Рабочая Программа по истории на тему Историческое краеведение ( 7-11 классы)

В соответствии с Законом «Об образовании», ст. 32
 
МБУДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Московского района г.Казани


ПРИНЯТО на методсовете ДДЮТиЭ
Протокол «1» от 29.08.2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДЮТиЭ
____________ А.А.Рубинский
Приказ №______ от «__»____2014г.




Рабочая программа

Историческое краеведение


Сабирова Г.С.





КАЗАНЬ 2015
                                   

 
Пояснительная записка:
Человек с надеждой смотрит в будущее, не может жить только настоящим. Познать прошлое своего народа – значит лучше понять его настоящее. Программа «Историческое Краеведение» составлена на основе авторской программы « Моя Россия Мой край – Татарстан Казань – любимый город» Сабировой Г.С. предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей основного и среднего (полного) образования для углубленного изучения программ общеобразовательных учреждений. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, укрепление духовно-нравственного здоровья.
Данная программа «Историческое Краеведение»:
- способствует формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта,
- приобщает к ценностям национальной культуры,
- воспитывает уважение к истории, традициям разных народов,
- воспитывает чувство патриотизма,
- содействует выявлению творческих способностей школьников,
- вовлекает детей в активную творческую деятельность,
- прививает устойчивый интерес к самостоятельной исследовательской работе,
- знакомит учащихся с разными формами работ с краеведческим материалом,
- способствует социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к государственной, культурной, этнической общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.
Основные формы работ и знаний: лекции, очные и заочные экскурсии, подготовка учащимися сообщений, выполнение творческих заданий, поисковая исследовательская работа, диспуты и дискуссии; проведение исторических викторин и КВН, защита творческих проектов, участие в районных и городских, республиканских, российских конкурсах, в том числе посвященных тысячелетию основания Казани и победе в Великой Отечественной войне.
Данная программа предполагает добровольное и совместное участие школьников и взрослых. На занятиях дети и педагоги лучше узнают друг друга, знакомятся с увлечениями, нравственными идеалами и получают наилучшее представление об эффективности своих исследовательских, педагогических и творческих усилий. В результате общения с учащимися происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.
Работа носит поисковый, исследовательский характер.
Например, работа школьных следопытов, сбор и обработка материалов способствует воспитанию у школьников чувство гордости и безграничного уважения к тем, кто вершил историю, кто беззаветно сражался за свободу и независимость нашей Родины.
Задача детей – это не только узнать историю родного края, но и оказать помощь в организации встречи однополчан, но, самое главное, вырвать из забвения малоизвестную страничку войны, описать ратный подвиг земляка, взять под опеку родных и близких
Принципы реализации программы:
личностно-ориентированный подход
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в деятельность;
- свобода проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
духовность
- формирование у детей гуманистических духовных ориентаций;
- формирование потребностей к освоению и производству ценностей культуры;
- соблюдение нравственных норм морали.
толерантность
- терпимость к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
гуманизация межличностных отношений
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- создание ситуации успеха;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления вредных привычек;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за сои поступки и действия
Содержание программы
   Все занятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены на ознакомление учащихся с историей своего города, через практические занятия с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным  местам города.
Приоритетные направления деятельности:
Наследники 1000-летней истории и культуры г. Казани. Цель: Формирование гармонично-развитой личности посредством привития навыков познания курса истории и культуры г. Казани. Задачи: а) активизация поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
б) привитие любви к культуре края, к сохранности и приумножению культурно- исторического наследия 1000 летней Казани,
в) развитие способностей учащихся в осмыслении событий и явлений прошлого и настоящего на основе исторического анализа,
г) развитие умений и навыков работы с учебной и дополнительной литературой, а также с различными историческими источниками,
д) развитие навыков убеждения, ораторского искусства, умением владеть вниманием аудитории.
Никто не забыт, ничто не забыто. Цель: Воспитание патриотизма у учащихся. Задачи: а) развитие самосознания и приобщение к ведущим духовным ценностям своего общества, воспитание гражданственности,
б) привитие чувства гордости за родной город, глубокого уважения к нему и людям, внесшим вклад в развитие города и микрорайона,
в) развить умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определить своё отношение к ним,
г) формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений.
Устав объединения:
Членами объединения могут стать ученики среднего и старшего звена интересующиеся историей и краеведением.
Учащийся должен проявлять:
- Направленность интересов на учебную, трудовую, исследовательскую, художественно-эстетическую деятельность;
- Общественную активность, ответственность, инициативность, организованность, любознательность;
- Проявлять уважение, коллективизм, справедливость, отзывчивость;
- Скромность, уверенность в себе, стремление к успеху;
- Волевые качества: смелость, решительность, настойчивость, самообладание.
Программа рассчитана на 3 года обучения, преимущественно для обучающихся возрастной группы 12-17 лет. Программа рассчитана на 144 часа.
Программа работы объединения составлена на основе следующих документов:
1) Закон «О языках народов Республики Татарстан» (1июля 1992г.)
2) Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г.. N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (с изменениями от 13 ноября2006г.)
3)Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010г.№ 795 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (18.03.2011 г.)
4) Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2013-2015 годы" (08.04.2011 г.)
5)Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений
6) План военно-патриотического воспитания школы
7) Школьные программы
-Программа «Лидер», «Творчество», «Досуг»
8) Школьная программа курса «История татарского народа и Татарстана», курса «Казаневедение».
9) Положение об учреждениях дополнительного образования.
10) Перспективный план работы Дома Детского и Юношеского Туризма и Экскурсий Московского и Кировского района.
11) Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
12) Правовые нормативные документы
 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование разделов и тем
Формы проведения
Дидактические материалы
Формы контроля

