Рабочая программа дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена для специальности Музыкальное образование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский педагогический колледж»

















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология, гигиена


















2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

Разработчик:
Испулова Гульжихан Кадракановна, преподаватель естественнонаучных дисциплин.

Рассмотрена на заседании Научно-методического совета ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
протокол № 2 от « 25 » ноября 2013г.
Дано Экспертное заключение

























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология, гигиена
Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство.
Программа учебной дисциплины может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять возрастные особенности строения детей, подростков и молодежи;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
-обеспечивать соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации музыкального образования;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата и его развития;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей;
- основы гигиены детей и подростков;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 17 час.



























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34

в том числе:


практические занятия
8

контрольные работы
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

изучение литературы по теме и заполнение таблиц, схем
подготовка к семинарам
конспектирование
8
7
2

Промежуточная аттестация в форме зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Основные закономерности роста и развития организма.


8


Тема 1.1.
Развитие организма человека.

Содержание учебного материала
5



1.
Значение анатомии и ее связь с другими науками. Методы изучения. Внутриутробный период развития.
1
1


2.
Возрастные периоды. Показатели физического развития детей.
1
2


3.
Ткани, их виды, функции, особенности.
1
3


4.
Основные закономерности роста и развития организма.
2
2


Практические занятия
1



1.
Анализ строения клеток и тканей под микроскопом(№3)




Самостоятельная работа обучающихся
2



Заполнение таблицы «Возрастные периоды».(№2)
Конспект темы «Внутриутробный период развития» (№1)
Подготовка сообщений «Влияние вредных привычек родителей на развитие ребенка» (№1)



Раздел 2.
Опорно-двигательный аппарат

6



Тема 2. 1.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата
Содержание учебного материала
3



1.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности костной системы.
2
2


2.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности мышечной системы.
1
3


Практические занятия
1



1
Анализ нарушений осанки, плоскостопие: причины, профилактика.(№2)




Самостоятельная работа обучающихся
2



Заполнение таблицы «Части скелета и их функции» (№1)
Конспектирование «Развитие мышц» (№2)
Подготовка сообщения «Нарушения осанки у детей, способы коррекции» (№2)
Составление словаря анатомических понятий.(№1,2)



Раздел 3.
Нервная и гуморальная регуляция организма

9


Тема 3.1.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности нервной системы. Высшая нервная деятельность

Содержание учебного материала
4



1.
Значение и план строения нервной системы.
1
1


2.
Центральная нервная система: спинной и головной мозг
1
1


3.
Координация нервных процессов. Поведение - результат интегрированной деятельности мозга.
1
2


4.
Учение Павлова И.П. о ВНД. Типы ВНД у детей по Красногорскому.
1
2


Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление таблиц «Сравнение симпатической и парасимпатической НС» (№1), «Отделы мозгового ствола, их функции» (№2)
Подготовка сообщений «Профилактика переутомления у детей дошкольного и младшего школьного возраста», (№3), «Причины детских неврозов» (№4)



Тема 3.2
Гуморальная регуляция функций организма
Содержание учебного материала
1



1.
Характеристика эндокринной системы. Анатомия желез внутренней секреции.
1
2


Практические занятия:
1



1.
Влияние гормонов на рост и развитие детей и подростков. ( поменяла тему)




Самостоятельная работа обучающихся
1



Составление таблицы «Железы внутренней секреции»



Раздел 4
Анализаторы

6



Тема 5.1
Анализаторы.
Содержание учебного материала
3



1.
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.
1
2


2.
Слуховой анализатор. Нарушения слуха у детей, гигиена слуха.
1
3


3.
Понятие о вкусовом, обонятельном и двигательном анализаторах. Гигиена органов чувств
1
2


Практические занятия
1



1
Анализ нарушений зрения и слуха у детей. (№2)




Самостоятельная работа обучающихся
2



Определение остроты слуха у родственников (№2)
Подготовка рефератов «Нарушения зрения и слуха у детей: причины, профилактика» (№1,2)
Составление таблиц: «Строение глаза», «Строение органа слуха» (№1,2)



Раздел 5
Висцеральные системы

18


Тема 5.1
Строение и функции пищеварительной системы.

Содержание учебного материала
2



1.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии у детей

2


Самостоятельная работа обучающихся
1



Составление таблицы «Железы пищеварительной системы: положение, строение, функции».
Составление схемы обмена веществ в организме.



Тема 5.2
Сердечно-сосудистая система.
Содержание учебного материала
2



1.
Кровь и кровообращение. Возрастные особенности крови. Малокровие
1
2


2.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности строения и развития сердца у детей.
1
3


Практические занятия
1



1
Определение частоты сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке. (№2) ( поменяла тему)




Самостоятельная работа обучающихся
2



Определение мест пульсаций крупных артерий.(№2)
Составление схем кругов кровообращения (№1)
Подготовка докладов: Влияние вредных привычек на работу сердечно – сосудистой системы (№2)
Подготовка беседы для родителей: Профилактика анемии у детей (№1)



Тема 5.3
Строение и функции дыхательной системы.
Содержание учебного материала
1



1.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности дыхательных путей и органов дыхания детей. Гигиена дыхания у детей. Гигиенические правила при обучении пению и декламации

3


Практические занятия
1



1
Анализ гигиенических требований к воздушной среде помещений (поменяла тему)




Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление таблицы «Дыхательные пути и их функции».
Подготовка сообщений на тему: микроклимат помещений ДОУ, ОУ.



