Дополнительная образовательная программа «Творения рук — души отрада»


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
города Йошкар-Олы»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании метод. совета Директор школы
На зам.директора по УВР ________
Л.Г. РалкоКонечниковаО.Б. Приказ № 111/6
Протокол № 1 « 31» августа 2015 г.
От « 31» августа 2015 г.




«Творения рук - души отрада»
дополнительная образовательная программа
Направленность - художественно-эстетическая
Автор-составитель:
Соколова Ирина Михайловна,
учитель технологии
Йошкар-Ола
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Отличительной особенностью является то, что программа состоит из модулей, т.е охватывает различные техники прикладного творчества. Это позволяет ребенку развивать свои творческие способности в нескольких направлениях. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры и развитие художественно-творческой активности.
Задачи программы:
освоение технологических знаний, основ культуры по созданию личностно или общественно значимых изделий;
совершенствовать умения и формировать навыки работы инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
развитие познавательных интересов в области декоративно-прикладного искусства, технического мышления; сенсорных и моторных навыков; Волевой и эмоциональной сферы;
формирование творческих способностей, духовной культуры, образного пространственного мышления и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
воспитание патриотизма, гуманности и коллективизма , дисциплинированности, трудолюбия.
Организация деятельности кружка.
Объединение комплектуется из учащихся школы. Количество детей в группе для освоения программы – 8-12 человек.
Режим работы кружка:
1 занятие в неделю по 2 часа.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой
Вязание
ИзонитьРабота с природным материалом
Работа с тканью
Работа с бисером
Характеристика ожидаемых результатов.
При изучении программы кружка обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
облюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «Творения детской души» (2 часа в неделю)
№ п/пРаздел Общее количество часов в том числе
Теоретич. Практич.
1 Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на кружке. 1 1 -
2 У природы нет плохой погоды 13 1 12
3 На пороге зима 8 1 7
4 Мастерская Деда Мороза. 8 1 7
5 Зимние узоры 8 1 7
6 Подарки для самых милых, любимых и родных 8 1 7
7 Дружно мы весну встречаем 6 1 5
8 Весенний калейдоскоп 8 1 7
9 Как прекрасен этот мир 8 1 7
10 Вот и стали мы на год взрослей 2 - 2
Всего 70 9 61
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение программы определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, распознаванию способов соединения деталей и их размеров, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать эскизы.
При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с природным материалом. Рассказ о флористике. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. Изготовление композиций из овощей, фруктов, природного материала, засушенных листьев, Работа но замыслу детей.
Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем складывания и кручения Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). Изготовление настольных игрушек. Изготовление поздравительных открыток. Изготовление поделок в технике оригами, айрис. Изготовление игрушек-мобиле.
Работа с нитью и тканью. Изготовление изделий в технике изонить. Аппликация из нитяной крошки. Изготовление аппликаций из нитяной крошки. Изготовление салфетки с бахромой. Шитье мягкой игрушки. Цветы из ткани. Вышивка лентами.
Работа с бисером. Знакомство с различными видами низания. Плетение изделий на плоской основе. Плетение браслетов-“фенечек”. Плетение колец. Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений). Плетение брошек (работа по схемам). Плетение кулонов. Ажурные браслеты. Плетение одной нитью. Плетение в две нити. Плетение жгута. Плетение крестиком. Плетение столбиком. Работа по замыслу детей.
Вязание крючком. Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа. Вязание игрушек-сувениров. Работа по замыслу детей.
Вязание на спицах. Приемы вязания. Набор петель начального ряда. Лицевые, изнаночные и кромочные петли. Накиды. Прибавление и убавление петель. Вязание рисунка. Работы по замыслу детей.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Творение рук – души отрада» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрены творческие проекты по теме декоративно-прикладного искусства.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: викторина, конкурс, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Программа разработана с учётом следующих законодательных  нормативно – правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от   24.07.1998 №24 – Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации  от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3;
Дидактический материал:
Журналы, статьи, интернет ресурсы, публикации с описанием техники изготовления изделия, схемы, эскизы будущих изделий.
Материальное обеспечение
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, пряжаЛИТЕРАТУРА
Литература (для руководителя кружка)
Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе / И.К. Щеблыкин, В.И.Романина, И.И. Кагакова. – М. Просвещение, 1990
Гукасова А.М.. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981г.
Гусакова М.А Аппликация – М.: Просвещение, 1987г.
Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов – М.: Просвещение, 1988 г.
Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2005
Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985.
Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Ниола-Пресс, 2007..
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль: «Изд. Акад.развития», 2001
Интернет ресурсы
Литература для кружковцев.
Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007г.
Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
Модные рукоделия для девчонок //Сост. М.С.Зимина, Ю.С. Долгинцева. – М.: Изд-во Эксмо, 2005г.
Молотобарова О.С. “Кружок изготовления Магина.А. Изделия из бисера. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004г.
Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
Поделки из ткани / Н.К.Кобякова.- М.: Айрис-пресс, 2006г.
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. -М.: Айрис-пресс, 2004г.
Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
Интернет ресурсы