Краеведение
Рассказ, беседа, демонстрация, просмотр видеоматериалов.
Географические карты, планы местности, иллюстрации, таблицы, схемы, карточки с заданиями, архивные материалы, макеты, муляжи.
Тестирование

Лекторское искусство
Рассказ, лекция, беседа, демонстрация, просмотр видеоматериалов.
Иллюстрации, таблицы, схемы, фото-и видеоматериалы.
Собеседование

Организация и проведение поисковой работы
Рассказ, беседа, экскурсия, наблюдение, анализ.
Географические карты, планы местности, схемы, архивные документы и материалы, фото-и видеоматериалы.
Творческий отчёт о работе

Организация и проведение экскурсий
Работа с литературой, рассказ, наблюдение, анализ.
Географические карты и планы местности, иллюстрации, схемы, фото и видеоматериалы.
Проведение экскурсий


Методы обучения: Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
беседы с учащимися в процессе изучения темы;
заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
самостоятельная работа с книгами;
работа с иллюстрациями;
просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;
развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
экскурсии в историко-краеведческий музей, в музеи города;
встречи со старожилами г.Казани (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
фотофиксация памятников истории и культуры на территории города;
подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;
заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме; проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;
изучение предметов материальной культуры из фонда музея и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;
атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.
Методы и формы проведения занятий:
лекции;
беседы;
экскурсии;
анкетирование;
интервьюирование;
уроки - консультации;
фотосессии;
выпуск видеороликов, фото-газет, фото-альбомов;
практическая работа в архиве и краеведческом музее города;
Домашнее задание (выполнение домашнего задания)
По окончании курса учащиеся должны знать:
Значение и функции музейного дела, краткую историю основания крупнейших музеев страны и республики.
Систему мероприятий, обеспечивающих сохранность музейных фондов.
Главные исторические события, происходившие в казанской губернии.
Назначение различных типов музеев - исторических, этнографических, художественных, технических, естественнонаучных, литературных, музеев-заповедников, мемориальных, отраслевых, народных и школьных музеев.
Историю архитектуры, культуры (литература, театр, наука) и быта.
Историю развития деревенских поселений на территории Татарстана, условия труда и жизни крестьян.
Назначение плана комплектования музейных фондов, научно-вспомогательного и обменного фондов.
Оценивание проводится по следующим параметрам: Теоретические знания - включают в себя знания по основным разделам курса. В процессе оценивания учитываются критерии: уровень теоретических знаний обучающегося; осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
Практические умения и навыки: практические умения и навыки по ведению поисковой и исследовательской деятельности;
умения и навыки по использованию в процессе образовательной деятельности специальной литературы, документов, предметов, экспонатов, макетов, технических средств и оснащения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Географические карты, планы местности, архивные документы и материалы, схемы, таблицы, иллюстрации, макеты, муляжи, экспонаты, предметы. Техническое оснащение: канцелярские принадлежности, мелкий технический инструмент для изготовления муляжей, макетов и т.д.; оснащение для фото-и видеосъёмки, мультипроэктор для демонстрации слайдов и видеоматериалов.
Иные информационные ресурсы: Периодическая печать - газеты, журналы. Интернет-ресурсы. Специальная литература, архивные материалы и документы, тематические иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы, кроссворды.
Совместная работа с музеями, предприятиями, творческими союзами, общественными организациями:

