Программа воспитания и развития учащихся на 2014 – 2019 год «Восхождение»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»
(МОУ «Тубинская СОШ»)


Программа воспитания и развития учащихся
на 2014 – 2019 год
«Восхождение»





Классный руководитель: Статьева Марианна Николаевна

п. Тубинский
2014-2015 уч. год.
Содержание программы:
Высота I (5 класс).
Цели: Знакомство с классом, работа по сплочению коллектива.
Задачи:
Изучать склонности и интересы ребенка, с целью развития индивидуальных способностей ребенка.
Способствовать развитию коллектива класса посредством совместной деятельности при проведении мероприятий.
Формировать ответственное отношение к учебе.
Качества, осваиваемые в данном возрасте:Трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, способность к сотрудничеству.
Основой работы в пятом классе является становление коллектива, поэтому много мероприятий носит игровой и занимательный характер. В непринужденной обстановке легче заинтересовать ребят, вовлечь в общую деятельность. Дети всегда стремятся к игре. Она предоставляет им возможность для самовыражения и самоутверждения, дает эмоциональную разрядку, открывает простор для проявления своего «Я», личного творчества. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества.
Основные направления
Индивидуальная работа с учащимися, организация самовоспитания
Работа с ученическим коллективом
Работа с родителями, педагогическим
коллективом

Учебно-познавательная деятельность.

Создание ситуации успеха
по преодолению трудностей в освоении материала отдельным учащимся.
Индивидуальный контроль (по мере необходимости) выполнения домашних заданий.
Практические занятия:
(по необходимости) «Почему я не успеваю?».
Индивидуальные занятия:
«Как работать с учебником».
Изучение учебной мотивации:
«Изучение отношения к предметам».
«Ранжирование учебных предметов».
«Доминирующие мотивы».
Анкетирование «Мои планы на год».
Игры на конкурсной основе:
«Вечер веселых задач».
Классные часы:
«Моя любимая книга».
«Права и обязанности учащихся».
Итоговые классные часы:
«Лукошко добрых дел».
«Наши успехи и промахи».
Беседы:
«Хочу и надо в твоей учебе и поведении.
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Консультации для родителей:
«Как помочь ребенку учиться».
Изучать познавательные интересы учащихся (помощь в выборе кружков).
Индивидуальные беседы с родителями:
«Учеба и поведение ребенка».
Родительское собрание:
«Роль семьи в формировании интереса к учению».
Посещение уроков с целью изучения адаптации учащихся в 5 классе.
Беседы с учителями предметниками: «Адаптация учащихся».






Физкультурно-оздоровительное воспитание и развитие.

Индивидуальные беседы:
«Все мы разные».
Практическое занятие:
«Твоя внешность».
Беседы:
«Твой режим дня».
«Еда любит срок».
«Правила безопасности
проведения игр».
Классные часы:
«Зубы и наше здоровье».
Игры-беседы:
«Знаки и сигналы в пути».
Заочное путешествие:
«Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дороге».
Лыжная прогулка
в зимний лес.
Конкурс рисунков:
«За здоровый образ жизни!»
Консультации с медицинскими работниками:
«Состояние здоровья каждого ученика».
Диагностика:
«Состояние здоровья ученика на начало каждого учебного года».
Беседа медицинского работника «Безобидная простуда».
Родительские собрания:
«Как уберечь детей от беды»?
Анкетирование:
«Вредные привычки».
Веселые старты:
«Мама, папа, я – спортивная семья».

Художественно-эстетическое воспитание.

Откровенный разговор:
«Об интересах и увлечениях учащихся».
Индивидуальные беседы:
«Учимся благодарить».
Подготовка и участие в традиционных школьных мероприятиях.
Беседы по правилам этикета:
«Выходим в люди».
«Приходите в гости».
Классные часы:
«Каждой вещи свое место».
«Что такое красивый поступок».
Организовать совместные с родителями праздники:
День Матери;
Марта;
Новогодний бал.
Родительские собрания:
«Творчество в жизни ребенка».

Гражданско-патриотическое воспитание и развитие.

Привлечение учащихся, к участию в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию, оказание консультационной помощи.
Практические занятия:
«Чем я могу быть полезен Родине?»
Классные часы:
«Россия – Родина моя».
«История моего поселка».
«Ваши права».
Встречи:
«Славные труженики тыла».
Игра–викторина:
«Знаешь ли ты героев своего края?»
«Гимн, герб, флаг России»
Конкурс рисунков к юбилею района
«Будущее края».
Консультации для родителей:
«Как вырастить гражданина».

