Психологическая поддержка педагогов и учащихся в исследовательской деятельности и организации научных обществ в рамках программы «Одарённость

Психологическая поддержка педагогов и учащихся в исследовательской деятельности и организации научных обществ в рамках программы «Одарённость».

В свете новых образовательных стандартов исследовательским методам работы и развитию критического мышления отводится большая роль.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», считали великие педагоги ещё в 19 веке. Поддержка и развитие способностей самостоятельного решения разнообразных учебных и исследовательских работ, стремление найти оригинальный, альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне должны быть постоянной заботой педагога.
Для того, чтобы морально подготовить учителя, дать возможность поверить в свои силы, проверить свои возможности или скорректировать профессиональную деятельность можно использовать следующие методики:
тест «Умение создать творческую атмосферу в коллективе»;
тест «Определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми»;
тест «Способность принимать творческие управленческие решения».
Тест «Умение создать творческую атмосферу в коллективе» позволяет сделать вывод о способности педагога услышать новую идею, об умении создавать творческую атмосферу для учеников.
Тест «Определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми» позволяет увидеть потенциальные возможности учителя: стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
Тест «Способность принимать творческие управленческие решения». Оценивая уровень развития способности к принятию принципиально новых, оригинальных, порой неожиданных для других, творческих решений, очень важно оценить решительность, ответственность за их исполнение.
Исходя из полученных данных обследования, школьный психолог может предложить рекомендации учителям для коррекции педагогических воздействий.
В исследовательскую деятельность с удовольствием и интересом включаются учащиеся разного уровня подготовленности. Педагогу необходимо учитывать возможности ребёнка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования. Для этого используется психолого-педагогическая диагностика. В настоящее время публикуется много диагностического материала, выбор зависит от специфики контингента обучающихся, возрастных особенностей их развития.
Тест, определяющий одарённость и направленность ребёнка к какой-то области деятельности;
Методика «Интеллектуальный портрет»;
Методика «Карта одарённости»;
Методика оценки общей одарённости»
Диагностический тест «Способности школьника»;
Методика «Коммуникативные и организаторские склонности»;
Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
В книге А.И.Савенкова «Одарённый ребёнок в массовой школе» рассматриваются вопросы коллективной формы организации учебной деятельности в работе с одарёнными детьми. Например, «Класс-лаборатория». В системе занятий акцент делается на индивидуальной исследовательской деятельности. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют своё время, выбирая не только тематику, но и сами предметы для собственных учебных исследований, практически определяя объём, средства и темп процесса обучения.
Также представлены разработки специальных курсов. «Программа обучения мышлению». В структуре программы выделены:
1) базовый уровень, он раскрывает структуру личностного потенциала – мотивация + интеллект + креативность = одарённость;
2) на содержательном уровне представлены 7 блоков, составляющих структуру программы развития умственных способностей:
конвергентное (логическое, последовательное, однонаправленное) мышление.
дивергентное, или альтернативное, отступающее от логики мышление.
воображение.
восприятие.
память.
внимание.
развитие языка.
Программа курса «Социальная компетенция».
базовый уровень, раскрывает структуру личностного потенциала – мотивация + интеллект + креативность = одарённость;
на содержательном уровне представлены блоки, составляющих структуру программы развития психосоциальной сферы личности:
ценностные ориентации;
межличностные отношения со сверстниками и взрослыми;
преодоление наиболее типичных индивидуальных и эмоциональных проблем;
поведенческие особенности;
стремление к самоактуализации.

15