Организация

Цель работы


1.Национальный музей РТ

1.Связь с отделом по музееведению:
а) знакомство с организацией музейного дела.
б) знакомство с научной организацией фондовой работы
в) экскурсионная работа
г) консультации.

2.Музей С. Сайдашева.
2. Знакомство с содержанием экскурсий и разбор специфических особенностей этих экскурсий, консультации.

3.Государственные и народные музеи г. Казани:
-Музей Е. Баратынского, филиал государственного музея,
-Музей Г.Тукая,
-Музей изобразительных искусств
3. Организация поисковой работы по сбору краеведческого материала и проведение экскурсий.

4.Экскурсионно-туристическое бюро
«Экскурс».
4. Организация и проведение экскурсий по городу Казани, Республики Татарстан, России.

5. Работа с предприятиями по совместной деятельности музеев:
- КАПО имени Горбунова,
-ОАО КМПО,
-ОАО «ТАСМА»
5.Сбор дополнительного материала о ветеранах войны и труда, живущих в нашем районе, городе Казани.

6.Общественные организации по месту жительства:
-Совет ветеранов-работников народного образования Московского и Кировского района,
-Совет ветеранов и участников Великой отечественной войны жителей Московского района.

6.Совместные заседания, оформление материалов об истории Московского района, о жителях микрорайона, чьи имена вошли в историю района, города

Содержание программы объединения «Историческое краеведение»

Название темы мероприятия
Содержание
Сроки проведения

1 Вводные занятия.
Инструктаж по ТБ.
Норма поведения в общественных местах.
2 Обсуждение программы на год.
3 Роль музеев в жизни школьников.
Что такое музей.
4.Автобусная экскурсия
«Парки г.Казани»




Программа по темам:
-Казань театральная. -Музеи нашего города.
-Памятники Казани.
-Площади города.
-Мечети Казани.
-Казанские храмы.
-Парки Казани.
-Казань студенческая.
-Улицы и дома микрорайона.
Сентябрь


5 Значение лекции и экскурсии, непосредственное ознакомление с ними на практике
6 а) Подготовка и проведение экскурсии, посвященной 1000-летию Казани

б) Разработка новых тем экскурсий, посвященных Великой Отечественной войне, 1000-летию Казани.
7 Экскурсия в Елабугу.
8 Участие в неделе истории: « Времен связующая нить».



а) Проведение экскурсии для всех учеников гимназии по классам.
б) «Ваш подвиг будет жить вечно в наших сердцах», «Дни воинской славы защитников Отечества».
Октябрь


9 Происхождение и начало развития музеев. История музейного дела в России и в Западной Европе.
10 Проведение операции «Школьные следопыты» на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

11 Уроки мужества: встреча с ветеранами войны и вооруженных сил.
12 Посещение передвижной интерактивной выставки Национально музея: « Казань архитектурная»
13 Поисковая творческая игра по истории Татарстана.
14 Театрализованная постановка
« Времен связующая нить».