Тема 5.4.
Строение и функции выделительной системы.
Содержание учебного материала
2



1.
Анатомо- физиологические особенности мочевыделительной системы детей. Гигиена мочеполовой системы. Этапы образования мочи.
1
1


2.
Анатомо -физиологические особенности кожи детей. Гигиена кожи, одежды и обуви детей. Закаливание детского организма.
1
3


Практические занятия
1



1
Анализ гигиенических требований к обуви и одежде детей (№2)




Контрольная работа по разделу
1



Самостоятельная работа обучающихся
2



Подготовка беседы для родителей: Роль гигиены кожи в укреплении здоровья детей (№2)
Составление плана – доказательства на тему: Необходимость соблюдения правил гигиены кожи в зависимости от возрастных особенностей (№2)
Подготовка доклада: Закаливание детей (№2)



Раздел 6
Гигиена среды, гигиеническое воспитание детей, подростков и молодежи

4


Тема 6.1.
Основы гигиены детей и профилактика заболеваний
Содержание учебного материала
1



1.
Система гигиенического воспитания. Основы профилактики детских инфекционных заболеваний.
Гигиенические нормы, требования, нормы и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза

2


Практические занятия
1



1
Составление плана проведения под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей




Самостоятельная работа обучающихся:
1



Подготовка сообщений «Гигиенические требования к санитарному содержанию ДОУ, ОУ.




Промежуточная аттестация-Зачет
1



Всего
51










условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия
- учебного кабинета естествознания

Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для обучающихся и преподавателя;
- учебно-методический комплекс по учебной дисциплине.
- комплект учебно-наглядных пособий «Анатомия человека»;
- объемные модели органов человека (ухо, глаз, желудок, сердце, скелет
человека, головной мозг, скелет черепа, зубы);
- плакаты (нервная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная,
мочевыделительная системы);
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, стетоскопы, тонометры,
ростомер и др);

Технические средства обучения:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
-доступ к сети Интернет;
- компьютер;
- мультимедийная система.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Коршевер, Е.Н., Шилов, В.Н. Гигиена: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 216с. (конспекты лекций для медицинских вузов)
2. Лысова, Н.Ф., Айзман, Р.И., Завьялова, Я.Л., Ширшова, В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 396 с. – Университетская серия: студентам педагогических высших и средних специальных учебных заведений, учителям и воспитателям.
3. Сапин, М.Р., Сивоглазов, В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват.. учрежд. сред. проф. образования. – М.: 2008. – 384 с. Серия: среднее профессиональное образование.
4. Сапин, М.Р, Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.– М.: ИОЦ «Академия», 2008 – 432с. Серия: высшее образование.

Дополнительные источники:
1. Атлас анатомии человека /рук. проекта А. Астахов, К. Чеченев. – М.: Изд. «Белый город», 1997. – 15 шт.
2. Данюков ,В.Н. Атлас по анатомии и физиологии детей и подростков
3. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. – М.: ГМЦ «Первая Образцовая типография, 1998. – 15 шт.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных организациях» http://www.rg.ru/printable/2010/09/08/trebovaniya-dok.html
5. Лучкевич, В. С., Поляков, И. В. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебное пособие – Спб.: 2005.
6. Как вырастить здорового ребенка./Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с.: ил. – (научно-популярная медицинская литература).

Интернет-ресурсы:
1. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Форма доступа: http://www.psihu.net/library/file114
2. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Курс "Возрастная анатомия, физиология и гигиена". Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] x&l_op=viewlink&cid=2672&orderby=titleA&fids[]=2493
3. Возрастная анатомия, физиология и гигиена – реферат. Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


определять возрастные особенности строения детей, подростков и молодежи
Тестирование
устный опрос
оценка выполнения практических заданий

оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте
оценка на практическом занятии
оценка выполнения таблицы «Возрастные периоды»
оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся
тестирование

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей
оценка выполнения практических заданий



обеспечивать соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе

оценка выполнения практических заданий
устный опрос

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности
решение практических задач

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации музыкального образования
устный опрос


учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса
устный опрос
контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся

Знания:


основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека
тестирование
контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся

основные закономерности роста и развития организма человека
оценка защиты сообщений
оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
оценка контрольных работ по темам «Нервная система», «Висцеральные системы»
контроль за выполнением таблиц и схем по темам «Дыхательная, нервная, пищеварительная и т.д. системы»

регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

оценка выполнения сообщений
оценка контрольных работ по темам «Нервная система», «Эндокринная система»
устный опрос

возрастные анатомо-физиологические особенности детей
устный опрос
оценка конспектирования тем «Возрастные изменения эндокринных органов»,
оценка защиты сообщений и рефератов
«Возрастные, половые и индивидуальные особенности скелета», «Особенности нервной системы детей» и т.д.

анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата и его развития;
устный опрос
оценка конспектирования тем «Возрастные изменения голосового аппарата»

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение
контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся
тестирование
устный опрос

основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей
оценка составления памятки для родителей «Профилактика инфекционных заболеваний»

основы гигиены детей и подростков
оценка выполнения сообщений
тестирование
устный опрос

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза
устный опрос
тестирование


основы профилактики инфекционных заболеваний

оценка составления памятки для родителей «Профилактика инфекционных заболеваний»

гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы
оценка на практическом занятии


















































13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1Мђ Заголовок 3ђ Заголовок 5Ъђ Заголовок 615