Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему «Осенняя пора»


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №180»
Открытый показ интегрированной образовательной деятельности
на тему «Осенняя пора»
Подготовили:
Учитель- логопед – Писарева Е.Н. СЗДПедагог по изо – Гостева Л.Е. 1 КК
Воронеж 2015г.
Цели интегрированного занятия:
- Уточнить знания детей об осени, грибах — ягодах, перелётных птицах; 
- Обобщение полученных знаний;
- Активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно — образовательные задачи:
• упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов; 
• совершенствовать грамматический строй речи;
• совершенствовать речевые навыки и умения.
Коррекционно — развивающие задачи: 
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать способность к самоконтролю
• развивать длительность и плавность речевого выдоха
• развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика со словами, с предметами (текстильные птички)
2. Пальчиковая игра «Осенний букет»
3. Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»
Художественные задачи
Создать условия для экспериментирования с материалами (тушь, трубочки, сухие листья); продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксографией; познакомить со способом получения клякс – выдувание с помощью трубочки; развивать образное мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе с изобразительными материалами, интерес к творческой деятельности.
Материал:
белая или цветная бумага, тушь черная, ложечки, коктейльные трубочки, кисти, сухие и влажные салфетки, вода, клей ПВА, сухие листья, поднос.
Ход занятия
Учитель — логопед
– Здравствуйте, дети!
Сегодня у нас гости.  
Давайте скажем им “здравствуйте”.
А теперь волшебство (звучит волшебная музыка)
Я взмахну правой рукой и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет! 
Раз, два! 
Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза, 
а когда откроют, будут смотреть только на меня. 
Открывайте!
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим какой сегодня солнечный день. Солнышко нам улыбается. Давайте и мы улыбнемся солнышку «Улыбочка».
Что-то ветерок подул, и листочки с деревьев сдул «Трубочка».
Как на улице тепло, а давайте покачаемся на качелях «Качели».
Время быстро бежит «Часики», а нам с вами нужно многое успеть.
Массаж спины.
Логопед: Язычок свою зарядку сделал, а сейчас и мы с вами сделаем друг другу массаж спины.
Дети встают друг за другом «паравозиком» и выполняют следующие движения:
«Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам (хлопки ладонями по спине).
Гром! Гром! Как из пушек
Нынче праздник у лягушек (Постукивание кулачками).
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят (постукивание пальчиками).
Только мой братишка в луже
Ловит рыбку он на ужин (поглаживание спины ладонями).
Под музыку дети садятся.
- У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! 
Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.
Выполним такое задание: надо собрать цифры и выстроиться по возрастанию... 
Перевернуть листочки с цифрами и прочитать слово, которое получилось. Готовы?!
(Ребята читают хором: «Осень»)Правильно, а вы мне поможете превратиться в Осень? (ребенок надевает осенний венок на Осень, Осень благодарит, делает загадочное движение....) Волшебная музыка.
Осень — А вот и я! Золотая Осень в гости к вам пришла! 
Логопед надевает на голову осенний венок и превращается в Осень.
Осень: По дороге золоченой
Осень щедрая идет
Убран гроздьями рябины
Сундучок она несет.
Ходят часики природы:
День, неделя, месяц, год.
Если осень, у народа,
Каждый день полно забот!
Осень — Становитесь в круг скорей, да споём мы веселей.
Осень: Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь) (на экране картинки ранней осени)
Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
Ребята, назовите, признаки ранней осени? (Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды) (на экране картинки середины осени).В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь (на экране картинки поздней осени). Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Какие признаки поздней осени вы знаете? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)Прочитайте стихотворения об осени (дети читают стихи)Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто - розовый - кленовый.
А рябина осень празднует,
Бусы алые надев.
Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях,
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Логопед: А рябинки на опушке пустились в пляс.
(Осень обращает внимание на экран, где на дереве много (шесть) разноцветных листьев)
Осень - Листочки осенние на веточках висели, ветерок зашалил... Закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание, пройдите испытания!
С дерева на экране падают по одному листочки, каждый листочек означает определенное задание.
1 задание: (на экране падает с дерева первый лист)Загадывание загадки:
Вы встретите меня везде, в салате, соусе, борще. Я блюду каждому хороший друг, я простой зеленый ..... (лук).