Участие в городском конкурсе сочинений «Прикоснись сердцем к подвигу».
Совместные заседания с Советом ветеранов Московского р-на.
Ноябрь



15 Экскурсионная поездка в Великий Устюг на родину к Деду Морозу
16 Конкурс юных экскурсоводов посвященных 1000-летию основания
г. Казани « Казань серебряного века».
17 Подготовка и проведение классных часов в младших классах по теме: Наследники 1000- летней культуры.
18 Проведение операции «Школьные следопыты» на тему: «Медаль в моём доме».









Совместные заседания с Советом ветеранов Московского р-на.
Декабрь

19 Поисково-исследовательская деятельность учеников. Тема: « О чем рассказала старая фотография».
20 Экскурсия в музей А..Алиша (школа №55)
21 Работа с исторической краеведческой литературой.
22 Проведение операции « Школьные следопыты» на тему: «Мемориальные места Московского района».
23 Участие в конкурсе «Казань в прошлом и настоящем». Судьба земляка в годы Великой Отечественной войны.
24 Участие в Рождественских чтениях, организованных в гимназии №75.







Совместные заседания с Советом ветеранов Московского р-на.




Стендовая защита подготовленных проектов.
Январь

25 Работа в архивах Национальной библиотеки РТ.
26 Совершенствование экскурсионного мастерства.
27 Кинолектории: «И помнит мир спасённый».

28 Подготовка и открытие новых экспозиций, разработка новых тем экскурсий, посвященных победе в Великой Отечественной войне.


29 Проведение операции « Школьные следопыты» на тему: «Герои Великой Отечественной войны – жители нашего района».




Показ документальных фильмов: Трагедия века. Начало 2 Мировой войны.
Женщины в войне.
Блокадный Ленинград Война.Народ.Победа.



Совместные заседания с Советом ветеранов Московского р-на.

Февраль

30. Конференции, педагогические чтения по вопросам гражданского и военно-патриотического воспитания учащихся.
31. Подготовка к конкурсу фоторабот, детского рисунка, плаката посвященного ратным подвигам защитников Родины.
32.Подготовка и участие в конкурсе детского рисунка «Мир планете Земля – знамя мира в руках детей» при международном центре в музее имени Н.К. Рериха.
Организация шефства над ветеранами нуждающимися в общении.

Подготовка к городскому конкурсу изобразительного творчества «Дети о войне и мире».
Март

33. Участие Поволжской конференции им. Н.И. Лобачевского
34. Подготовка и участие в конференции «Музы вели в бой».
35. Подготовка и участие в конференции: «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны».
36. Оформление стенда в кабинете истории «Подвигу жить в веках», посвященного участникам Великой Отечественной Войны, проживающим в Московском районе.


Исследовательские работы «Дети войны – дети победы».

Апрель

37. Военно-патриотический праздник «Никто не забыт, ничто не забыто».

38. Конкурс знатоков истории, посвященный Великой Отечественной Войне.
39. Уроки мужества, встречи с ветеранами войны – жителями Московского района.
40. Выставка детского творчества: рисунки, плакаты, посвященная победе в Великой Отечественной войне.
41. Конференция участников операции
«Школьные следопыты».

42.Подведение итогов.
Участие в городской акции «Медаль в твоём доме».



Совместные заседания с Советом ветеранов Московского р-на.
Городской конкурс газет детских общественных организаций: «Нам завещана память и слава».
Участие в празднике «Салют, победа».
Участие в районном празднике, посвященном победе в Великой Отечественной войне.
Подведение результатов, награждение.

Май


Список литературы:

