Конспект НОД Королевство столовых приборов

Ознакомление с окружающим.
«Королевство столовых приборов».

Цель. Расширять знание детей о предметах домашнего обихода, их назначении. Учить детей называть разные виды посуды, сравнивать, классифицировать. Какая бывает посуда, из чего сделана, для чего предназначена. Познакомить детей со свойствами посуды. Учить различать и называть: стеклянную, пластмассовую, металлическую и т.д. Обратить внимание детей на характерные особенности того или иного вида посуды. Уточнить какую роль посуда играет в жизни человека. Закреплять умение правильно сервировать стол.

Оборудование. Иллюстрации, картинки посуды, чайный фарфоровый сервиз, стеклянный графин, пластмассовая миска, керамическая ваза, деревянная ложка.
Ход занятия. Организационный момент. Д/игра «Один – много».
Чашка – чашки, нож – ножи, сито – сита и т.д.
Воспитатель читает стихотворение.
Я – король. Моя корона –
Поварской колпак,
Трон - мой стол.
Мне подвластны вилки, ложки,
Целый полк ножей.
Сковородки, терки, плошки
В гвардии моей.
И кастрюли, поварёшки,
Даже самовар
Все свои имеют клички
Как у важных бар.
Как вы думаете, ребята, о чем написала эти стихи Л. Чарская?
Для чего нам нужна посуда? Как мы пользуемся ею?
Посмотрите на эту картинку? /Девочка за столом обедает/.
Что вы видите на картинке? Что делает девочка? Из чего девочка ест суп? Чем она ест? Что ещё стоит на столе? /Кружка/.
Что в кружке налито? /Компот/.
Кто готовит обед? /Повар/. В чем варили суп, компот? /В кастрюле/. Какую посуду вы ещё знаете? /Дети перечисляют/.
На чем повар жарит картошку? /Повар жарит картошку в сковороде/.
В чем чай кипятят? Кофе заваривают? /Чай кипятят в чайнике, кофе заваривают в кофейнике/.
А теперь посмотрите на картинки и назовите мне железную /стеклянную пластмассовую, деревянную, чугунную и т.д./ посуду, что в ней готовят? /Ответы детей/.
- Железная: чайник, кастрюля, вилка, ложка, нож и т.д.
- Сковорода, в ней жарят овощи, мясные продукты.
- В кастрюле варят суп, каши, компоты.
Воспитатель. А почему кастрюли, сковородки, ножи делают из металла, а стаканы, графин из стекла? Объясните.
Кто покажет керамическую посуду? /Дети рассматривают фарфоровую, деревянную посуду. Объясняют, почему выбран именно такой материал. Подвести к пониманию того, что материал зависит от назначения посуды.
- Стакан, графин, кувшин – стеклянная посуда, чтобы видно было качество чистоты воды. В стакан наливают воду.
Воспитатель. Где делают посуду?
Фарфоровую посуду делают на фарфоровой фабрике. Стеклянную – на стеклозаводе. Чтобы получилась вот такая красивая ваза, кувшин, чашка мастера потрудились немало. Много сил, труда, опыта и таланта вложили в свой труд стеклодувы, гончары, чтобы человеку не только удобно было пользоваться этой посудой, но и любоваться ею, чтобы человеку было веселее на душе.
А вам нравится эта посуда? Назовите, какая посуда вам больше всего нравится, покажите и расскажите, чем она вам понравилась.
Появляется Карлсон и кружится под музыку.
Я спешил к вам, друзья, с жутким нетерпеньем.
И моторчик не зря смазывал вареньем.
У меня за спиной вертится пропеллер,
Поиграть со мной хотите?
Тогда присоединяйтесь ко мне.
Физминутка.
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюквою питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно дето вспоминать.
Пальчиковая гимнастика.
Пирожки мы испечем, /ладони соединяют/
И с капустой /загибают пальцы рук, начиная с большого пальца/
И с морковью, с луком, с картошкой,
Из остатков теста /мизинцы/
Кренделя мы слепим. /Соединяют с большим пальцем, остальные пальцы смотрят вверх/.
Д/игра «Что для чего».
Для чего нужна сахарница, солонка, масленица, перечница, горчичница?
Ответы детей.
- В сахарницу насыпают сахар, в маслёнку кладут масло и т. д.
Зачем нужна кастрюля, чашка, нож?
- В кастрюле варят разные блюда, из чашки пьют, ножом режут продукты.
Куда наливают суп, кладут масло, наливают молоко?
Что приготовим на сковороде?
Д/игра «Кухонная, столовая, чайная»
К какому виду посуды относится кастрюля? /Кухонная/.
Для чего предназначена кухонная посуда? /Для приготовления пищи/
Какую ещё кухонную посуду вы знаете?
Сравни кастрюлю и чайник, чего нет у кастрюли /носика/.
Как называется посуда для чая /кофе/?
Назови столовую посуду. /Супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, ложка, вилка, нож/. Для чего она нужна?
Воспитатель. Ребята, когда мы садимся за стол обедать, вы обращаете внимание на то, как расставлена посуда на столе?
Где стоит тарелка для супа, для второго блюда, где кружка стоит, вилка, ложка лежат?
А знаете ли вы, что каждый предмет на столе имеет свое специальное место и «никто» не может занять его. Знаете почему?
«Было это очень давно, когда человеку надоело есть руками, и изобрел он для себя посуду. Сначала он сделал миску, затем нож и вилку, затем чашку и т.д. Вскоре посуды стало так много, что потребовалось поместить её в отдельную комнату, которую назвали, как? /кухня/. Горшки, миски, чашки, вилки создали на кухне такой беспорядок, что невозможно было сразу найти нужный предмет. Среди этого беспорядка нашлась мудрая Тарелка, которая дала всем совет, как им нужно лежать на столе:
Для вас центром буду я,
Место справа дам ножу
Ложку рядом положу
Будет впредь и навсегда
Рядом с ножиком лежать
Вилку положу я слева
Чтоб зубцами вверх смотрела.
С тех пор на столе стал править Порядок и Чистота.
Почему посуду нужно содержать в чистоте и порядке? Что может случиться, если посуду не мыть и не убирать? Получится тоже самое, что произошло с Федорой в книге К.И. Чуковского «Федорино горе».
Чтение отрывков из произведения.
Изобразительная деятельность.
Рисование. «Натюрморт».
Цель. Познакомить детей с художественным жанром. Учить правильно делать мелкий набросок простым карандашом, закреплять навыки закрашивания.
«Засолка овощей».
Цель. Учить детей рисовать красками, не выходя из контура.
Конструирование из бумаги. «Стакан»

15