себя исторические карты и презентации. Данный вид наглядности сопровождает все ключевые темы курса.
3.4 перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
История моей семьи
Топонимические названия Переволоцкого района
История учреждений села Кубанка Переволоцкого района
Выдающиеся односельчане
Живая легенда
Ветераны войн на территории Кубанского сельского совета: истории и судьбы
Труженники тыла
Быт немецкого населения в 19 в.
Жизнь села в 20-начале 21 вв.
Оренбуржье глазами иностранцев
Традиции и обычаи немцев Оренбуржья
Немецкая национальная кухня
Культурные традиции татар, башкир
Русская и украинская культура на территории Оренбуржья
Интерьер, домашняя утварь
Национальный костюм (возможны более специализированные темы: Головные уборы, украшения… Праздничная одежда…Ритуальная (лучше свадебная) одежда…Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…Городской костюм и одежда сельского населения)Традиции воспитания детей у народов, населяющих Оренбуржье
Школьный музей
Почему так называется…(Происхождение и название нас. пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников)
Виртуальная экскурсия по селу
История школы – страница истории моего села
Татищев в Переволоцком районе
Сражения Гражданской войны в Переволоцком районе
Долгожители нашего села
Иконы и другая церковная атрибутика
4. Тематическое планирование
№ п\пТема Количество часов
1 Введение 1
2 Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в. 2
3 Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в. 4
4 Оренбургский край во второй половине 18 в. 4
5 Оренбургская губерния в первой половине 19 века 5
6 Оренбургская губерния во второй половине 19 века 5
7 Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в. 8
8 Подготовка и защита проектов 4
9 Контрольный урок 1
Итого: 34 часа
4.1 Календарно тематическое планирование:
№ урока Тема урока Количество часов Домашнее задание Дата план Дата факт
1 Введение 1 Читать записи в тетради 2.09 Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в. (2 часа)
2 Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. 1 Знать основные эпохи, уметь отображать их на ленте времени 09.09 3 Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период. 1 Лекция 16.09 Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в. (4 часа)
4 Причины и характер движения русских на Урал. Казаки. Основание Оренбурга. 1 Лекция 23.09 5 Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. 1 Записи в тетради, сообщения о культуре 30.09 6 Социальные отношения, культура и быт населения. 1 Знать характерные черты быта и культуры, сообщение о первых крепостях на границе 07.10 7 Первые крепости пограничной линии: Переволоцкая, Новосергиевская, Татищевская 1 Лекция, карта 14.10 Оренбургский край во второй половине 18 в. (4 часа)
8 Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х гг. 19 века. 1 Лекция, сообщения о Е. Пугачеве 21.10 9 Пугачевский бунт. Оренбургский этап. 1 Лекция, карта, работа с документом 28.10 10 Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. 1 Знать основные показатели 11.11 11 Оренбуржье во второй половине 70-х-90-х гг. 18 века.
1 Лекция 18.11 12 Территория, население, экономическое развитие. 1 Основные показатели 25.11 13 Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. 1 Лекция, сообщение об участниках войны 1812 г. 2.12 14 Оренбургский край в войне 1812 года. Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные губернии 1 Лекция, сообщение о биографии В.А. Перовского 9.12 15 В.А. Перовский на посту губернатора. 1 Лекция, сообщения о культуре и быте 16.12 16 Просвещение, наука и культура. 1 Повторить материал 23.12 Оренбургская губерния во второй половине 19 века (5 часов).
17 Административные преобразования в Оренбургской губернии в 50-начале 80-х гг 19 вв. 1 Знать административное устройство губернии 13.01 18 Губерния в период великих либеральных реформ Александра 2. 1 Лекция 20.01 19 Административное устройство, экономика и население в пореформенный период. 1 Знать основные показатели, схема административного устройства, сообщении о положении образования и культуры в крае 27.01 20 Образование и культура во второй половине 19 века. 1 Лекция 3.02 21 Переволоцк во второй половине 19 века. Заселение северных территорий немцами 1 Лекция, карта 10.02 Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в. (8 часов)
22 Экономика и социальные отношения. Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. 1 Лекция, сообщение об участниках русско-японской войны 17.02 23 Губерния в период русско-японской войны. 1 Карта 24.02 24 Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907 гг., годы реакции. 1 Персоналии 3.03 25 События 1917 г. в Оренбуржье. 1 Даты, персоналии 10.03 26 Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. 1 Лекция 17.03 27 Гражданская война на территории Оренбуржья. 1 Карта, даты, персоналии, понятия, сообщение о Дутове7.04 28 Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. 1 Лекция 14.04 29 Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти. 1 Лекция 21.04 Подготовка и защита проектов (4 часа)
30 Выбор темы. Первичная консультация 1 Работа над выбранной темой, к.р. 28.04 31 Вторичная консультация 1 5.05 32 Оформление работ 1 12.05 33 Защита проектов 1 Повторить пройденный материал, готовиться 19.05 Контрольное занятие 1 час 26.05