1. «Ave, капелла!» Автор-составитель и редактор: Р.П. Ермилова. Казань, «Отечество», 2005.
2.История Казани, том 1, том 2, под. Редакцией З. И. Гильманова, К, Татиздат, 1991
3. «История Востока» Васильев Леонид Сергеевич. Москва, «Высшая школа», 2003.
4.«Из истории казанского купечества» Леонид Девятых. Казань, 2002.
5. «История Татарской АССР. Том 2» Академия наук СССР. Казань, «Татарское книжное издательство», 1960.
6.История Татарстана (Б.Ф. Султанбеков), К, Тарих, 2000, Рекомендовано МО РТ
7. Казань / Автор-сост. С.А. Хворостухина. – М.: Вече, 2004. «Памятники всемирного наследия»
8. Казанские находки, В. В. Аристов, К, Татиздат, 1985.
Казанские истории, №3-4, 9, 19-20, 21-22, 23-24, 2003.
9. «Казань в художественной литературе» Составители В.В. Аристов, А.Г. Каримуллин, В.А. Климентовский. Казань, «Татарское книжное издательство», 1977.
10. «Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки» Авторы-сост. Ф.Х. Мухамедшин, Л.В. Агеева. Казань, 2000.
11.Путеводитель по Казани, под ред. Кузьмина В. В., К, Татиздат, 1980
12. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Владос, 2001
12. «100 историй о суверенитете» Венера Якупова. Казань, «Идел-Пресс», 2000.
13. «Татарстан. ХХ Век. Личности, события, документы. Книга первая. «Личности». Султанбеков Б.Ф. Казань, 2003.
14.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. _ СПб.: СпецЛит, 2000.




































Календарно-тематическое почасовое планирование
объединения «Историческое краеведение»
№№
Название темы
Количество часов
сроки



Всего
Теорети-ческие
Практи-ческие
Индивидуаль-
ные


1
Вводная беседа:
а) инструктаж по технике безопасности

б) нормы поведения в общественных местах, транспорте, музеях
2
1



1

сентябрь

2
Обсуждение программы на год.
Наследники 1000-летней культуры.

Историко-краеведческие возможности Историческое краеведение Памятники истории и культуры
7
2


2

2



1
сентябрь

3
Роль музеев в жизни школы. Что такое музей?

Значение лекций и экскурсий, непосредственное ознакомление с ними на практике
7
1

2
1

3

сентябрь

4
История музейного дела в России.

Происхождение и развитие музеев
4
1

1
1

1

октябрь

5
Поисково-исследовательская деятельность учеников
а) ознакомление детей с методами поиска и исследования.

б) работа с краеведческой и исторической литературой

в) работа в архивах

г) работа в библиотеках
28

2

4

2

2

2

2

4

4

2





4
октябрь




ноябрь

6
Изучение истории родного края
а) военно-патриотическая работа

б) историко-краеведческие исследования

15

2

2

4

2

3

2
ноябрь

7
Экспозиционная работа
а) ознакомление с постановкой экспозиции

б) практическая работа по постановке музейной экспозиции
6
2




2



2
декабрь

8
Разработка музейных экскурсий
а) ознакомление с планами и темами для разработки экскурсий

б) обсуждение каждой разрабатываемой учащимися экскурсии на совете кружка.
10

1

4

1

2



2
декабрь

9
Экскурсионные методы и приемы сдачи экскурсии,
дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства экскурсовода.
11
3
2

2
2

2

январь

10
Проведение экскурсий
а) использование методических разработок для проведения экскурсий

б) проведение экскурсии в стенах музея членами экскурсионных групп с последующим обсуждением
26

2





4


10

2


8


февраль



март

11
Использование технических средств в процессе организации и работы школьного музея.
а) ознакомление детей с возможностями оснащениями музея.
б) знакомство с оснащением городских музеев

Национальный музей РТ
Музей С.Сайдашева
Музей татарского дела в Кировском районе
Музей милиции
Музей КГУ- зоологии, истории, этнографии и геологии
Музей ИЗО.
Музей Г.Тукая
30


2


1
2

2
1
1
1
2
2
2



2

2
2
1
2
1
2
2
апрель




май


Всего
144
35
61
48






Календарно-тематическое планирование
объединения «Историческое краеведение»
1 год обучения
4 часа в неделю, в год 144 часа