Трудовое воспитание.

Индивидуальные беседы:
«Мои увлечения в свободное время».
«Необходимость труда».
Анкетирование:
«Мамина помощница».
Беседа:
«О добросовестном отношении к труду».
Акция:
«Ветеранам – нашу заботу».
«Подари человеку радость».
Игра:
«Путешествие на станцию «Бережливая».

Практикум для родителей:
«Обязанности детей дома».
Участие в операции:
«Урожай».

Экологическое воспитание и развитие.


Классный час:
«Природа и поэзия».
Участие по озеленению школьной территории.
Игры конкурсы:
«Народные приметы осени».
«Путешествие по лесной тропинке».
Викторины: «Лекарственные растения».
«Звуки в природе».
Операция:
«Посади цветок».
Конкурс рисунков:
«Любите природу».
Экологический праздник:
«Мой край».


Прогнозируемые результаты:
Устойчивые положительные результаты обучения;
Приобщение школьников к истории своей семьи, школы, края;
Повышение уровня социальной комфортности.





Высота II (6-7 класс).
Цели: Способствовать формированию навыков самостоятельного проведения и планирования мероприятий, воспитание ответственности за порученное дело.
Задачи:
Создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей;
Развитие активности во всех сферах жизни;
Формирование знаний о природе, человеке, обществе.

Качества, осваиваемые в данном возрасте:
Ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить.
Мероприятия в шестом и седьмом классах организуются уже на основе самостоятельной деятельности и инициативы со стороны учащихся. Подготовка к мероприятиям позволяет выявить лидеров классного коллектива, приступить к формированию самоуправления.

Основные направления
Индивидуальная работа с учащимися, организация самовоспитания
Работа с ученическим коллективом
Работа с родителями, педагогическим
коллективом

Учебно-познавательная деятельность.

Создание ситуации успеха
по преодолению трудностей в освоении материала отдельным учащимся.
Доверительные беседы:
«Почему мне трудно учиться».
«Как победить лень»
Изучение учебной мотивации:
«Изучение отношения к предметам (таблица)».
«Ранжирование учебных предметов».
«Доминирующие мотивы».
Анкетирование «Мои планы на год».
Игры на конкурсной основе:
«Конкурс любознательных».
Устный журнал
«Что, где, почему?»
Классные часы:
«Когда труд в радость».
Посещение библиотеки:
обзор журналов «А почему?».

Беседы:
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Диспут:
«Что нам мешает хорошо учиться?»
Консультации для родителей:
«Нужно ли проверять домашнее задание у подростка? Как?»
Изучать познавательные интересы учащихся (помощь в выборе кружков).
Беседы с учителями:
«Причины утомляемости на уроках».
Консультация с учителями:
«Как ребята готовят домашнее задание по их предметам».



Родительские собрания:
«Компьютер в жизни ребенка. «За» и «против»».

Физкультурно-оздоровительное воспитание и развитие.

Индивидуальные беседы:
«Все ли ты знаешь о себе».
«Гигиена подростка».

Беседы:
«Как сохранить улыбку».
«Моя безопасность».
Классные часы:
«Гигиена девочек».
«О здоровье знаю все, но».
Практикум:
«Качества личности, которые помогают воздерживаться от вредных привычек».
Интеллектуальные игры:
«Безвредных сигарет не бывает».
Анкетирование учащихся:
«Вредные привычки».
Конкурс рисунков:
«Скажем, НЕТ вредным привычкам!»
Консультации
с медицинскими работниками:
«Состояние здоровья каждого ученика».
Диагностика:
«Состояние здоровья ученика на начало каждого учебного года».
Родительские собрания:
«Как сформировать привычку быть здоровым».
Практикум для родителей:
«Что может уберечь ребенка от опасностей».


Художественно-эстетическое воспитание.






Индивидуальные беседы:
«Мои достоинства и недостатки».
«Настойчивость и упрямство».
Подготовка и участие в традиционных школьных мероприятиях.
Мастерская общения:
«Урок хороших манер».
Конкурсная программа:
«Улыбка и смех приятны для всех».
Классные часы:
«Доброта спасет мир».
«История русского этикета».
Беседа:
«Легко ли быть добрым».
Семейный праздник в школе:
«Золотая Осень».
«Новогодний серпантин».
«Давайте помечтаем».
Родительское собрание:
Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».

Гражданско-патриотическое воспитание и развитие.