Звуковой анализ слова (фишками выложить слово «лук»). Обучение грамоте, развитие мелкой моторики (счётными палочками выложим слово «лук», прочитаем его)
- Посмотрим на экран, проверим правильность выполнения задания (на экране написано слово «Лук»)
- Знакомство со словами — омонимами (на экране две картинки: лук — овощ, лук — оружие ) 
- Развитие связной речи (составить предложение с этими словами)
2 задание: (на экране с дерева слетает 2 листок)(на экране осенний лес, берёзки, под ними грибы растут)а) ФизкультминуткаЗаходи в осенний лес! (дети выполняют ходьбу на месте)Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны и оглядываются вокруг)Вот березки золотые стоят, (поднимают руки вверх)Под березками грибочки на нас глядят ... (приседают и выполняют упражнение "Грибок")В корзинку прыгнуть хотят... (встают и выполняют упражнение "Корзинка")Упражнение "Грибок" - на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки)б) Игра «Четвёртый лишний» (обобщение — исключение)(на экране три любых съедобных гриба и мухомор)Осень — Вышли на полянку, сели все в кружок, угадай, кто лишний, милый мой дружок!Осень -Как назовём одним словом? (грибы)Что лишнее, почему? (ответы детей)
3 задание: (с дерева падает 3 листок, с обратной стороны нарисован мяч)а) Игра «Назови ласково» - работа над грамматическим строем речи (с мячом)Осень - Вот мы в лесу... А что ещё растёт в лесу? (Ответы детей - ягоды) Осень - Мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать, вам нужно обычные слова превратить в ласковые: земляника — черника —голубика — костяника — клюква — брусника — ежевика — малина —клубникаб) Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем:- Ах, какой чудесный воздух!- Ах, как красиво в осеннем лесу!- Ах, сколько листьев под ногами!(Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе)
4 задание: Здоровьесберегающие технологии(на экране по ходу слов пальчиковой гимнастики появляются листья берёзы, рябины, тополя, осины, дуба)а) Пальчиковая игра «Осенний букет»Осень - Ребята, давайте соберём осенний букет...Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба (загибать поочерёдно пальцы)Мы соберём в вазу осенний букет отнесём (сжимать и разжимать кулачки)(на экране нарисована ваза, в которой красивый букет из осенних листьев)б) Упражнение для коррекции зрения –
«Мы листочек увидали»Мы листочек увидали и с листочком поиграли (дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд) Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели (отвести листик вправо, проследить движение взглядом) Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели(Отвести листик влево, проследить движение взглядом) Ветер вверх поднимал и на землю опускал… (поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив на пол) Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза) - Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья? Назовите это явление природы, одним словом ...(листопад)- Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад
Я вам предлагаю устроить настоящий листопад. Возьмите листочки и вместе подуем на них. Только помните – щеки мы не надуваем.
6 задание: (на экране падает 6 лист, дерево стоит без листьев)а) Игра «Лесное эхо»Осень – Что то тихо стало в осеннем лесу, мне кажется я слышу эхо.
- Эхо лесное, спросить могу?Дети - Ау — ау - ау!Осень - Куда это листья лесные пропали?Дети - Опали — опали — опали...Осень - Птички - певички, давно ли галдели?Дети - Летели, летели, на юг улетели...б) Осень - Ребята, как вы думаете, почему осень грустит и все время плачет? Наверное, дело в том, что скоро зима, ей пора уходить. ...Может быть, она не хочет расставаться с нами? Давайте постараемся ее ободрить, а поможет нам в этом педагог по изодеятельности.
Педагог ИЗО:
Ребята! Осень украсила все деревья, сделала их разноцветными. Жалко, что скоро все листья осыплются и потемнеют. Но эту красоту можно сохранить. Посмотрите, пожалуйста! Узнаёте, что это? (попробовать руками высушенные и поломанные прошлогодние листочки, которые сохранили свой цвет).
Дети пробуют их руками, пересыпают из руки в руку, любуются.
Сейчас мы сделаем вот такие деревья: ствол и ветви – выдувание из трубочки кляксы; между ветвями – капли клея; и посыпать капли сухой смесью из листьев. Когда подсохнет – стряхнуть лишнюю смесь.
А пока давайте поучимся правильно дуть, поиграем с птичками (текстильные или бумажные, привязанные к ниточке). Дети держат за ниточку, дуют на птичек, не надувая щеки.
Практическая часть. Изготовление деревьев, экспериментирование с материалами, дыхательная гимнастика.
в) Итог (на экране изображено дерево без листьев)Осень
— Посмотрите - ка, ребятки, деревце стоит голо, выполнили все заданья, время отдыхать пришло.Говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!