Дата
Раздел
Тема
Кол-во
часов


Введение
4ч.
Вводная беседа
Инструктаж по технике безопасности
1



Нормы поведения в общественных местах, транспорте, музеях
1



Предмет и задачи объединения «Историческое краеведение»
2


Обсуждение программы на год
6ч.
Обсуждение программы на год
1



Наследники 1000-летней культуры.
1



Историко-краеведческие возможности края
2



Памятники истории и культуры
2


Музейное дело
18ч.
Происхождение и развитие музеев
2



История музейного дела в России
1



Подготовка к конкурсу
2



Виды музеев. Музеи Казани
1



Роль музея в жизни школы
2



Автобусная экскурсия
8



Значение лекций и экскурсий
2



Ознакомление с экскурсиями на практике
1


Поисково-
исследовательская
деятельность
учеников
10ч.
Поисково-исследовательская деятельность
Подготовка к НПК
2



Ознакомление детей с методами поиска и исследования
2



Работа с краеведческой и исторической литературой. Подготовка к конкурсу
2



Работа в архивах

2



Работа в библиотеках
2


Краеведение
14ч.
Изучение истории родного края
2



Военно-патриотическая работа
2



Исследовательская деятельность
«Моя семья в годы войны»
2



Историко-краеведческие исследования.
Участие в конкурсе
4



Поисково-творческая игра по истории Казани
2



Литературно-краеведческие исследования
2


Экспозиционная
работа
6ч.
Ознакомление с постановкой экспозиции
2



Практическая работа по постановке музейной экспозиции
4


Разработка экскурсии
42ч.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий
4



Ознакомление с планами и темами для разработки экскурсий
1



Тема и цель разрабатываемой экскурсии
1



Изучение темы экскурсии
3



Рождество в доме Баратынских
4



Отбор экспонатов и составление маршрута
4



Работа над содержанием экскурсии
Обсуждение разрабатываемой учащимися экскурсии
3



Экскурсионные методы и приемы сдачи экскурсии
2



Отработка и сдача экскурсии
Интерактивная викторина
2



Совершенствование экскурсий и мастерства экскурсовода
4



Использование методических разработок для проведения экскурсий
4



Экскурсия в Казанский Эрмитаж
4



Проведение экскурсии в стенах музея членами экскурсионных групп с последующим обсуждением
6


Фонды музея
14 ч.
Фонды музея
2



Научная организация фондовой работы
2



Фонды Национального музея г.Казани
2



Учет и хранение фондов
2



Использование технических средств в процессе организации и работы музея
2



Ознакомление детей с возможностями оснащения музеев
2



Оснащение музеев г.Казани
2


Культурно-массовая и воспитательная работа
12ч.
Посещение театра
4



Исследовательская работа
3



Военно-патриотический праздник «Никто не забыт, ничто не забыто»
2



Конкурс знатоков истории
2



Выставка детского творчества
1


Знакомство с оснащением городских музеев
17ч.
Национальный музей РТ
2



Музей Великой Отечественной войны
Казанский Эрмитаж
2



Музей С.Сайдашева
1



Музей пожарного дела в Кировском районе
2



Музей Г.Тукая
2



Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
2



Музей милиции
2



Музей ФГУ- зоологии, истории, этнографии и геологии
2



Музей спортивной славы РТ
2


Итоговое занятие
1ч.
Подведение итогов, награждение активных участников объединения
1





















Календарно-тематическое планирование
объединения «Историческое краеведение» Сабировой Г.С.
2 год обучения
4 часа в неделю, в год 144 часа

Дата
Раздел
Тема
Кол-во
часов


Введение
6ч.
Экскурсия.
2



Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности Нормы поведения в общественных местах, транспорте, музеях.
2



Предмет и задачи объединения «Историческое краеведение»
2


Обсуждение программы на год
8 ч.
Обсуждение программы на год. Наследники 1000-летней культуры.
2



Историко-краеведческие возможности края
2



Памятники истории и культуры
2



Экскурсия в выставочный зал. « Эрмитажа»
2


Музейное дело
8ч.
Происхождение и развитие музеев
2



История музейного дела в России
2



История музейного дела в Западной Европе
2



Виды музеев. Музеи Казани. Роль музея в жизни школы.
2


Вексиллология Фалеристика
30 ч.
Геральдический альбом России
2



Геральдика как наука. Теоретическая геральдика.
2



Герб в Древней Руси, Российском государстве, советская геральдика. Государственный герб РФ
2