Привлечение учащихся, к участию в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию, оказание консультационной помощи.
Контроль за работой по сбору краеведческого материала.
Классные часы:
«Маленькие герои Большой войны».
«Поэты нашего края».
«Ваш выбор: право или бесправие».
Встречи:
«Наши бабушки – дети войны».
Игра-викторина:
«Навеки в памяти народной».
Урок мужества:
«Прикоснись к подвигу сердцем».
Деловая игра:
«Выборы командира».
Конкурсная программа:
«Женщины в истории России».


Родительское собрание:
«Права и обязанности родителей и детей».

Трудовое воспитание.

Индивидуальные беседы:
«Мои увлечения и свободное время».
Беседа: «Воля и труд - дивные дива творят».
Классный час:
«Небрежный человек все делает вдвойне».
Акция:
«Ветеранам – нашу заботу».
«Подари человеку радость».
Познавательная игра:
«В старину едали деды».
Выставка:
«Мое хобби».
Дискуссия:
«Профессии моих родителей».
Родительское собрание:
«Воспитание в труде».
Участие в операции:
«Урожай».

Экологическое воспитание и развитие.


Классный час:
«Природа в живописи».
Участие по озеленению школьной территории.
КВН:
«Мы знаем окружающий мир».
«Животные и растения».
Викторины: «Лекарственные растения».
Операция:
«Родничок».
Конкурс рисунков:
«Мир заповедной природы».
Операция:
«Чистота улиц поселка».
Развлекательная программа для родителей:
«Фестиваль цветов».

Познай себя.
Тест:
«Моя воля».
«Познай себя».
«Портрет».
Беседа:
«Что ты знаешь о себе?»
Размышления наедине с собой:
Как я отношусь к отметкам?»
«10 моих я».
«Я хвалю себя за».

Практикум:
«Проверяем и тренируем память».
Диспут:
«Можно ли изменить свой характер?»
«Что такое самовоспитание? Как ты его понимаешь?»
Беседа:
«Мои друзья».
«Моя воля».
«Мой характер».
Анкетирование:
Умеешь ли ты решать свои проблемы?»
Игра:
«Морские командные учения».

Лекторий для родителей:
«Личный пример родителей в работе над собой, как необходимое условие успешного самовоспитания детей».
Родительские собрания:
«Как уберечь ребенка от соблазнов?»
Анкетирование
«Ребенок в зеркале родительского мнения».
Практикум для родителей:
«Как помочь ребенку стать уверенным».
Доверительный разговор с родителями:
«Мой ребенок лучше всех, так ли это?»

Прогнозируемые результаты
Проявление уважительного отношения к старшим;
Развитое чувство гордости, любви к родному краю;
Высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам;
Расширение кругозора;
Активное участие родителей в жизни класса и школы.

Высота III (8-9 класс).

Цели: Воспитание навыков организационной работы, развитие лидерских качеств учащихся, умение выбирать основной материал и высказывать собственную точку зрения.
Задачи:
Развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни;
Формирование и отстаивание своей жизненной позиции;
Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
Качества, осваиваемые в данном возрасте:
Высокий уровень образованности и культуры, инициатива, предприимчивость, трудолюбие, умение владеть собой в сложных ситуациях, самодисциплина, самоконтроль.
Внеклассные мероприятия рассчитаны на совместную разработку, подготовку и проведение классным руководителем и учащимися, опору на инициативу лидеров. Стимулирование самостоятельности и активности учащихся повысит в их глазах значимость проводимой работы.

Основные направления
Индивидуальная работа с учащимися, организация самовоспитания
Работа с ученическим коллективом
Работа с родителями, педагогическим
коллективом

Учебно-познавательная деятельность.

Индивидуальные беседы:
«Выбираем экзамены».
«Как идет подготовка к экзаменам».
Консультации:
«Анализ своего поведения в соответствии с законами класса».
Анкетирование «Мои планы на год».
Устный журнал
«Что, где, почему?»
Классные часы:
«Как правильно готовиться и сдавать экзамены».
Посещение библиотеки:
«Справочники, словари, энциклопедии».
Деловая игра:
«Лидер».

Диспут:
«Учеба. Личное ли это дело».
Интеллектуальные игры:
«Эрудит».
«Брейн-ринг».
Беседы с учителями:
«Как избежать учебной перегрузки».
«Ситуации, которых не должно быть».
Консультация с учителями:
«Как ребята готовят домашнее задание по их предметам».
Совместно с учителями предметниками
подготовить рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам.
Родительские собрания:
«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

Физкультурно-оздоровительное воспитание и развитие.

