Статья План мероприятий по подготовке к итоговой аттестации

План мероприятий по подготовке к итоговой аттестации.
Итоговая аттестация учащихся предназначена оценить общеобразовательную подготовку выпускников по биологии с целью государственной аттестации и конкурсного отбора в ВУЗы. Особенности подхода к целям, структуре и содержанию аттестации во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Для успешной сдачи ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализ и планирование, рассуждение, выделение проблемы, поиск решения. С каждым годом такая форма итоговой аттестации как ЕГЭ приобретает все большее доверие обучающихся.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировать основополагающие теории биологии, проводить анализ и равнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем, в свою очередь, встает вопрос: с чего и как начать подготовку?
В связи с этим становится необходимость организации такой целенаправленной работы, которая успешно бы подготовила к сдаче экзамена.
Система работы ежегодно должна пересматриваться. План действий, направления и формы работы должны корректироваться.
Основной целью является либо не допустить учащегося, либо увести его за порог неудовлетворительной оценки, причем, каждый шаг подтверждая документально. Т.е. проще говоря, либо заставить учить, либо доказать, что он этого не хочет делать.
Заранее нужно составить план на год, в котором будет отражена вся планируемая работа, и по мере выполнения корректировать этот план. Учителю необходимо заранее подготовить методические пособия, источники дополнительной литературы, подготовить в кабинете информационный стенд.
Учебная деятельность по подготовке к экзаменам реализуется через:
Урочную систему
Внеурочную работу(индивидуальные и групповые консультации и т.д.).
В работе по подготовке можно условно выделить несколько этапов:
Диагностический (сентябрь).
Уточняется список обучающихся, формируются группы. Составляется расписание дополнительных занятий по подготовке. Причем учащиеся расписываются за то, что они ознакомлены и согласны с данным расписанием. Чтобы потом не возникало моментов типа «я не слышал», «а меня не было» и т.д.
Деятельностный этап.
Очень объемный по сравнению с предыдущим этапом, т.к. здесь идет непосредственна реализация разработанной системы.
Изучение документации. Внимательно изучаем кодификатор, спецификацию и демоверсию. И важным является изучение произошедших изменений по сравнению с предыдущим годом.
Планирование внеурочных дополнительных занятий. Их нужно проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом использовать дифференцированный подход. Организованные занятия только вместе с урочной деятельностью обеспечат обобщение, систематизацию и углубление теоретических знаний. На первом занятии учащиеся знакомятся с анализом структуры работы, определяют наиболее сложные темы для себя и знакомятся с памяткой самостоятельной подготовки.
Самое главное, что занятие должно начинаться не с рассматривания разных видов работ прошлых лет, а с повторения ранее уже пройденного материала. Можно использовать форму лекции, лекции- диалога или создание опорного конспекта. В течение занятий все подготовки ученики отрабатывают навыки внимательного чтения, неукоснительного выполнения инструкций, четкому разборчивому письму. Так же на занятиях осуществляется работа с дополнительно литературой. На каждое занятие заполняется бланк, в котором указывается дата, форма проведения (лекция, диагностическая работа, решение КИМов и т.д.), записывается конкретная тема занятия и опять же каждый учащийся расписывается. Ведется общий лист посещаемости учащимися дополнительных занятий.
Комплектование промежуточных диагностических материалов по разделам и проведение диагностических работ. Эти работы помогают во время выявить и по возможности устранить проблемы в знаниях.
Мониторинг (т.е. оценка уровня подготовленности). Здесь подразумевается проведение ряда диагностических работ. За основу могут быть взяты реальные КИМы прошлых лет с поправкой на изменения, можно использовать открытый банк ЕГЭ (ФИПИ). Результаты всех диагностических работ фиксируются в специальную индивидуальную карту, после чего идет полный анализ работы. Как только проходит несколько диагностических работ я заполняю единый бланк, из которого видно динамику каждого учащегося. Данный анализ сразу позволяет выделить «сильных» учащихся и группу «риск».И здесь может быть целесообразным введение еще одного дополнительного занятия для проработки с «сильными» детьми усложненных заданий части С.
Работа с родителями. В самом начале составляется индивидуальная карта или индивидуальный образовательный маршрут. Там учащиеся записывают всю подготовку, которую они осуществляют (курсы, дополнительные занятия, репетитор, урок, индивидуальные консультации и т.д.) Карта делается в двух экземплярах за подписью родителей. Один экземпляр остается у родителей, другой у учителя. Когда родители привлечены к контролю, результат подготовки ребенка намного лучше. Повышается вероятность того, что ребенок не прогуляет. И к тому же сразу четко видно как ребенок готовится.
Информация о результатах мониторинга. Составляется и заполняется справка. В справке указываются результаты работы, динамика (положительная и отрицательная). Справка состоит из нескольких разделов.
Очень важной является психологическая подготовка и отдельное внимание нужно уделить здоровьесбережению. Мы должны понимать, что для детей ЕГЭ- это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что соответственно повышает уровень тревоги. Нужно разработать рекомендации для учащихся и их родителей как помочь в период подготовки (правильное питание, режим, смена видов деятельности и т.д.)

Как работать с группой «риск»?
Обязательно в известность ставится администрация школы о составе группы «риск». Т.е. учащиеся этой группы должны быть, что называется «на слуху» чтобы потом перед самым экзаменом ребенок вдруг случайно не попал этот список.
На каждого учащегося заводится отдельная индивидуальная папка куда собирается вся информация о подготовке.
Сохраняются все работы, показывающие текущую успеваемость ребенка (на уроках).
Табеля посещаемости уроков и дополнительных занятий.
Табель отметки наличия учебника и выполненного домашнего задания.
Результаты и анализ диагностических работ.



Работа в таком режиме, в такой системе может заставить ребенка подготовиться к экзамену. Хотя дети у нас все разные. На последней сдаче экзамена у нас в школе выявилась одна двойка по биологии. При всем при этом вся вышеуказанная работа проводилась в полной мере и с ребенком и с родителями. Девочка показывала не стабильные результаты с «2» на «3». Мама, будучи в курсе этого утверждала, что ребенок подготовится и обязательно преодолеет порог. В итоге результат неудовлетворительный. С одной стороны я защищаю себя всей той работой, которую провожу, а с другой стороны, наверное, нужно, что то, изменить или добавить в этой системе чтобы прийти к полному отсутствию двоек по предмету.
Конечно, объем работы не маленький, но у нас вами предмет не русский язык или математика, где детей намного больше. Наш предмет как правило выбирает не такое уж и большое количество человек, поэтому я думаю, что вполне реально работать в такой системе. И у детей появляется серьезность, когда они видят, что подготовка и контроль тоже достаточно серьезный.














ЕГЭ по биологии
1. Список учащихся:
Класс
Ф.И.О.
Осуществляемая подготовка
Подпись учащегося




















































2. Дополнительные занятия по подготовке к итоговой аттестации осуществляются один раз в неделю, каждый понедельник на 7 уроке (13.40-14.25).
С расписанием дополнительных занятий ознакомлен и согласен.











п/п
Ф.И. учащихся






























































































































































Лист учета посещаемости учащихся
15