Герб Татарстана, герб города Казани, гербы городов Татарстана
2



Флаги нашей Родины. Вексиллология – наука о флагах. Происхождение флагов. Флаги мира.
2



Российский флаг. Современный флаг России.
2



Флаг Татарстана, города Казани, флаги городов Татарстана
2



Происхождение гимна, гимн России
Гимн Татарстана
2



Фалеристика – наука о медалях. Ордена и медали России
2



Награды Великой Отечественной войны
2



Награды Татарстана
2



Награды моей семьи
2



Геральдический альбом России
2



Посещение театра
4


Поисково-
исследовательская
деятельность
учеников 6 ч.
Поисково-исследовательская деятельность
2



Ознакомление детей с методами поиска и исследования
2



Работа с краеведческой и исторической литературой


2


Структура исторического исследования
20 ч.
Работа над введением.
Формулировка проблемы исследования.
2



Актуальность темы. Определение объекта исследования.
2



Предмет. Цель. Задачи. Гипотеза. Новизна исследования.
2



Сбор материала. Анализ основных понятий.
Приемы работы с печатными источниками.
2



Справочно-библиографические издания. СМИ. Правила работы в библиотеке.
2



Правила работы в архиве. Работа с документами.
1



Интернет-источники. Составление литературного обзора темы исследования.
1



Виды методов исследования. Специально-исторические методы.
2



Социально-психологический подход в исторической науке.
2



Социологический опрос. Интервью. Анкетирование. Наблюдения. Эксперимент.
2



Оформление исследовательской работы Требования к оформлению работы. Стиль изложения материала.
2


Представление результатов научно-исследовательской работы.
6 ч.
Устное выступление.
Культура выступления и ведения дискуссии.
1



Тезисы. Структура тезисов. Оформление тезисов
1



Средства и способы представления исследования. Правила оформления презентаций
2



Технология исследования.
Значение исследований в современной жизни.
2


Краеведение
6 ч.
Изучение истории родного края
1



Военно-патриотическая работа
1



Исследовательская деятельность
«Моя семья в годы войны»
1



Историко-краеведческие исследования
1



Литературно-краеведческие исследования
2


Разработка экскурсии
18 ч.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий
2



Отбор экспонатов и составление маршрута
4



Работа над содержанием экскурсии
Обсуждение разрабатываемой учащимися экскурсии
2



Экскурсионные методы и приемы сдачи экскурсии
2



Отработка и сдача экскурсии
2



Совершенствование экскурсий и мастерства экскурсовода
2



Использование методических разработок для проведения экскурсий
2



Проведение экскурсии в стенах музея членами экскурсионных групп с последующим обсуждением
2


Культурно-массовая и воспитательная работа
10ч.
Посещение театра
4



Исследовательская работа
2



Военно-патриотический праздник «Никто не забыт, ничто не забыто»
2



Конкурс знатоков истории
2


Знакомство с оснащением городских музеев
28 ч.
Национальный музей РТ
4



Музей Великой Отечественной войны
Казанский Эрмитаж
4



Музей пожарного дела в Кировском районе
4



Музей Г.Тукая
4



Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
4



Музей милиции
4



Музей ФГУ- зоологии, истории, этнографии и геологии
4


Итоговое занятие
2ч.
Подведение итогов, награждение активных участников объединения
2


всего

144













Календарно-тематическое планирование
объединения «Историческое краеведение»
3 год обучения
4 часа в неделю, в год 144 часа

Разделы программы с указанием часов, отводимых на изучение
Содержание каждой темы
Контрольные, практические работы (количество), перечень экскурсий, походов, соревнований кол-во
Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания, умения)


Введение
6ч.
Экскурсия.

Сформиро-вать у обучающихся представле-ние о историческом краеведении как о предмете, который изучает прошлое края, памятники истории. 


Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности Нормы поведения в общественных местах, транспорте, музеях.




Предмет и задачи объединения «Историческое краеведение»



Обсуждение программы на год
8 ч.
Обсуждение программы на год. Наследники 1000-летней культуры.




