Презентация Системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА и ЕГЭ


ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ, ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Мосенкова Ольга Минасовна учитель истории и обществознания МБОУ «Александровская СОШ №23» ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» «Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Вовлеки меня – и я научусь». Что такое системный подход? Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятель­ности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирова­ния целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром. Принципы системно-деятельностного подхода 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук. Принципы системно-деятельностного подхода 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Человек достигнет результата, только делая что-то сам...(Александр Пятигорский, русский философ) Применение деятельностных технологий и приёмов позволяет реализовать поставленные задачи: глубокое и полное усвоение обществоведческих понятий;систематизация, обобщение знаний; достижение высоких баллов   на ЕГЭ, ГИА  по обществознанию. 1 этап  -  работа   с понятиями на уроках и курсах по выбору, элективных курсах.2 этап   - работа с интерактивными  презентациями.3 этап  -  работа с  текстами. 4 этап - работа с рабочими тетрадями. 5 этап -   работа  с тренажёрами.    Системно-деятельностная  технология  подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА Прием использования маркеров – эффективный механизм формирования метапредметной компетентности. Маркер – это сущностный, родовой смысл понятия, смысловой ключ к понятию. 1 этап   Работа   с понятиями Понятие – «индивидуальность» – маркер – «своеобразие». Понятие - «индивид» - маркер – «типичное, общее».Понятие – «суверенитет» - маркер – «независимость».Понятие – «реформа» - маркер – «преобразование».Понятие – «искусство» - маркер – «художественный образ». Например: при работе с термином «право» учащимся предлагается 1) подчеркнуть главные слова.Право – система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения.2) представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки права). Прием использования подчёркивания Системно –деятельностный подход. Рекомендации по выполнениюзадания С8 составление простого плана;выявление особенностей сложного плана (преобразование простого плана на основе содержательно-логических связей, соподчинения его пунктов);составление плана с «дырками»;составление плана лекции;составление планов по алгоритму (однообъектная тема и многообъектная тема); Этапы работы над планом могут быть следующими: 1. Две основные теории происхождения человека.2. Божественная теория происхождения человека.3. Появление человека в результате естественного отбора.4. Теория Ч.Дарвина.5. Нет единственной теории происхождения человека. 1. Теории происхождения человекаА) Божественная теория происхождения человекаБ) Человек – результат естественного отбора.2. Многообразие теорий о происхождении человека. Преобразование простого плана 1.Понятие «…».2. Виды, черты, формы, признаки …А)Б)3. Важнейшие задачи …А)Б)4. Основные функции …А)Б)В)5. Структура, основные этапы развития …А)Б)6. Роль, значение … в государстве (в развитии общества, в современном мире, для личности) Алгоритм для составления плана по однообъектной теме Алгоритм для составления плана по многообъектной теме 1. Понятие А) ...Б) …2. Формы …А)Б)3. Формы, основные признаки …А)Б)4. Проблемы взаимосвязи … и …5.Развитие … и … в современном мире. (Перспективы развития, введения … и … в России.) Примеры тем для выполнения задания С 8 Пример 1 Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Правонарушение». Составьте план, в соответствии с которым будете освещать эту тему.План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы Пример 2 Понятие правонарушения.Признаки правонарушения: 1) противоправность; 2) общественная опасность; 3) виновность; 4) юридическая ответственность.Виды правонарушений: 1) проступки; 2) преступления.Причины правонарушений.Виды юридической ответственности за правонарушение: 1) административная; 2) уголовная; 3) дисциплинарная; 4) гражданско-правовая. 5) материальная Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/14/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-obuchenii http://festival.1september.ru/articles/607002/ http://down.ctege.info/ege/obshee/obshestvo/obshestvo-C8-plan.pdf