Доверительный разговор с девочками:
«Умение сказать «нет» в критической ситуации».
«Все начинается с любви».
Тестирование:
«Что ты знаешь о витаминах?»
Беседы:
«Откровенный разговор с девушками-подростками».
«Правила поведения в опасных для жизни ситуациях».
Классные часы:
«Красота истинная и искусственная».
«Мифы и, правда, об алкоголе».
«Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение?»
Практикум:
«Научись беречь себя».
Диспут:
Кто счастливее – здоровый нищий или больной король?»
Анкетирование:
«Курение и подросток».
Интеллектуальная игра: «Безвредных сигарет не бывает».
Конкурс рисунков:
«Мы против наркотиков».
Консультации с медицинскими работниками:
«Состояние здоровья каждого ученика».
Диагностика:
«Состояние здоровья ученика на начало каждого учебного года».
Родительские собрания:
«Пассивное курение».
«О подростковых неврозах».
Вечер:
«Неразлучные друзья – взрослые и дети».


Художественно-эстетическое воспитание.

Индивидуальные беседы:
«Твой стиль поведения».
«Как сделать свою внешность более привлекательной»
Откровенный разговор:
«У нас свои секреты».

Подготовка и участие в традиционных школьных мероприятиях.
Беседы:
«Как стать обаятельной девушкой».
«Первая любовь».
Диспут:
«Кому легче жить культурному или некультурному?»
Классные часы:
«Речевой этикет».
«Телефонный этикет».
«Молодежная мода. Что такое стиль?»
«Обзор молодежных программ».
Организовать совместные с родителями праздники.
Вечер:
«Хорошее настроение».
Творческий конкурс:
«Смотр семейных талантов».

Гражданско-патриотическое воспитание и развитие.

Привлечение учащихся, к участию в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию, оказание консультационной помощи.
Классные часы:
«Промыслы и ремесла родного края».
«Исторические имена человеческой памяти».
«Ловушки для подростков».
«Права несовершеннолетних по трудовому законодательству».
Беседы:
«Я гражданин патриот своей Родины».
Тематическая конференция:
«Мой край» Диспут:
«Патриот и гражданин – это одно и тоже?»
Экскурсия:
«Исчезнувшие и исчезающие деревни».
Конкурс ко дню защитника Отечества:
«Турнир амазонок».
Акция:
«Пожелание ветерану».
Конкурсная программа совместно с родителями:
«День рождения района».
Родительское собрание:
«Права детей, права и обязанности родителей».

Трудовое воспитание.

Индивидуальные беседы:
«Мои запросы и семейные возможности».

Классный час:
«Знакомство с сельскими профессиями».
«Талант и труд».
Беседа-размышление:
«О добросовестном отношении к труду».
Анкетирование:
«Что я знаю о работе своих родителей».
Диспут:
«Что значит правильно выбрать профессию?»

Выставка поделок:
«Что сделано моими руками».
Трудовой десант «Жизнь дана на добрые дела».
Викторина:
«Знаешь ли ты трудовое законодательство»
Анкета для родителей:
«Профессиональное будущее вашего ребенка».
Участие в операции:
«Урожай».

Экологическое воспитание и развитие.


Экологический десант:
«Наведем порядок на улице, в поселке, вокруг школы».
Викторина:
«Красная книга».
«Экологический серпантин».
Классный час:
«Цифры и факты: экологические катастрофы».
Интеллектуальное казино:
«Знатоки природы».
Фотоконкурс:
Достопримечательности моего края».
Вечер совместно с родителями:
«Природа в музыке и поэзии».

«Познай себя».

Тест: «Познай себя».
«Я» – реальное, «Я» - идеальное».
«Мои потребности».
Беседа:
«Как я понимаю обязанности перед собой, перед другими людьми и как я их выполняю».
Размышления наедине с собой:
«Познакомься – это ты».
Практикум:
«Мой темперамент».
«Человек привычки - человек воли». «Как принять правильное решение».
Диспут:
«Кто есть я?»
«Что значит владеть собой».
Беседа:
«Я и мы».
«Будь наблюдательным к себе».
«Как развивать ум и память».
«Гениями не рождаются».

Лекторий для родителей:
«Педагогический такт родителей».
Родительские собрания:
«Знаете ли вы своего ребенка?»


Анкетирование:
«Взгляд в будущее».
Практикум для родителей:
«Учим детей решать, проблемы».
«Учимся понимать своего ребенка».




Прогнозирование результатов:
Развитое чувство гордости за свою родину;
Владение методами самовоспитания и самоконтроля;
Повышение интеллектуального уровня;
Проявление самостоятельной творческой активности;
Повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы и классного руководителя.



























15