Историко-краеведческие возможности края




Памятники истории и культуры




Экскурсия в выставочный зал. « Эрмитажа»
Экскурсия


Музейное дело
8ч.
Происхождение и развитие музеев




История музейного дела в России




История музейного дела в Западной Европе




Виды музеев. Музеи Казани. Роль музея в жизни школы.
с/р


Геральдика
30 ч.
Геральдический альбом России

Сформиро-вать понятие «Отчий дом». Выяснить, что у человека имеется родословная. 


Геральдика как наука. Теоретическая геральдика.




Герб в Древней Руси, Российском государстве, советская геральдика. Государственный герб РФ




Герб Татарстана, герб города Казани, гербы городов Татарстана




Флаги нашей Родины. Вексиллология – наука о флагах. Происхождение флагов. Флаги мира.




Российский флаг. Современный флаг России.




Флаг Татарстана, города Казани, флаги городов Татарстана




Происхождение гимна, гимн России Гимн Татарстана




Фалеристика – наука о медалях. Ордена и медали России




Награды Великой Отечественной войны




Награды Татарстана




Награды моей семьи




Геральдический альбом России
Проверка знаний обучающихся


Поисково-
исследовательская
деятельность
учеников 6 ч.
Поисково-исследовательская деятельность




Ознакомление детей с методами поиска и исследования




Работа с краеведческой и исторической литературой



Структура исторического исследования
20 ч.
Работа над введением. Формулировка проблемы исследования

Познакомить обучающихся с тремя уровнями краеведчес-кой работы: 1)получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя; 2)самостоя-тельное приобретение знаний; 3) изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска


Актуальность темы. Определение объекта исследования.




Предмет. Цель. Задачи. Гипотеза. Новизна исследования.




Сбор материала. Анализ основных понятий.
Приемы работы с печатными источниками.




Справочно-библиографические издания. СМИ. Правила работы в библиотеке.




Правила работы в архиве. Работа с документами.




Интернет-источники. Составление литературного обзора темы исследования.




Виды методов исследования. Специально-исторические методы.




Социально-психологический подход в исторической науке.




Социологический опрос. Интервью. Анкетирование. Наблюдения. Эксперимент.




Оформление исследовательской работы Требования к оформлению работы. Стиль изложения материала.



Представление результатов научно-исследовательской работы.
6 ч.
Устное выступление.
Культура выступления и ведения дискуссии.




Тезисы. Структура тезисов. Оформление тезисов




Средства и способы представления исследования. Правила оформления презентаций




Технология исследования.
Значение исследований в современной жизни.
Обобщение знаний обучающихся 


Краеведение
6 ч.
Изучение истории родного края




Военно-патриотическая работа




Исследовательская деятельность «Моя семья в годы войны»




Историко-краеведческие исследования




Литературно-краеведческие исследования



Разработка экскурсии
18 ч.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий




Отбор экспонатов и составление маршрута




Работа над содержанием экскурсии
Обсуждение разрабатываемой учащимися экскурсии




Экскурсионные методы и приемы сдачи экскурсии




Отработка и сдача экскурсии




Совершенствование экскурсий и мастерства экскурсовода




Использование методических разработок для проведения экскурсий




Проведение экскурсии в стенах музея членами экскурсионных групп с последующим обсуждением



Культурно-массовая и воспитательная работа
10ч.
Посещение театра

Познакомить обучающихся с людьми, которые пережили оккупацию, выстояли в суровый период ВОВ. 


Исследовательская работа




Военно-патриотический праздник «Никто не забыт, ничто не забыто»




Конкурс знатоков истории



Знакомство с оснащением городских музеев
28 ч.
Национальный музей РТ




Музей Великой Отечественной войны
Казанский Эрмитаж




Музей пожарного дела в Кировском районе




Музей Г.Тукая




Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан




Музей милиции




Музей ФГУ- зоологии, истории, этнографии и геологии



Итоговое занятие 2ч.
Подведение итогов, награждение активных участников объединения





Заголовок 1 Заголовок 415