Статья по математике Концепция профильного обучения

Концепция
профильного обучения
Полковникова Т.В.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 
Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение  направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Лицей - это государственно-общественный тип среднего образовательного учреждения, реализующий принцип непрерывности образования между старшей школьной ступенью и высшим учебным заведением и являющийся научно-методическим центром по организации, поиска, разработки, внедрения нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации.
Лицей призван обеспечить высокий уровень фундаментальной и допрофессиональной подготовки молодежи, проявившей способности и склонности в выбранной сфере деятельности, с учетом общественной потребности в профессионально-компетентных специалистах в области математики, физики, информатики, гуманитарных, естественных наук и т.д. в зависимости от запроса обучающихся и их родителей каждого конкретного класса.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, отражающая данное направление, предусматривает реализацию следующих основных целей:
обеспечит углубленно изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.



Формами организации профильного обучения могут быть:
- профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;
- профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;
- профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;
- профильные группы, имеющие сборный состав учащихся;
- индивидуальное обучение учеников по специальной программе.

Отличие профильного обучения от углубленного.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.
Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.
Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.









Муниципальный проект
«РФМК»

Конкурсы.
Фестивали.
Конференции

Международные
дистанционные
конкурсы

ВУЗовские
олимпиады

Всероссийская
олимпиада
школьников

Образовательная экспедиция на
радиоастрономический комплекс «Бадары»

Конференции:
«Лицейская интеллектуальная весна»
«Шаг в будущее»
«Человек и космос»
«Мир физики»

Научно-исследовательская деятельность. Олимпиады

Образовательная робототехника

Фестивали:
«РобоЛайф»
«Робосиб-2013»
«РоботЭкспо»
«Роботурнир»

Школа
Архимеда

ЦДТТ г.Иркутск
Творческое
объединение «Юный
программист»

Образовательное со-бытие
проживание

Предметные
погружения

Исследовательская работа на базе
лаборатории
ИРНИТУ

Сетевое
обучение

Международный проект «Технологическая школа»
(Финляндия)

Дистанционная школа г.Новосибирск «Школа плюс»

Байкальская
школа
лидеров

Олимпиадная
школа
при ИРНИТУ

Социально-профильные и учебно-лабораторные практики

Физико -
математический
профиль

Социализация учащихся через проект
«Профильная школа»



15