Методическое пособие по дисциплине Гидравлические и пневматические системы

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Заволжский автомоторный техникум»
ГБОУ СПО ЗАМТ





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» РАЗДЕЛ «ГИДРАВЛИКА».




Разработал :
Преподаватель Мокрышева Л.Г.























2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Пояснительная записка 3

Основная часть: 4

2.1. структура урока 4

2.2. описание занятия 5

2.3. презентация урока 7

3. Приложения 32

Список используемой литературы 39

Заключение 40

























2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка зачетного занятия по дисциплине «Гидравлические и пневматические системы - раздел «Гидравлика» предназначена для специальностей 190103 «Автомобиле- и тракторостроение», 151901 «Технология машиностроения», 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Данная разработка позволяет студентам в нестандартной форме повторить пройденный материал, ликвидировать пробелы в знаниях по данному разделу, усилить интерес к дисциплине, активизировать познавательную деятельность , развивать у них рациональные формы мышления – анализ, сравнение, обобщение, а также научиться работать в микрогруппе.






























3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:


СТРУКТУРА УРОКА

№ п.п
Вид деятельности
Время

1
Организационный момент
5 мин.

2
1 тур – «Разминка»
7 – 10 мин.

3
2 тур - « Гонка за лидером», в т.ч.
30 мин.


а) написать условное обозначение детали
5- 7 мин.


б) соединить стрелками слова из одной темы
5 – 7 мин.


в) разгадать анаграмму
10 мин.


г) написать назначение различных элементов
5 – 7 мин.

4
3 тур – «Задача»
5 мин.

5
4 тур – «Заморочки из коробочки »
10 мин.

6
5 тур – «Рассказ по схеме»
20 мин.

7
Подведение итогов
10 мин.


















4
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Вид деятельности
Максимальное кол-во баллов

Организационный момент.
Преподаватель отмечает отсутствующих, объявляет тему занятия. Каждому студенту выдается индивидуальный опросный лист, который он заполняет в течение урока.



-

1 тур – «Разминка».

Отгадать ребусы. За каждый разгаданный ребус студент получает 1 балл. На слайдах представлено 10 ребусов.
.



10 баллов

2 тур – «Гонка за лидером».

а) в таблице зарисовать условное обозначение требуемых элементов ( по вариантам)


5 баллов

б) разделить слова по темам.
Стрелками соединить слова из одной темы ( по вариантам)

5 баллов

в) разгадать анаграмму.
На слайде представлено 10 слов, буквы в которых перепутаны .Необходимо переставить буквы местами и разгадать слова.


10 баллов

г) Написать назначение гидравлических устройств ( по вариантам).
5 баллов

Далее студенты делятся на 4 подгруппы и остальные задания выполняют в своих микрогруппах

-

3 тур – «Задача».
Каждой подгруппе выдается задача и, посовещавшись, студенты решают ее совместно.
Преподаватель сразу проверяет задачу и студенты на своем опросном листе указывают количество баллов за решенную задачу ( всем членам подгруппы выставляется одинаковое кол-во баллов, т.к. задача решалась совместно).




4 балла

4 тур – «Заморочки из коробочки».
Каждая подгруппа достает из коробки задание:
- рассказать по плакату устройство и принцип работы какого-либо гидравлического устройства (насоса, гидрораспределителя и т.д.). На подготовку дается 3 минуты, затем каждая подгруппа выбирает 1 человека, который дает ответ на задание.



3 балла

5 тур – « Рассказ по теме».
Самое ответственно и сложное задание- каждой подгруппе
Выдается гидравлическая схема какого-либо станка (сверлильного, долбежного, пресса и т.д.), по которой , посовещавшись в течение 5 минут, надо рассказать принцип действия.
(Студент, который представлял команду в 4 туре, в этом
туре у доски отвечать не может).
В обсуждении участвует вся подгруппа. При подготовке возможно пользоваться конспектом.
Во время ответа у доски, остальные команды внимательно слушают отвечающего, если дополняют или исправляют ответ- получают дополнительный балл, который добавляется в опросный лист студента.

5 баллов

Подведение итогов.
Опросные листы преподаватель собирает, показывает слайды с правильными ответами, разбирает ошибки студентов и объявляет критерии оценок.

-


Критерии оценки:

44 – 47 баллов – «5» отлично,
39 – 43 балла - «4» хорошо,
35 – 38 баллов - «3» удовлетворительно,
Менее 35 баллов – «2» неудовлетворительно.


















6
ЗАДАЧА 1 .
По трубопроводу диаметром 150 мм перекачивают нефть в количестве 1 200 метров кубических в сутки. Определить расход и скорость ее течения.

ДАНО: НАЙТИ:
__________________________________
·____ __________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
РЕШЕНИЕ:
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТ:___________________________________________________________


ЗАДАЧА 2.
По трубе подается нефть ( плотность 780 кг/ м3) в количестве 0,07 м3/с, диаметр трубы 0,3 м. Давление в начале трубы 500 000 Па, потери по длине трубы составляют 20, 6 м. Определить скорость движения нефти в начале, напор в начале и полный напор ( напор в конце трубы).

ДАНО: НАЙТИ:
______________________________________ _____________________
______________________________________ _____________________
______________________________________ _____________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

РЕШЕНИЕ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТ:___________________________________________________________
37

ЗАДАЧА 3.

Определить напор воды в трубопроводе, если он установлен на высоте 2, 75 м, показание манометра 5, 7 атмосферы, скорость движении воды 2,3 м /c.

ДАНО: НАЙТИ:
____________________________________ _________________________ ____________________________________ _________________________
____________________________________
____________________________________
РЕШЕНИЕ:
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТ:___________________________________________________________



ЗАДАЧА 4.

Определить давление воды на подводника и силу, действующую на скафандр водолаза на глубине 48 м, если площадь поверхности скафандра 2,7 м2.

ДАНО: НАЙТИ:__________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________
____________________________________
РЕШЕНИЕ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТ:___________________________________________________________



38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


А.В.Лепешкин, А.А.Михайлин «Гидравлические и пневматические системы». Москва Изд. центр «Академия» 2007 г.

О.Н. Брюхачев, А.Т. Мелик-Аракелян, В.И. Коробко «Основы гидравлики и теплотехники». Москва Изд. центр «Академия» 2004 г.

К.М.Холин, О.Ф. Никитин « Основы гидравлики и объемные гидроприводы» . Москва Машиностроение 1989 г.

О.Ф. Никитин, К.М. Холин « Объемные гидро- и пневмоприводы». Москва Машиностроение 1981г.































39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данное занятие является актуальным в условиях внедрения ФГОС.
При подготовке к занятию использовалось большое количество методов и форм обучения. Оно демонстрирует творческий подход преподавателя к разрабатываемой теме.
Такой тип занятия позволяет развивать аналитические способности
студентов, т.к. содержит и теоретические, и практические задания , требующие логического осмысления материала.
Данный тип урока позволяет наиболее полно оценить знания и умения студента, т.к. во время урока выполняются как групповые, так и индивидуальные задания.
При соответствующей доработке возможно использование данного методического материала другими преподавателями-предметниками.





























40


15